Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Современная структура рыночной экономики в масштабах Республики Беларусь предполагает 100-150 тыс. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 40-50 тысяч.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ в 97-2003.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Для стран  с переходной экономикой, к которым  относится  и Республики Беларусь, характерно сочетание рыночного  «саморазвития» и государственного регулирования. При этом переход  к рыночным механизмам является не самоцелью, а лишь средством динамичного развития республики, её интегрирование в мировое экономическое пространство и на этой основе роста благосостояния граждан.

Рыночная  экономика для своего нормального  функционирования нуждается в развитой инфраструктуре юридических и финансовых институтов, формальных и неформальных норм, общепризнанных ценностей и традиционных правил общения. Как показывает опыт экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ, в период реформирование необходимо твердое государственное регулирование для того, чтобы использовать весь накопленный потенциал экономики страны, обеспечить развитие промышленности и устойчивый рост ВВП.

На сегодня, в основном, исчерпаны прежние  возможности первоначального накопления и формирования стартового капитала за счет спекулятивного торгового оборота. В тоже время благоприятная рыночная среда для более интенсивного роста негосударственного сектора экономики и получения от него высокой отдачи пока не создана.

Это обусловлено, прежде всего, утяжеленной системой налогообложения и регистрации хозяйственной деятельности, неразвитостью фондового рынка, непривлекательностью предложения долгосрочного кредита, недостаточными объёмами привлечения сбережений населения и иностранных инвестиций. При этом очевидно ослабление рычагов государственного управления, в то время, как механизм корпоративного управления, заключающийся в действенном акционерном контроле, не работает в полной мере. Не создана также финансовая база для проведения глубокой технологической реструктуризации и интенсивного экономического роста, - следствии слабой привлекательности финансовых инвестиций для частных и иностранных инвесторов, а также утечки финансового капитала в зарубежные страны. Это предопределяет угрозу технологического отставания, снижение конкурентоспособности и вытеснение отечественных производителей с внешнего и внутреннего рынка зарубежными конкурентами.

С учетом указанных факторов, стратегическим планом развития негосударственного сектора экономики  представляется необходимым обеспечить рост  главным образом за счет инвестиционных вливаний и перемещения рабочей силы на технологически обновленные рабочие места.

Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено тем, что малые и средние предприятия:

в большей  степени, чем крупные предприятия, содействуют росту занятости, и  их доля в общем числе рабочих  мест может быть весьма значительной (в государствах ЕС малые и средние  предприятия обеспечивают 55% рабочих мест в экономике);

могут помочь реорганизации крупных государственных  предприятий, позволяя поглотить и  не задействовать основные фонды, и  излишнюю численность работников;

дают  экономике дополнительную гибкость в оказании услуг в производстве разнообразных потребительских товаров;

способствуют  усилению конкуренции на рынке и  ограничению монополизма крупных  предприятий;

могут служить «Инкубатором» предпринимательских (рыночных навыков и инноваций).

Для выхода на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия:

совершенствование нормативно – правовой базы поддержки  развития малого предпринимательства.

установление  ряда налоговых льгот и льготирование  долгосрочного кредитования, расширение системы микрокредитования и  увеличения объёмов финансового  лизинга, в том числе и международного;

внедрение залоговых и других нетрадиционных форм привлечения финансовых инвестиций;

совершенствование и развитие инфраструктуры и поддержки  предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» малого бизнеса, инновационные  центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного кредитования и  страхования, а также другие инновационно – инвестиционные структуры);

формирование  разветвлённой системы подготовки переподготовки кадров для предпринимательских  структур, использования для этих целей потенциала высших и средних  специальных учебных заведений  страны.

Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства [5, с. 75].

В республике должно предусматриваться дальнейшее совершенствование системы налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решений на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению.

Все эти  меры могут значительно усилить  общественный интерес к предпринимательской  деятельности в целом, а также  к таким её отраслям, как бытовые  услуги для населения.

В этой сфере необходимо уделить особое внимание оказанию качественных услуг населению.

Главной целью финансовой политики государства  в отношении малого бизнеса должно быть устранение неблагоприятного положения  малых предприятий на рынке кредитных  ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высокоэффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных  качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа  деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения малого бизнеса.

На  макроэкономическом уровне для успешного  функционирования предпринимательства в целом необходимо комплексно решать следующие основные задачи:

улучшать  предпринимательский климат, создавать  благоприятную рыночную среду для  ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса;

устранять причины, обусловливающие отток предпринимательского и научно-технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны. Создавать условия для его реинвестирования в отечественную экономику;

Упорядочить лицензируемые виды деятельности и  упростить порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта стран с переходной экономикой;

формировать устойчивую финансовую базу развития малого и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых  форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов;

совершенствовать  систему государственной поддержки  развития предпринимательства и  государственного регулирования деятельности предпринимательских структур, повысить действенность всех форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;

совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством;

совершенствовать  нормативно-правовую базу поддержки  развития малого предпринимательства;

установить  ряд налоговых льгот и льготировать долгосрочное кредитование, расширить  систему микрокредитования и увеличить объем финансового лизинга, в том числе и международного.

Так следует  отметить, что концепция государственной  политики в отношении бизнеса  республики должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной  его поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов А. Е. «Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия» в 2-х ч.  М.: Экономика и финансы АКДИ, 2004-06 .
  2. Балабанов И. Т. «Финансовый менеджмент» - М.: Финансы и статистика, 2004.
  3. Баканов М. И. Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа» - М.: Финансы и статистика, 2004.
  4. Ефимова О. В. «Финансовый анализ» - М.: Бухгалтерский учет, 2006.
  5. Ковалев В. В.  «Финансовый анализ» - М.: Финансы и статистика,2006.
  6. Ковалева А. М. «Финансы в управлении предприятием» - М.: Финансы и статистика, 2005
  7. «Малый бизнес: методика и результаты анализа» // Вопросы статистики. – 2003 - №8 – с.47
  8. Афёровский Д. «Предприниматели нуждаются в инвестициях» // Предпринимательство в Беларуси – 2003 - №10
  9. Моляков Д. С.  «Финансы предприятий отраслей народного хозяйства» - М. : Финансы и статистика, 2006.
  10. Стражев В. И. и др. «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности», Минск, «Высшая школа», 2005 г.
  11. Хрипач В. Я. И др. «Экономика предприятия», Минск, «Экономпресс», 2000 г.
  12. Гражданский Кодекс Республики Беларусь.
  13. Глухов В. В. «Основы менеджмента». С. – Петербург, 2005г.
  14. Комарова Н. «Мотивация труда и повышение    эффективности работы». Журнал «Человек и труд», №10, 2005 г.
  15. Кожелин Г. Я. И др. «Организация производства». Минск, 2003 г.
  16. Комаров М. А. «Менеджмент». Москва, 2005 г.
  17. Мирская М. И. и др. «Социология труда».
  18. Семенов В. М. и др. «Экономика предприятия». Москва, 2007 г.
  19. Савицкая Г. В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». Минск 2000 год.
  20. Виханский О. С., Наумов А. К. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». Учебник. – М.: МГУ, 2005.
  21. Испарян Г. П., Чмелев В. С. «Организация, планирование и управление предприятиями легкой промышленности». М.: Легкая и пищевая промышленность, 2003
  22. Казанцев А. К., Рабинович М. П. «Производственный менеджмент и контролинг». Из-во СПбГИЭЛ, 2002.
  23. Мескрн М. Х., Альберт Н., Хедоури Ф. «Основы развития малого бизнеса». Пер. с англ. – Минск. 2004.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь