Малый бизнес в Республике Беларусь: состояние, тенденции и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить состояние, тенденции и дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
 изучить особенности малого бизнеса;
 проанализировать развитие малого бизнеса в Республики Беларусь;
 обозначить основные проблемы малого бизнеса страны
 изучить государственное регулирование малого бизнеса в республике Беларусь.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . ..3
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике . . . . …………..4
1.1 Понятие, цели и мотивы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . ……… . . 4
1.2 Виды, субъекты и формы малого бизнеса. ……………………….... . 6
1.3 Особенности и функции малого бизнеса…………………………..…10
Глава 2. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. . . . . ….... . . . . . 12
2.1. История развития малого бизнеса в Республике Беларусь . . . . . . . 12
2.2. Состояние малого бизнеса Республики Беларусь в 2009-2011 гг.. . 15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь . 18
3.1 Проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь . . …………. . . 18
3.2 Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . 26
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . 28
Приложения……………………………………………………………………..…

Файлы: 1 файл

Заказ 337.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. составила 231834 человека. К уровню 1 января 2010 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 12229 человек, или 5,6 процента.

Таким образом, на 1 января 2011 г. в республике насчитывается 318028 субъектов малого предпринимательства.

В 2009 году удельный вес микро- и малых организаций в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4 процента (рост по сравнению с 2008 годом на 2,1 процентного пункта), субъектов среднего предпринимательства - 7,4 процента (рост по сравнению с 2008 годом на 0,6 процентного пункта).

За 2009 год субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами произведено промышленной продукции 9,1 процента от общего объема промышленного производства (за 2008 год - 8,2 процента), 29,5 процента от общего объема розничного товарооборота (за 2008 год - 19,9 процента), 30,5 процента от общего объема внешнеторгового оборота (за 2008 год - 16,7 процента).

Удельный вес выручки, полученной в 2009 году субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, составил 28,9 процента и вырос по сравнению с 2008 годом на 8,2 процента.

Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами составила 26,7 процента (за 2008 год - 17,1 процента).

В отраслевом разрезе наибольшее количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц занято в торговле и общественном питании - 31 процент, промышленности - 28,1 процента, строительстве - 16,7 процента, транспорте - 6,9 процента, сельском хозяйстве - 2,8 процента от общей численности занятых в микро- и малых организациях.

Положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства является результатом государственной политики по улучшению в стране бизнес-среды.

 

 


Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

3.1        Проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

Существует множество проблем в малом бизнесе, среди которых трудности, связанные с:

1.                  Созданием предприятий

2.                  Наймом рабочей силы

3.                  Регистрацией собственности

4.                  Получением кредитов

5.                  Налогообложением

6.                  Ведением международной торговли

7.                  Ликвидацией собственности

Изучение специфики экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблем предпринимательского сектора в Республике Беларусь.

Главной проблемой для предпринимателей Беларуси являются административные процедуры. В качестве проблем, присущих всем административным процедурам, можно назвать большой документооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о часто меняющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции за их несоблюдение.

В целях ускорения прохождения тех или иных административных процедур, а также при урегулировании спорных вопросов с государственными органами субъектам МСБ приходится прибегать к неофициальным платежам. По данным опроса, только 70% субъектов МСБ однозначно заявили, что они не осуществляли неофициальных платежей, следовательно, почти треть предпринимателей это практиковали.

Две трети субъектов МСБ назвали личные связи наиболее эффективным инструментом урегулирования спорных ситуаций с государственными органами. Около 40% предпринимателей считают, что использование неофициальных платежей более эффективно, чем обращение в суд или в вышестоящие государственные инстанции [15, с. 45].

По данным исследований 2007–2008 гг. проще всего было открыть бизнес в Новой Зеландии, Канаде, Австралии, Ирландии, США и Великобритании, а сложнее всего в Камеруне. Единственной постсоветской страной, вошедшей в десятку передовых государств по этому параметру, стала Грузия (заняла 4-е место).

Существует еще одна проблема, которая касается в частности индивидуальных предпринимателей. В соответствие с пунктом 2 Указа от 18.06.2005 №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» ИП вправе привлекать к своей предпринимательской деятельности не более трех физических лиц. При этом физлица должны быть членами семьи или близкими родственниками предпринимателя, а также ИП вправе использовать для производства и (или) реализации товаров в совокупности не более 4 торговых объектов.

Одна из основных проблем малого бизнеса – налогообложение. Множество сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, затраченное время (количество часов, необходимое для подготовительной работы и уплаты налогов), высокая общая налоговая ставка (рассчитывается как процент от валовой прибыли) – все это создает определенные трудности в экономической деятельности малых предприятий.

В сегодняшней экономической ситуации, когда нехватка денежных ресурсов сказывается и на предпринимателях, и на государстве, и на самих банках, получить кредит становится делом достаточно сложным. На фоне мирового финансового кризиса многим банкам пришлось ужесточить систему оценки рисков. Так, если раньше многое зависело от системы налогообложения, то теперь некоторые банки ввели в систему оценки кредитоспособности еще и зависимость от направления бизнеса. Труднее всего сегодня будет получить кредит тем, кто связан с металлургией, строительством и финансами.

Кроме того, банки выдвигают все более жесткие требования к «возврату» бизнеса. Если раньше на кредит могли рассчитывать предприятия с опытом работы от 3–6 месяцев, то сейчас срок ведения бизнеса должен составлять уже 1–1,5 года.

В 2007–2008 годах реально было получить рублевый кредит под 14–15% годовых, а в валюте под 12–13%. Сейчас банк согласится дать деньги в рублях под 19–20%, а в долларах и евро – 15–17% [8, с .53].

 

 

3.2        Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

 

Государственное регулирование предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой - применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах. Правовые акты в данном случае являются юридической формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия [15].

Главной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности должно являться обеспечение интересов всех участников.

В той или иной степени многие инструменты государственного регулирования могут быть оценены как государственная поддержка. Само понятие «государственная поддержка малого предпринимательства» не дефинируется в литературе, поэтому понятие «государственное регулирование» на практике часто отождествляется с понятием «государственная поддержка».

Согласно ст. 1 Закона N 148-З поддержка малого и среднего предпринимательства - это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

В ст. 8 Закона N 148-З определены направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой государственными органами и иными государственными организациями:

- определение и реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;

- осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

- разработка и реализация республиканских, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

- содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие развитию системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- формирование и развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

- содействие созданию и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;

- реализация предусмотренных Законом N 148-З и иными актами законодательства видов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует заметить, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства,  а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Республиканская и отраслевые программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, региональные программы - решениями местных Советов депутатов областного и базового территориальных уровней (ст. 9 Закона N 148-З).

Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства начиная с 2010 года разрабатываются сроком на три года с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а региональные программы - также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

Финансовое обеспечение республиканской, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Государственная поддержка за счет финансовых средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства:

- Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП);

- областными и Минским городским исполнительными комитетами;

- банками Республики Беларусь.

Прогнозируемые показатели реализации задач Государственной программы приведены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 Задачи государственной программы на 2010-2012гг.

 

Источник: [12]

В свою очередь, развитие малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью программ социально-экономического развития Республики Беларусь, в т.ч. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 N 136, где прогнозируется увеличение вклада малого и среднего бизнеса в формирование ВВП в 2015 году до 30% и более, рост производительности труда работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в 1,8 раза, увеличение численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса не менее чем до 1,8 млн. человек.

В главе 4 Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 N 216, среди ключевых направлений деятельности Правительства Республики Беларусь в области реализации приоритетов Программы социально-экономического развития на 2011 - 2015 годы предусмотрена поддержка предпринимательства. При этом планируется решение следующих задач:

- корректировка законодательства в целях устранения административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса;

- обеспечение недискриминационного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим и земельным ресурсам;

- обеспечение соразмерности взысканий, налагаемых за нарушения в сфере предпринимательской деятельности, степени причиненного вреда;

- формирование механизмов государственно-частного партнерства, принятие мер по их законодательной и организационной поддержке и развитию.

Кроме того, в настоящее время вопросы развития малого и среднего предпринимательства включены в такие государственные программы, как:

- Государственная программа устойчивого развития села на 2011 - 2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 01.08.2011 N 342;

- Программа содействия занятости населения (принимается ежегодно) и др.

Для выработки рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в целях структурной перестройки экономики, формирования конкурентных отношений функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.1999 N 388 "О Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь". Совет является консультативным органом, осуществляет свою деятельность на общественных началах, его решения носят рекомендательный характер.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь: состояние, тенденции и перспективы развития