Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Современная структура рыночной экономики в масштабах Республики Беларусь предполагает 100-150 тыс. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 40-50 тысяч.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ в 97-2003.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

6. Финансирование  малого бизнеса, нуждающегося  в дорогостоящем оборудовании - в  средствах защиты окружающей  среды.

7.  Осуществление  посреднической деятельности между  инвесторами и фирмами.

    Помимо  непосредственной финансовой поддержки  бизнеса государство может осуществлять помощь в виде предоставления помещений  и оборудования. Наиболее эффективным  инструментом для этого служат бизнес - инкубаторы. Государство делает скидки по таким статьям расходов, как коммунальные услуги и накладные расходы. Таким образом, у учредителей фирмы появится возможность использовать больше денежных средств на развитие предприятия.

Также следует отметить, что местные  власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом и не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Очень часто малые предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Минске 40% промышленных малых предприятий преобразовано вместо государственных предприятий промышленности. В итоге, количество не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственное предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Если  взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за все возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает  стимулы к предпринимательской  деятельности, которые только и могут  привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней  экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом. 

  1. УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 

 Перспективы  развития предпринимательства   определяется, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.

 Наиболее  актуальными задачами развития  малого предпринимательства на  ближайшую перспективу являются:

- сокращение  числа лицензированных видов  деятельности;

- гарантия  упрощённого льготного налогообложения  для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

- гарантия  сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

- расширение  сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

- активизация  государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

- создание  системы гарантирования и страхования  инвестиционных рисков  малого  предприятия, особенно по долгосрочным  инвестициям;

- повышение  достоверной статистической отчётности  о развитии малого  бизнеса.

Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

- формирование  инфраструктуры поддержки и развития  малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

- создание  льготных условий для доступа  субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

- введение  упрощенной системы регистрации,  налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства,  лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

-  поддержка  внешнеэкономической деятельности  субъектов малого предпринимательства,  включая содействие развитию  их производственных, торговых, научно-технических  и информационных связей с  зарубежными партнерами;

- организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации руководителей, специалистов  и персонала для малого предпринимательства;

- реализация  программ, направленных на насыщение  рынка экологически чистыми и  безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

- организация  многопрофильных исследований предпринимательских  структур.

 Центральные  органы управления, местные исполнительные  и распорядительные органы в  соответствии со своей компетенцией  в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:

  - разрабатывают предложения по  совершенствованию законодательства  о государственной поддержке  малого предпринимательства, проводят  анализ состояния финансово-хозяйственной  деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представляют их в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Беларусь;

- организуют  разработку и реализацию отраслевых  и региональных программ поддержки  малого предпринимательства, предусмотрев  в них меры по содействию  занятости населения, проведению  миграционной политики, решению экологических задач;

- обеспечивают  участие субъектов малого предпринимательства  в реализации важнейших народнохозяйственных  проектов и программ, а также  в поставках продукции и выполнении  работ для государственных нужд;

- создают  отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

- готовят  предложения об установлении  для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки.

 Поддержка  малого предпринимательства осуществляется  в соответствии с Государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми и региональными программами поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Кабинетом Министров Республики Беларусь, центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

 Кабинет  Министров Республики Беларусь  ежегодно представляет на утверждение  Верховному Совету Республики  Беларусь одновременно с проектoм  республиканского бюджета Государственную  программу поддержки малого предпринимательства.

 Программы  поддержки малого предпринимательства  включают в себя:

-  меры  по формированию инфраструктуры  развития и поддержки малого  предпринимательства на республиканском  и местном уровнях;

-  перспективные  направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для реализации основных  направлений и развития форм  поддержки малого предпринимательства;

- меры, направляемые на решение вопросов  занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;

- предложения  по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;

- меры  по обеспечению передачи субъектам  малого предпринимательства результатов  научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

- меры  по обеспечению передачи на  льготных условиях субъектам  малого предпринимательства объектов  незавершенного строительства, неэффективно  используемых производственных  зданий, сооружений и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;

- меры  по обеспечению субъектов малого  предпринимательства возможностью  для первоочередного выкупа арендуемых  ими объектов недвижимости с  учетом вложенных в указанные объекты средств;

- меры  по формированию многопрофильных  исследовательских программ по  развитию предпринимательских структур.

 Программы  поддержки малого предпринимательства  разрабатываются в порядке, установленном  действующим законодательством, и должны быть увязаны с программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с реализацией народнохозяйственных проектов и программ.

 Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также других источников, указанных в части первой статьи 7 настоящего Закона.

 Объем  обязательных ежегодных финансовых ассигнований выделяется в расходной части республиканского бюджета отдельной строкой по представлению Президента Республики Беларусь.

 Объемы  финансирования из местных бюджетов  определяются соответствующими  Советами депутатов или по  их поручению соответствующими исполнительными комитетами.

 Учреждения, организации, предприятия независимо  от организационно-правовых форм  и форм собственности с согласия  собственника или уполномоченного  им органа, общественные объединения  нанимателей и профессиональные  союзы вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, а также обращаться в центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы с предложениями о включении отдельных проектов и мероприятий в Государственную программу поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь