Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить состояние, тенденции и дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить особенности малого бизнеса;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республики Беларусь;
обозначить основные проблемы малого бизнеса страны
изучить государственное регулирование малого бизнеса в республике Беларусь.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . ..3
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике . . . . …………..4
1.1 Понятие, цели и мотивы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . ……… . . 4
1.2 Виды, субъекты и формы малого бизнеса. ……………………….... . 6
1.3 Особенности и функции малого бизнеса…………………………..…10
Глава 2. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. . . . . ….... . . . . . 12
2.1. История развития малого бизнеса в Республике Беларусь . . . . . . . 12
2.2. Состояние малого бизнеса Республики Беларусь в 2009-2011 гг.. . 15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь . 18
3.1 Проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь . . …………. . . 18
3.2 Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . 26
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . 28
Приложения……………………………………………………………………..…
25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
Факультет финансы и кредит
Специальность экономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплт\ине макроэкономика
“Малый бизнес в Республике Беларусь: состояние, тенденции и перспективы развития”
Студент(ка) __ курса ___________ ___________________
гр. №_________
заочной формы обучения
Руководитель
от кафедры ____________ ____________________
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . ..3
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике . . . . …………..4
1.1 Понятие, цели и мотивы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . ……… . . 4
1.2 Виды, субъекты и формы малого бизнеса. ……………………….... . 6
1.3 Особенности и функции малого бизнеса…………………………..…10
Глава 2. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. . . . . ….... . . . . . 12
2.1. История развития малого бизнеса в Республике Беларусь . . . . . . . 12
2.2. Состояние малого бизнеса Республики Беларусь в 2009-2011 гг.. . 15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь . 18
3.1 Проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь . . …………. . . 18
3.2 Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . 26
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . 28
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Малый бизнес в Республике Беларусь: состояние, тенденции и перспективы развития» выбрана не случайно. Тема малого бизнеса очень актуальна для сегодняшнего дня, поэтому возникает желание более тщательно изучить проблемы малых фирм в Беларуси, а также основы деятельности малых предприятий в условиях рыночной экономики. Комплексное изучение данного вопроса поможет правильно охарактеризовать современное положение малого бизнеса в нашей республике и, возможно, выделить основные пути и способы для стабилизации положения малых фирм на рынке.
Объектом исследования является малый бизнес.
Предмет курсовой работы – малый бизнес Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – изучить состояние, тенденции и дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить особенности малого бизнеса;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республики Беларусь;
обозначить основные проблемы малого бизнеса страны
изучить государственное регулирование малого бизнеса в республике Беларусь.
В качестве основных источников для работы использованы как литературные источники, так и различные законодательные акты Республики Беларусь в области предпринимательства и малого бизнеса, т.к. благодаря им можно глубоко изучить динамику малого бизнеса в нашей республике.
При выполнении работы изучены методы: системный, аналитический, диалектический, анализа.
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике
1.1 Понятие, цели и мотивы малого бизнеса
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. №813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [2, с. 1].
Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес – побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства.
С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете, все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка.
Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии – обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что, даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.
Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции [4].
1.2 Виды, субъекты и формы малого бизнеса
К субъектам малого предпринимательства относятся:
1. Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
2. Микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
3. Малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [5, с. 1].
Малое предпринимательство в Республике Беларусь в соответствии с действующим законодательством существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели.
Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:
● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
● по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
● по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
● по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
● по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.
По формам собственности малый бизнес можно разделить на:
Обществом с дополнительной ответственностью признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества с дополнительной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью не может иметь одного участника.
Учредителями в обществе с дополнительной ответственностью могут быть как физические, так и юридические лица (резиденты либо нерезиденты РБ) – от двух до пятидесяти.
Уставный фонд Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного фонда общества с ограниченной ответственностью законодательством не определен и устанавливается по решению Учредителей.
До государственной регистрации Общества уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме.
Уставный фонд Общества состоит из стоимости вкладов его Участников.
Имущество, переданное в качестве вкладов в уставный фонд, а также имущество, приобретенное обществом, находится в собственности общества.
Вкладом в уставный фонд могут быть вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из Участников либо недостаточности имущества одного или нескольких участников Общества для обеспечения причитающейся с них доли дополнительной ответственности его (их) ответственность по обязательствам Общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это такое юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами). Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами общества являются: учредительный договор (если учредителей несколько) и устав, в которых указываются участники, размер уставного капитала, доля каждого участника и др. Поэтому, если один из участников продает свою долю, это неминуемо влечет изменения в уставе общества, с обязательной регистрацией этих изменений в органах государственной власти.
Количество участников составляет от одного до пятидесяти. Участниками могут быть дееспособные граждане РБ и иностранные граждане (а также лица не имеющие гражданства) и юридические лица.
В случае, когда участником ООО выступает одно лицо, то деятельность данного ООО полностью подконтрольна этому лицу. Если же в ООО несколько участников, то могут возникнуть некоторые разногласия. Связано это с тем, что высшим органом управления является общее собрание участников. Только оно может принимать решения по ряду вопросов, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания участников ООО. А, как известно, сколько участников, столько может быть и мнений (такого, конечно же, не будет, если в ООО один участник).
Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь: состояние, тенденции и перспективы развития