Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 64.55 Кб (Скачать файл)

Главные цели контроля и  поддержки малого бизнеса в Евросоюзе:

  • устранение административных барьеров;
  • укрепление внутреннего рынка ЕС;
  • стандартизация законодательства, усиление экономического сотрудничества стран-членов ЕС.

Систему регулирования и  поддержки малого бизнеса в Евросоюзе  начали складывать еще в 70-х годах. Для того чтобы заинтересовать малый  и средний бизнес, в ЕС стали  принимать меры для устранения административных препятствий для малого предпринимательства. В первую очередь внесли изменения, которые относятся к налогам  на добавленную стоимость.

Государственное регулирование  малого предпринимательства в Евросоюзе  осуществляется с помощью законодательства, создания и реализации целевых программ финансового, информационного, технологического и кадрового содействия развитию малого и среднего бизнеса. Для того чтобы стимулировать развитие малого бизнеса разработаны новые юридические  модели (Европейский пул экономических  интересов, Европейская акционерная  компания), позволяющие малым фирмам из различных государств, которые  вступают в деловые отношения, эффективно разрешать разногласия правовых систем разных стран.

Поддержка малого предпринимательства  в Европе осуществляется за счет деятельности государств и специальных программ, реализующихся под эгидой Евросоюза. Мероприятия по поддержке малого бизнеса финансируются из Структурных фондов Евросоюза - Социального фонда и Фонда регионального развития.

 Весьма эффективно  приспособился малый бизнес в  ЕС к кризисным условиям, поскольку  он имеет большие возможности  маневрировать на рынке. Малые  компании и предприятия заняли  свои отрасли, которые совсем  не интересны крупным предприятиям, что для европейских стран  в большой мере способствует  преодолению застойных явлений  в экономической области.

 

1.3 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и  процесс развития. Малый бизнес играл  основную роль в распространении  цивилизации, но его история никогда  не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж  малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря  его способности изобретать новые  товары и создавать новые рабочие  места. Вследствие этого в последние  годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В реформировании белоруской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики Беларуси и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Как показало время, малое  предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место  в хозяйстве страны.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего  в его малых формах. За 1992 год  было создано порядка 19 тысяч новых  малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в Беларуси частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых  предприятий. К 1995 году порядка 65% всех белорусских частных предприятий  были малыми.

К началу 2000 года число малых  предприятий составило порядка 8,91 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года. 

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать  основным фактором оптимизации структуры  региональной экономики. 

По состоянию на 1 января 2007г. треть от общего количества малых  предприятий концентрировалась  в городе - Минске (32,2% от общего числа) .

 Распределение малых  предприятий по экономическим  районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий  промышленного профиля сосредоточено  в Минской области, в которой  наблюдается также наибольшая  концентрация малых строительных  предприятий, половина которых  находится в Минске. Безусловно, существуют объективные предпосылки  для такой концентрации малых  предприятий в этом районе, но  все же эффективность функционирования  малого предпринимательства в  целом по стране должна определяться  с учетом не только центральных,  но и периферийных районов. 

Доля работников малых  предприятий в общей численности  занятых (без совместителей и  работающих по договорам гражданско-правового  характера) на предприятии и в  организациях всех отраслей экономики  республики составила 12,1% в 2007году. А  в таких отраслях, как общая  коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка она составила 88,4% , операции с недвижимым имуществом - 56,1% , информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% , строительство - 36,3% .

  По сравнению с  2006 г. годом среднесписочная численность  работников всех малых предприятий  в 2007г. уменьшилась на 4,7%. 

В 2007 г. малыми предприятиями  было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности около 7% выпуска продукции, работ  и услуг всех отраслей экономики  республики, занимающихся производством  товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических  ценах уменьшился по сравнению с 2006 г. на 13,6%.

Динамика числа малых  предприятий с 2003 года - совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о  поступательном, хотя и очень медленном  развитии сектора МБ. Общее число  постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2007 года составило порядка 10% от общего числа работающих на предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения  МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили  допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно  развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов  приходится в среднем лишь 6 МП, тогда  как в странах – членах ЕС –  не менее 30. Лишь Минск по плотности  распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП.

Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В республике доля МП в общем числе предприятий  составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских МП в обеспечении  занятости – лишь 10% от общего числа  работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для  сектора МСП – порядка 65% [4, с. 122].

За прошедшие 9 лет создана  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы  структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

В целом, уровень развития сектора МБ в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РБ.

По совокупности причин, среди которых доминирует августовский кризис, малый бизнес к концу 2006 г. как бы уменьшился в размерах. В  трех основных отраслях: промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, зафиксированы следующие  изменения. Резкое сокращение числа  занятых произошло на промышленных и строительных МП, на 17% и 27% соответственно. Численность работающих на МП торговли и общественного питания практически  не изменилась. 

Снижение объемов производства произошло повсеместно, но если в  строительстве на 1%, в промышленности на 7%, то в торговле и общественном питании почти на треть. Что до прибыли, то по итогам 2001 года ею смогли похвастаться лишь строительные МП. Правда, относительно 2000 года их совокупная прибыль  уменьшилась на 72%. 

Однако больнее всего  кризис ударил по малому предпринимательству  столицы. Столичные преимущества от близости финансовых потоков, относительно высокого уровня доходов населения  враз обернулись потерей рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей, обострением  конкуренции. 

Таков безрадостный пейзаж, на фоне которого начался 2008 год. Смогли ли предприниматели переломить негативные тенденции и воспользоваться  немногочисленными положительными результатами кризиса, главный из которых  – высвобождение рыночного пространства из-за ухода импортеров и более  слабого отечественного бизнеса.

 

2. Стратегии развития малого бизнеса

Изменения все больше требуют от предпринимателей умения видеть перспективы, принимать обоснованные стратегические решения. Внешняя среда меняется настолько быстро, что многие предприятия  не успевают реагировать на эти изменения (изменения в законодательстве, смена  власти, рост цен и тому подобное) и не выдерживают жестких условий  конкурентной борьбы. Это относится  и к малым предприятиям, которые  вынуждены бороться “за место  под солнцем” с крупными и средними фирмами.

Таким образом, в условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила  бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении.

В настоящее время в российских компаниях, где занимаются стратегическим планированием, для него созданы  специальные подразделения численностью до несколько десятков человек. Казалось бы, столь дорогая игрушка может  интересовать только большой бизнес. По оценке специалистов, уже через  год не только крупные, но и большинство  средних и мелких компаний в России, чтобы выжить, будут вынуждены  применять “дешевые варианты” стратегического  планирования.

Прежде чем перейти к рассмотрению стратегий, используемых малыми предприятиями, необходимо уточнить само понятие “стратегия”. В научной литературе существует несколько толкований этого понятия. В одном из них под стратегией понимается “генеральное направление  действия организации, следование которому должно привести её к достижению своих  целей”. Другими словами, стратегия - это инструмент достижения долгосрочной цели. Она объясняет, что нужно  сделать, чтобы достичь конкретной цели1. Необходимо сказать, что нет одного оптимального подхода к определению стратегии, существуют различия, зависящие от размеров организации. Процесс определения стратегии в организациях малого бизнеса значительно отличается как по своей природе, так и по требованиям. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

    • бизнес производит сравнительно мало товаров и услуг.
    • Ресурсы малого предприятия ограничены.
    • Малый Основное их конкурентное преимущество - это способность быстро меняться.
    • Они, в основном, не имеют формальных процедур для наблюдения за внешней средой, для создания прогнозов или оценки и контроля стратегии, которой они руководствуются в данное время.
    • Основная часть управленческого аппарата получила свои знания в процессе работы. Более того, они имеют тенденцию полагаться на опыт и интуицию, а не на формальные процедуры.

Из-за этих причин процесс формулирования стратегии в малом бизнесе  менее формальный, систематический  и регулярный, чем в крупных  организациях. Но это не значит, что  малые предприятия совсем не занимаются разработкой стратегии или делают это недостаточно хорошо. На самом  деле, в некоторых малых фирмах проводится очень эффективная разработка стратегии, даже если она неформальная и значительно упрощенная. Эксперты стратегического планирования считают, что в малом бизнесе стратегия  должны формулироваться командой высшего  руководства за столом переговоров.

Существуют следующие стратегии  развития малого бизнеса.

Стратегия копирования. В рамках данной стратегии малая фирма может пойти по одному из двух путей:

    • выпускать марочный продукт по лицензии крупной фирмы;
    • осваивать и выпускать копию, прообразом которой является какой-либо оригинальный продукт. Конкурентоспособность “копии” обеспечивается значительно меньшей ценой, так как все расходы на научно-исследовательские разработки продукта и рекламные затраты несут крупные фирмы, выпускающие оригинальный товар.

Стратегия оптимального размера. Эта стратегия заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков и тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие (например, небольшие магазины, кафе, предприятия в сфере бытового обслуживания, ориентированные, в частности, на удовлетворение узкоспециализи-рованного или особенного спроса: единичные заказы, индивидуальные и элитные товары, услуги, выпуск нестандартного оборудования или малосерийных изделий, реализация начальных этапов высокорискованных проектов и так далее). В этих сферах деятельность крупных фирм затруднена в силу недостаточной прибыли, высоких расходов на заработную плату, высокого риска, нетехнологичности.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике