Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.
Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.

Содержание работы

Введение 5
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 7
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 7
1.2 Социально – экономическая роль малого бизнеса 10
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь 15
2.1 Становление малого бизнеса в РБ. 15
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь 19
3 Система поддержки малого бизнеса 22
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 22
3.2 Проблема развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 44

Файлы: 1 файл

Курсовая малый бизнес.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО  БИЗНЕСА  И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ.

Становление субъектов малого бизнеса в республике Беларусь связано с началом реформирования экономики, перевода ее на рельсы рыночной модели развития.

История развития малого бизнеса в Республике Беларусь насчитывает  почти 20 лет. За этот период произошли  значительные изменения в количественном и качественном составе малых  предпринимательских структур, в  макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. Именно в 90е годы появились первые кооперативы, а затем и другие формы хозяйствования малого бизнеса. Однако статистическая отчетность о финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий была введена в республике с 1997 года. Долгие годы в стране бытовало мнение, что эффективными могут быть только предприятия-гиганты, но опыт показал, что крупные предприятия не обеспечивают динамизм экономики, ее гибкость, эффективную работу на потребителя. Малые предприятия, наоборот смело вступают в конкуренцию между собой и промышленными гигантами, выпуская новейшую продукцию, наполняя ею рынок.

Восстановив свою независимость  в 1991 г., Беларусь одновременно стала  наследником части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуру цен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширный военно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности в особенности в сельском хозяйстве. Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90-ых годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, «челноки» и вещевые рынки на стадионах, киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались потребительские союзы. Общественное мнение также стало проявлять большую терпимость к частным предпринимателям.

Государственная власть не осталась в стороне от этого  процесса. Основными нормативными документами, стимулирующими развитие негосударственных  и в том числе малых предприятий, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству, и Закон «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 года о малых предприятиях. [25, с.11].

С 1994 года отношение к негосударственному начало существенно меняться. Постепенно ожесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми из них явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ государства в поддержке посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить соглашение санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового отдела и заместителя главы администрации района города. Кроме того, ужесточены требования к ведению учета, что вынуждает предпринимателя содержать бухгалтера, если он платит налог по прогрессивной шкале. Они обязаны платить в местный бюджет 5 минимальных зарплат за уборку территории и фиксированный налог – 2-5 минимальных зарплат.

В 1996-1997 годах наблюдалась  значительная активность государственных  органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в: подписании Президентом  Республики Беларусь Указов «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» от 19.07.96 года, в соответствии с которыми было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддержать негосударственный сектор экономики; принятии Верховным Советом Республики Беларусь Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 года; принятии постановления Совета Министров Республики Беларусь «О программе государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 год» от 7.04.97. года и «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 4.06.92 года. Затем 18.08.97. года был утвержден Совет по развитию предпринимательства и инвестиций. Предприняты шаги по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти. [5].

Однако, несмотря на эту  поддержку, малый бизнес чувствует  себя в республике все более неуютно. В результате проводимой в отношении малого бизнеса государственной политики он вытесняется из экономики или загоняется в теневую экономику. От этого теряют и государство и люди. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь с 1997 по 1999 года число малых предприятий практически не выросло (21279 в 1997 году и 21631 в 1999 году), а число предпринимателей без образования юридического лица сократилось. И если в западных странах на 1000 человек населения приходится 25-32 малых предприятия, в России – 7, то в Республике Беларусь – чуть более двух. [24].

В соответствии с решениями Конференции ООН  по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике Беларусь в 1997 г. была разработана Национальная стратегия  устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь до 2010 года. Был определен базисный период: 1996-2000 г.г., а также дополнительно - начало текущего пятилетия. Выделены два этапа. Первый (до 2005 г.) - это период развернутого построения рыночных отношений и создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований. Второй (после 2005 г.) - этап активной структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. [16]

В Программе  отмечается, что при определении  направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципа развития предпринимательства; рационального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства, дальнейшего формирования наиболее благоприятных условий для развития данного сектора экономики.

Практически все  принципы устойчивого развития, которые  были включены в НСУР-97, сохраняют  свое значение для разработки НСУР-2020 г.

Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. для экономики переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. В вышеназванной НСУР признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относится, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны.

 Система  государственной поддержки малого  предпринимательства начала формироваться  после принятия в 1996 г. Закона  Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени уже сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая своей целью совершенствование регулирования предпринимательской деятельности для создания благоприятных условий динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" регламентировано понятие субъектов малого предпринимательства. [21]

Малое предпринимательство  существует в следующих формах:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Субъекты малого предпринимательства образуют разветвлённую  сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют  разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

[6, с. 9]

 

 

 

2.2 ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны. Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

  • политическая обстановка в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • политика государства в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • правовое обеспечение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни населения;
  • цивилизованность предпринимательства.

Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в  нашей стране, являются:

  1. Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющее круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.
  2. Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства. Общенародная собственность имеет три губительных изъяна: ее плохо используют, нещадно ломают и беспощадно воруют.
  3. При переходе экономики к рынку, неизбежно банкротство низкорентабельных и работающих малоэффективных предприятий. Создание на их основе частных малых предприятий позволяет найти хозяев для имущества заводов, фабрик и т.д. и дать места для сотен тысяч людей.
  4. Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства возможна только в том случае, если товар производится на нескольких предприятиях. Это условие действует в совокупности с другими: свободным ценообразованием, правом распоряжаться полученной прибылью, ориентацией на удовлетворение общественных потребностей.
  5. Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства.
  6. Желание в большей мере западных партнеров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности.

Как указывалось выше, малый бизнес в Республике Беларусь охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», декреты и указы Президента и постановления Совета Министров Республики Беларусь создали достаточную законодательную и нормативную базу для развития предпринимательства в нашей стране.  Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса в стране, которую можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Значительный прирост количества малых предприятий в 2009-2012 году обусловлен:

· реализацией  государственной политики в области  развития и поддержки предпринимательства;

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в РБ