Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Современная структура рыночной экономики в масштабах Республики Беларусь предполагает 100-150 тыс. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 40-50 тысяч.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ в 97-2003.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

    Современная структура рыночной экономики в  масштабах Республики Беларусь предполагает 100-150 тыс. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в  то время как их фактически насчитывается 40-50 тысяч.

    Поэтому  необходимо  дать  свободу  для  развития  предприятий  малого   бизнеса. Они могут дать Беларуси необходимую  насыщенность  рынка,  устойчивые цены, среду  конкуренции,  которой  так  не  хватало  крупным  монополистам-гигантам,  из-за  чего  страдало  качество,  а   процесс   внедрения   новых технологий всегда был заторможен.

    Сложившаяся экономическая обстановка подрывает  стимулы к предпринимательской  деятельности, которые только и могут  привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней  экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

    Активный  рост доли малых предприятий в  структуре  экономики  западных стран  начал происходить с середины 70-х, начала 80-х годов.  На  сегодняшний  день в наиболее развитых странах  Запада малые  фирмы  составляют  70-90%  от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США -  где  в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с  ее  71,7% и страны ЕС, где на  аналогичных  предприятиях  трудится  примерно  половина работающего  населения.  Только  эти  цифры  говорят  об  огромной  важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

    В пользу эффективности этих фирм говорит  тот  факт,  они  внедряют  в 17 раз больше нововведений и разработок,  чем  крупные  предприятия,  которые  дают  жизнь  лишь  10%  новых  технологий,  остальные  90%  внедряют   малые предприятия и независимые изобретатели.

    Наконец,  развитие  мелкого  предпринимательства   необходимо   только потому, что  они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе  с ними  получают  значительную  выгоду,  как для себя,  так и для рыночной экономики в целом.

    В  данной  работе  будет   сделана   попытка   охарактеризовать   малое предпринимательство в  Республике Беларусь в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. 
 
 
 
 
 

СУЩНОСТЬ  И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА 

  1. Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой  экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и  предприятий. Например, в Индии число  МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн.

Роль  малого бизнеса проявляется, во-первых, в том, что он обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений [2, с.45].

Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных  разработках привело к тому, что  во многих случаях небольшие фирмы  идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.

Мелкие  фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований.

К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого предпринимательства.

Развитие  специализации и кооперации вовлекает  мелких предпринимателей в сферу  влияния крупных объединений.

Фактически  они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные  единицы.

Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Для хозяев монополистических объединений  также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию  по достаточно низким  ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы.

Важность  малых предприятий еще и в  том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им [2, с.46].

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в Республике Беларусь экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

К малым  предприятиям, по закону "О предприятиях" относятся вновь создаваемые  и действующие предприятия:

- в промышленности  и строительстве - с численностью  работающих до 200 человек

- в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек

- в других  областях производственной сферы  - с численностью работающих до 50 человек

- в отраслях  непроизводственной сферы - с  численностью работающих до 25 человек

- в розничной  торговле - с численностью работающих до 15 человек

Других  документов, определяющих категорию "малое  предприятие" и регулирующих их деятельность, пока нет.

По закону, малые предприятия могут создаваться  на основе любых форм собственности  и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. 
 
 
 
 
 
 

ПРОБЛЕМАТИКА  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

  1. Малое предпринимательство, самый многочисленный отряд мелких собственников, призвано работать на массового потребителя товаров и услуг. Малый бизнес чутко реагирует на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Основной стратегией данного сектора экономики является постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывное приспособление к потребителю, мобильность, быстрая реакция на изменяющиеся условия.

Можно указать на четыре недостатка правительственной  программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый  фундаментальный недостаток - это  сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй  фундаментальный недостаток реформы  связан с логикой развертывания  преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес [7, с. 53].

    Третий  недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального  капитала для малого предпринимателя  на старте. Существует три источника  капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает должным образом. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

    Четвертый фундаментальный недостаток – отсутствие, до недавнего времени, систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса.

Государственная поддержка финансирования новых  фирм и предприятий может осуществляться следующим образом.

1. Учреждение  инвестиционного фонда по поддержке  малого и среднего бизнеса. Главной задачей такого фонда должно стать инвестирование малого бизнеса путем размещения средств на конкурсной основе.

2.  Обеспечение  государственных гарантий под  заем и кредиты, к которым  относятся: обычные ссуды в размере 250-500 тысяч долларов сроком до 25 лет. Средний размер такой ссуды можно определить в 100-120 тысяч долларов сроком на 7-8 лет.

3.  Ссуды  для экономического развития  регионов с помощью создания  рабочих мест и оживления экономики:  ссуды для оказания помощи  малым строительным фирмам,   краткосрочные ссуды для финансирования малых фирм, имеющих сезонную активность, ссуды для развития малых предприятий в области энергетики, ссуды малым фирмам, руководители которых - инвалиды.

4. Кредитная  линия для финансирования малых  фирм, выходящих на внешний рынок.

5. Финансовая  помощь на случай стихийных  бедствий.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь