Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 64.55 Кб (Скачать файл)

Стратегия участия в  продукте крупной фирмы. В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки мелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали, узлы, комплектующие у малых предприятий. В свою очередь, малая фирма получает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Чтобы избежать опасной зависимости от крупной фирмы, малые предприятия часто используют тактику “ограничения доли оборота на одного крупного клиента”, согласно которой они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому их крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%. Активно сотрудничая с крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным и технологическим требованиям, дисциплине поставок и уровню качества, колебаниям рыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Таким образом, в конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют весьма динамичную среду субподрядного рынка, стимулируя тем самым крупные фирмы к дальнейшему снижению собственных внутренних издержек.

Стратегия участия в  системе сбыта (использования преимуществ) крупной фирмы. Используя эту стратегию, малые фирмы выступают в качестве представителей крупной, участвуя при этом в её сбытовой сети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажное обслуживание).В сферах торговли и услуг издержки производителя значительно ниже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительно небольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первую очередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контакте с потребителем.

Многообразие рыночных ситуаций предполагает разнообразие используемых предприятиями  стратегий. В конкурентной борьбе с  крупными фирмами малый бизнес использует прежде всего свои главные преимущества - гибкость, мобильность, территориальную маневренность. Можно выделить 4 основных стратегии малых предприятий, цель которых состоит в том, чтобы свести к минимуму остроту конкуренции и наилучшим образом использовать свое преимущество. Первые две стратегии относятся к самостоятельному развитию фирмы. Следующие две связаны с возможностями встраивания малой фирмы в деятельность крупной.

Удачной формой сотрудничества крупных  и малых фирм в торговле и сфере  услуг является “франчайзинг”. В соответствии с франчайзным соглашением франчайзер - крупная родительская компания - обязуется снабжать малую фирму, действующую в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанной технологией бизнеса и предоставить ей торговую марку, финансовую помощь. При этом малая фирма (франчайзи) обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий и выплатить крупный первоначальный взнос, а затем отчислять определенные проценты от объема продаж. Малой фирме запрещается продавать товары конкурирующих фирм, устанавливаются достаточно жесткие правила поведения на рынке.

С целью определения прав и обязанностей франчайзера и франчайзи обычно заключаются франчайзные контракты. В типовом договоре франчайзер соглашается  на:

    • предоставление исключительного права франчайзи вести бизнес на определенной территории;
    • поставку франчайзи продукции по льготным ценам;
    • благоприятное деловое отношение компании франчайзера к фирме-франчайзинг;
    • предоставление товарных знаков, символики и других материалов, которые идентифицировали бы франчайзи как филиал франчайзера;
    • содействие в менеджменте и маркетинге франчайзи.

В свою очередь, фирма франчайзи  соглашается:

    • инвестировать конкретную сумму в бизнес франчайзера;
    • приобретать для себя всю или оговоренную часть продукции и услуг франчайзера;
    • платить франчайзеру оговоренный процент от общего объема продаж за предоставленные услуги и продукцию;
    • оформить свою коммерческую точку знаками, рекламными и другими материалами в точном соответствии с предписанными франчайзером инструкциями;
    • осуществлять бизнес в соответствии с рекомендациями франчайзера.

Чаще всего к системе франчайзинга прибегают в сферах общественного  питания, розничной торговли, дилерской  продажи автомобилей и сложной  бытовой техники. Удачное сочетание  интересов и преимуществ малого и крупного бизнеса позволяет  сделать вывод о том, что в  перспективе франчайзинг получит  дальнейшее развитие. Поэтому рассмотрим более подробно данную систему взаимоотношений  крупного и малого бизнеса.

Необходимо отметить, что существует три основных вида франчайзинга.

Товарный - это способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании право на продажу товаров с его торговой маркой. Товарный франчайзинг представляет собой распределительную систему для сбыта товаров, изготовленных франчайзером. Основные различия между товарным франчайзингом и взаимоотношений с обычным посредником - поставщика являются: большая привязанность к торговому знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером, исключительный сбыт франчайзи и обслуживание им товарной линии франчайзера. Для этой формы характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного товара.

Привлекая ограниченное число розничных  франчайзи и запрещая им внутреннюю конкуренцию (например, предоставление каждому розничному торговцу строго оговоренного района, франчайзер) - изготовитель обеспечивает каждому франчайзи достаточным рынком для продажи товаров, тем самым облегчая ему вхождение в рынок. Проникновение на рынок является основным стимулом для франчайзи. Торговля автомобилями является, пожалуй, наиболее известным примером торгового франчайзинга.

Деловой - этот вид представляет собой выдачу лицензии на торговый знак и способ ведения розничной торговли товарами и услугами. Франчайзер обычно не изготавливает продукцию, но может являться поставщиком сырья (специй, компонентов, услуг по торговому знаку, упаковочного материала) и готовой продукции, используемой франчайзи в своей работе. Франчайзи обычно занимаются предоставлением услуг, но могут также производить продукцию и в связи с этим создавать её (рестораны быстрого обслуживания, службы замены автомобильных деталей). Франчайзи этого типа имеют общие черты с товарными франчайзи: обычно от него требуют принятия торгового знака франчайзера в качестве исключительного знака, предоставление франчайзером дополнительных услуг (обучение, руководство, реклама). В некоторых системах франчайзинга разграничения между торговым и деловым франчайзингом размыто.

Производственный - малое предприятие включается в полный цикл хозяйственной деятельности ведущей компании, выполняя технологический процесс, обучение персонала и так далее. Франчайзер выдает лицензию на производство продукции под его торговой маркой. Наиболее известным примером производственного франчайзинга является производство безалкогольных напитков. Франчайзер предоставляет “секретный” сироп и выдает лицензию на его использование для производства напитков, продаваемых под торговой маркой франчайзера.

Надо сказать, что хорошее знание и понимание основных интересов  франчайзера и франчайзи может  способствовать эффективной защите как интересов каждого из них, так и их совместных интересов. “Франчайзинговые взаимоотношения могут перерасти  в эффективное партнерство, когда  обе стороны является относительно равными партнерами, а не властвующим  франчайзером и зависящим от него франчайзи”.

3. Обеспечение развития малого бизнеса

Говоря о развитии и совершенствовании  малого бизнеса, необходимо отметить, что его развитие осложнено наличием многих проблем.

В первую очередь, это связано с  барьерами на пути выхода новых малых  предприятий на рынок. Эти барьеры  могут носить как объективный  структурный характер, обусловленный  особенностями данной отрасли и  рынка (технология производства, стартовые  и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип  конкуренции), так и определяться поведением отдельных хозяйствующих субъектов, уже действующих на рынке, а также мерами государственного экономического регулирования.

Современные условия развития российской экономики характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок, связанных с действием таких  факторов, как низкая платежеспособность покупателей, сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных расходов, возрастание международной  конкуренции в условиях ограниченного  спроса. Многие виды деятельности становятся малопривлекательными для новых  малых предприятий в связи  с низким уровнем прибыльности, высоким  уровнем конкуренции и, следовательно  инвестиционного рынка.

Но на возможности выхода малых  предприятий на рынок существенное влияние оказывают также ограничения  органов власти и управления всех уровней, в том числе в таких  сферах, как налогообложение, порядок  регистрации малых предприятий, лицензирование, предоставление производственных помещений, земельных участков. Всё  это можно определить как административные барьеры на пути выхода предприятий  на рынок, то есть препятствия, связанные  с необходимостью выполнения предпринимателями  обязательных процедур и правил, предусмотренных  законодательными и подзаконными актами, существенно затрудняющих создание и развитие малых предприятий. Несовершенство законодательства по малому предпринимательству, нечеткость отдельных его положений  приводит к появлению различных  подзаконных актов, инструктивных  писем и других директивных документов на ведомственном уровне. Число таких  документов непрерывно растет, некоторые  из них вступают в противоречие с  действующими законодательными актами, что ещё более усложняет работу предпринимателей. Наиболее тормозящим фактором является законодательство в  области налогов, бухгалтерского учета, арендных, таможенных правил. Развитие хозяйственной деятельности малых  предприятий затрудняют большое  число налогов, чрезмерная величина совокупных налоговых выплат, частые изменения в налоговом законодательстве.

Административные препятствия  выхода на рынок новых предпринимательских  структур вызваны необъективными причинами, и их устранение не требует значительных материальных и финансовых затрат и  полностью зависит от реальных целей  государственной политики, совершенства законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности и уровня правовой культуры.

Наряду с несовершенством правового  регулирования особенно негативно  влияют на деятельность малых предприятий:

    • Сложность и высокая стоимость регистрации предпринимательских структур. В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления большого количества документов и в совокупности занимает срок от одного до трёх месяцев. Большинство платежей, связанных с регистрацией, устанавливаются в зависимости от размера минимальной заработной платы, и, следовательно, постоянно увеличиваются. Кроме того, местные органы власти, периодически осуществляют различного рода перерегистрации малых предприятий, что, с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой, является способом дополнительного изъятия средств из малых предприятий.
    • Вновь создаваемое малое предприятие вынуждено ещё до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства: внесение части уставного капитала, оплата услуг регистрирующих органов, органов статистики, госпожарнадзора и так далее. Высоки размеры оплаты нотариальных услуг, необходимых для оформления учредительных документов. Тем самым создаётся финансово-административный барьер для малых предприятий.
    • Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности. Лицензирование, вводя ограничения на занятия определенным видом деятельности, уже само по себе является одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие предпринимательства. Широкое распространение получила практика введения лицензионными органами излишне жестких условий и требований для предпринимателей (предоставление сведений о своей материально-технической базе, производственных, торговых и складских помещениях, условиях пользования помещениями, справок о прохождении работниками обучения безопасному ведению работ, копий договоров). Такая практика превратила лицензирование в фактор торможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданному разрастанию на местах бюрократического аппарата, создала условия для причинения прямого материального ущерба предпринимателям.
    • Большое количество контролирующих органов и дублирование их функций. В настоящее время контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контролирующих органов. Имеют место параллелизм и дублирование их функций: контрольно-ревизионного управления Минфина России и налоговой инспекции, автомобильной и транспортной инспекции, управление по ценовой политике и финансовые управления соответствующих областных служб. Контрольные проверки носят бессистемных характер. Различные контролирующие органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой. Это дезорганизует работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда и снижению активности малых предприятий. Таким образом, существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъектов малого предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для нормального развития и требует совершенствования.

Кроме вышеперечисленных  барьеров для деятельности малых  предприятий существует ещё ряд  проблем, затрудняющих работу действующих  предприятий:

    • Организационные проблемы: юридическое оформление предприятия, открытие счета в банке. Существенный недостаток - отсутствие руководителей, глубоко знающих специфику предприятия, обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях, отсутствие опыта деятельности в рыночных структурах.
    • Проблемы обеспечения деятельности предприятий: проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, персоналом, проблемы безопасности деятельности. Практика показала, что для создания и эффективного функционирования малых предприятий всё ещё слабо используются имеющиеся излишние производственные площади, специалисты, высвобождающиеся в результате структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий. Отсутствуют машины, оборудование и технологии, предназначенные для малых предприятий с учетом их специфики и возможностей использования.
    • Материально-финансовые проблемы: ограниченные финансовые возможности, отсутствие первоначального капитала для регистрации предприятия, отсутствие стартового капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками, сбыт продукции, высокие процентные ставки коммерческого кредита.

 

Особая проблема малых предприятий - незащищенность от рэкета. Малые предприятия  действуют в сложной криминогенной  обстановке, под давлением криминальных структур. Отсутствие должной социальной и личной защищенности как владельцев, так и работников малых предприятий  является важным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства.

К факторам, препятствующим нормальной работе малых предприятий также  относятся: высокая арендная плата  за производственные и офисные помещения, высокие транспортные расходы, низкий уровень информационного обеспечения  предпринимательских структур, особенно информацией о потенциальных  партнерах. Современные экономические  исследования показывают, что до 90% информации предприниматели черпают  из своих личных контактов, и зачастую она оказывается недостоверной.

Одним из факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса, являются финансовые затруднения  предприятий, и преодолеть их поможет  привлечение внешних финансовых источников и, прежде всего, кредитов банков. Однако существует сложность в получении  кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Это  проявляется в высоких процентных ставках и ограниченных сроках предоставления кредита. По данным опросов в 1996 году только треть руководителей малых  предприятий обращалась за банковским кредитом, и из них лишь половина получила его. Основной причиной этого  является отсутствие у малых предприятий  необходимого залога, неразвитость системы государственных гарантий, неразвитость банков в регионе.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике