Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.
Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.

Содержание работы

Введение 5
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 7
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 7
1.2 Социально – экономическая роль малого бизнеса 10
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь 15
2.1 Становление малого бизнеса в РБ. 15
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь 19
3 Система поддержки малого бизнеса 22
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 22
3.2 Проблема развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 44

Файлы: 1 файл

Курсовая малый бизнес.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

       

  

 Кафедра экономической теории

 

 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: Макроэкономика

 

на тему: Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в РБ.

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФФБД, 2 курс, группа  РФФ-1                  А.В. Брель        

                                                                                           

 

 

Руководитель                                                                        

ассистент кафедры к.э.н                А.А. Кравченко

 

______________________                         __________________________

                             Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 45 с., 4 рис., 3 табл., 38 источников, 1 прил.

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПОДДЕРЖКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

 

Объект исследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.

 Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

 Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.

  Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.

 Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

_________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ABSTRACT

 

Coursework: 45 p., 4 pics., 3 tables., 38 sources, 1 app.

 

SMALL BUSINESS, MARKET ECONOMY, FOREIGN EXPERIENCE, SUPPORT, EFFICIENCY.

 

Object of study – small business  and its role in the market economy.

 Subject of study – development of small business in the Republic of Belarus.

 Purpose of study: on the basis of study the foreign and national experience of small business development to reveal its major issues and substantiate the trends of small business formation in the Republic of Belarus.

 Methods of study: monographic, analytic, graphical, calculative and constructive.

 Research and development: studies the essence of the small business and its role in the market economy, researched the ways of small business support in the foreign countries, small business formation and development process analyzed, developed the ways to enhance the process of small business development in the country.

Possible application of study: the results of the study may be usefull studying the « macroeconomics » subject.

 

_________________

(student`s signature)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

             В данной курсовой работе будет рассмотрен малый бизнес как отдельный сектор рыночной экономики. В последнее время проблема малого бизнеса как никогда актуальна не только в нашей стране, но и в экономически более  развитых  странах. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Поэтому развитие малого бизнеса является важной задачей государства.

               В свете текущего экономического кризиса, который затронул все государства с открытой и частично открытой экономикой, проблема малого бизнеса стоит как никогда остро, потому как малые предприятия известны наибольшей гибкостью, они способны поддерживать экономику, адаптируясь под новые рыночные условия. Хотя очевидно и то, что они являются зависимыми от более крупных предприятий, имеют трудности с получением кредитов и т.д.

 

              Сегодня мы можем наблюдать повышенное внимание к вопросу дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства, в частности в нашей стране. А ведь это и понятно: малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый бизнес неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно сказывается на экономическом состоянии страны.

               Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции.

                Наличие регулярных дискуссий, споров, различных точек зрения в рамках данной темы в настоящее время указывает на значительную роль предпринимательства в становлении эффективной модели национальной экономики. Предпринимательство представляется неотъемлемым элементом рыночного механизма.

               Данная тема весьма актуальна на сегодняшний день, поскольку развитие малого бизнеса позволяет развивать внутреннее инвестирование и кредитование, конкуренцию, позволяет создавать тысячи рабочих мест, а также позволяет привлекать дополнительные денежные средства в местные и республиканский бюджеты. Огромную роль в становлении малого бизнеса играет устанавливающиеся отношения между государством и данным сектором экономики, весьма важно взаимопонимание и совместное решение складывающихся в процессе развития проблем.

Объект  исследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

Предмет исследования – развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

Цель данной курсовой работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:

  • изучить сущность, понятие, функции малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
  • проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
  • дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
  • разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике   Беларусь.

 

При подготовке работы были использованы учебно-практические пособия и научные издания отечественных и российских экономистов, а также нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования сектора малого бизнеса Республики Беларусь. Основной исследовательской базой работы явились статистические данные по выбранной тематике, публикации в специализированных периодических изданиях, информационные интернет-сайты белорусских, зарубежных и международных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ

 

Малый бизнес –  важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства [1].

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [31, с. 5]

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [14, с. 148 ]

Роль малого бизнеса в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы прошлого века. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта [37].

Как показывает мировая практика, основным критериальными показателями, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [15, с. 11]. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [19, с. 77]. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Но во всех развитых странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В Республике Беларусь создана законодательная база для развития малого бизнеса, которая вобрала в себя отдельные аспекты опыта стран с развитой рыночной экономикой [11,29].

Малое предпринимательство  в Республике Беларусь в соответствии с действующим законодательством существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
  • в других отраслях производственной сферы, общественном питании, 
    бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

- в других отраслях  непроизводственной сферы - до 25 человек [23, с. 24].

Особое значение малый  бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией  есть фундамент, на котором вырастает  негосударственный сектор экономики  и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. [4, с. 231]. Важными особенностями малого бизнеса являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Занимая определенную нишу в экономической структуре  общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

    • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
    • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
    • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
    • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
    • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
    • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
    • быструю адаптацию на внешнем рынке;
    • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
    • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду. [4, с. 231]

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в РБ