Малый бизнес в Республике Беларусь: состояние, тенденции и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить состояние, тенденции и дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
 изучить особенности малого бизнеса;
 проанализировать развитие малого бизнеса в Республики Беларусь;
 обозначить основные проблемы малого бизнеса страны
 изучить государственное регулирование малого бизнеса в республике Беларусь.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . ..3
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике . . . . …………..4
1.1 Понятие, цели и мотивы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . ……… . . 4
1.2 Виды, субъекты и формы малого бизнеса. ……………………….... . 6
1.3 Особенности и функции малого бизнеса…………………………..…10
Глава 2. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. . . . . ….... . . . . . 12
2.1. История развития малого бизнеса в Республике Беларусь . . . . . . . 12
2.2. Состояние малого бизнеса Республики Беларусь в 2009-2011 гг.. . 15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь . 18
3.1 Проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь . . …………. . . 18
3.2 Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . 26
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . 28
Приложения……………………………………………………………………..…

Файлы: 1 файл

Заказ 337.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций (ст. 96 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Открытое акционерное общество – общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

Акционерное общество вправе выпустить простые акции или привилегированные. (Доля привилегированных акций в общем объеме уставного фонда акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов).

Простая акция – ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом.

Привилегированная акция – ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, право на долю собственности при ликвидации общества и не дающая права голоса на участие в управлении обществом [6, с. 25].


  1.3 Особенности и функции малого бизнеса

 

 

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как выше отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряде функций малого предприятия, прежде всего важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой [7, с. 78].

Понять проблемы малого бизнеса невозможно без изучения его основных понятий, форм и видов, в которых он существует.

Процесс становления малого бизнеса также играет немаловажную роль в его понимании, так как, не проследив этапы предпринимательства, сложно понять, почему в таком состоянии бизнес существует на современном этапе.

Несмотря на то, что главной целью этого субъекта хозяйствования является получение экономической выгоды, предпринимательство выполняет ряд социально значимых функций в государстве и является одной из важнейших составляющих современной белорусской экономики. [1, с. 104].


Глава 2. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

 

2.1. История развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

 

В зарождении, становлении и последующем развитии отечественного предпринимательства, включая малое предпринимательство, выделяют ряд этапов с характерными особенностями каждого из них.

Первый этап, охватывающий завершающийся период существования СССР (1986 - 1990 гг.), характеризуется усилением либеральных тенденций в экономике и развитием кооперативной предпринимательской деятельности, что было связано с вводом в действие Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР". Значительная часть предпринимательских структур получала большие доходы, перепродавая товары, купленные в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам. С 1988 года доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооперативов возросла примерно с 1% в ВВП до 4,4% в 1989 году. На данном этапе было сформировано количественное определение - "малое предприятие" [9, с. 13].

Особенность второго этапа (1991 - 1995 гг.) развития МП, связанного с распадом СССР, в том, что субъекты хозяйствования осуществляли свою деятельность в условиях свободного ценообразования. В Республике Беларусь были уточнены критерии отнесения к малым предприятиям: к первому критерию - численности был добавлен второй - годовой объем реализации продукции (работ, услуг) по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике отрасли и виду деятельности.

Следует отметить, что либерализация цен и ужесточение налогового бремени существенно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Высокие темпы инфляции привели к обесцениванию ранее заработанных денег, снижению платежеспособности как субъектов малого предпринимательства, так и их контрагентов. На данном этапе своего развития субъекты малого предпринимательства занимались в основном непроизводственной деятельностью, что было обусловлено высокой ставкой кредита (300 - 320% годовых). К концу второго этапа были практически исчерпаны возможности сверхрентабельной торгово-посреднической деятельности [13, с. 33].

В 1996 году начался третий этап развития, завершившийся в 2001 году. В этот период четко обозначилась тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности и расширению административных барьеров в процессе развития МП. В 1996 году был принят Закон Республики Беларусь от 16.10.1996 N 685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" (далее - Закон N 685-XIII), в котором было законодательно закреплено понятие малого предпринимательства, а также установлен критерий отнесения субъекта хозяйствования к малому предприятию. В рамках налогового регулирования в 1997 году был принят специальный нормативный акт об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Формирование цивилизованного типа предпринимательства - важнейшая черта четвертого этапа, начавшегося в 2001 году.

Подтверждением этого является, в частности, принятие общереспубликанской Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Беларусь на 2002 - 2005 годы, утвержденной постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2002 N 760. Аналогичные концепции были приняты во всех областях и в г. Минске. В данной Концепции определялись принципы, цели и задачи государственной политики в отношении малого предпринимательства, а также основные направления ее совершенствования.

В рамках налогового регулирования и, прежде всего, с целью предотвращения нарушений в сфере уплаты налогов, а также легализации доходов субъектов малого предпринимательства были введены книги проверок и ревизий, установлена обязательность наличия кассовых аппаратов у индивидуальных предпринимателей на рынках, открытия счетов в банках индивидуальными предпринимателями. Кроме того, с 2001 года был введен специальный режим налогообложения индивидуальных предпринимателей - уплата единого налога.

Отдельно стоит отметить начавшийся в конце 2008 года пятый этап развития предпринимательства, который можно назвать «антикризисным». В результате влияния на экономику Беларуси мирового экономического кризиса ряд государственных предприятий страны оказались в непростой финансово-экономической ситуации из-за отсутствия рынков сбыта своей продукции. Для снижения общенациональных экономических кризисных тенденций государство приняло ряд мер по совершенствованию действующего законодательства в области поддержки малого предпринимательства (Приложение А).

Отметим, что с развитием малого предпринимательства изменялись его цели и задачи в развитии экономики Республики Беларусь. Так, если для первых трех этапов основным, как отмечалось выше, был процесс первоначального накопления капитала, то целью четвертого и пятого стало повышение эффективности функционирования национальной экономики. С поставленной целью связаны и соответствующие задачи: пополнение доходной части государственного бюджета; снижение уровня безработицы; насыщение местных товарных рынков; активизация инновационной деятельности на приоритетных направлениях экономического развития; развитие предпринимательской активности в сельской местности; развитие конкурентной среды.

Решение поставленных задач и обеспечивает малое предпринимательство, в развитии и совершенствовании которого так заинтересовано государство.

 


2.2. Состояние малого бизнеса Республики Беларусь в 2009-2011 гг.

 

 

До 15 января 2011 г. понятие субъекта малого предпринимательства в Республике Беларусь было определено в Законе N 685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь", а до 1 июля 2009 г. также в Указе Президента Республики Беларусь от 19.07.1996 N 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства".

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами под субъектами малого предпринимательства понимались предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. Юридические лица именовались малыми предприятиями. Относительно последних в законодательстве о государственной поддержке малого предпринимательства были определены критерии: среднесписочная численность и отраслевая принадлежность [14, с. 43].

В 2009 году был принят Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства".

С принятием 1 июля 2010 г. нового Закона Республики Беларусь N 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства", основные положения которого вступили в силу 15 января 2011 г., к субъектам малого предпринимательства стали относить:

- индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь;

- зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно - микроорганизации;

- зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно - малые организации.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Таким образом, Закон N 148-З подтвердил классификацию субъектов малого предпринимательства, предусмотренную в п. 1 Указа N 255, и тем самым закрепил ее законодательную регламентацию.

Согласно Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 дек. 2009 г., N 1721.

малое и среднее предпринимательство занимает особое место в экономике Республики Беларусь, способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.

На 1 января 2011 г. в республике состоит на учете 86194 субъекта малого предпринимательства - юридических лица. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц увеличилось на 7559, или на 9,6 процента.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь: состояние, тенденции и перспективы развития