Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:57, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.
Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.
Введение 5
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 7
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 7
1.2 Социально – экономическая роль малого бизнеса 10
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь 15
2.1 Становление малого бизнеса в РБ. 15
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь 19
3 Система поддержки малого бизнеса 22
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 22
3.2 Проблема развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 44
· улучшения делового климата в стране, в частности, принятых нормативных правовых актов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений;
· упрощения
налогового и таможенного
· упрощения
порядка государственной
· упрощения
процедуры получения
Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. Большая часть малых предприятий сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г.Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.
Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание. Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.
В Беларуси по данным на
1 мая 2012 года количество состоящих
на учете в налоговых органах
и осуществляющих финансово-хозяйственную
деятельность малых и средних
организаций достигло 96 929, увеличившись по сравнению с началом
года на 3%, а по сравнению с аналогичным
периодом 2011 года — на 5,3%. В Беларуси в январе-апреле
2012 года число зарегистрированных индивидуальных
предпринимателей по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года сократилось на
7,7% и составило 15749 ИП.
За I квартал 2012 года в республике было
зарегистрировано 21 тыс. 417 субъектов хозяйствования,
из них 5 тыс. 668 юридических лиц и 15 749 индивидуальных
предпринимателей. Наибольшее количество
субъектов хозяйствования зарегистрировано
в Минске (6 731) и Минской области (3 425).
Кроме того, оформлены 173 организации с иностранными инвестициями. (По данным БелаПАН)
Белорусские власти выражают недовольство в связи с тем, что вклад малых предприятий в экономику страны остается незначительным. По данным правительства, большинство малых предприятий заняты в сферах, где не требуется высокая квалификация работников и значительные объемы финансовых вложений (прил. А, рис.2).
Почти каждый второй представитель частного бизнеса отмечает низкий уровень доверия к власти, а 5% вообще считают, что им приходится испытывать унижения со стороны местных властей, поскольку отношения последних к ним пренебрежительное (прил. А, рис.3). [38]
Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.
Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление
включает создание действенных финансово-
Изучение и использование опыта поддержки малых предприятий в различных странах может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие в Республике Беларусь.
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно. При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).
В Европейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес - услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9, с. 258]
Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота.
Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет, или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления.
В странах ЕС реализация политики в отношении малых и средних предприятий распределена, как правило, между несколькими министерствами или между специальными отраслями внутри министерств. Обычно это входит в задачи министерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германии и Нидерландах отделы малого и среднего бизнеса находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное Министерство малого предпринимательства. [10, с. 92]
При наличии определенной специфики в большинстве стран ЕС имеются похожие частные институты поддержки:
Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
Информация о работе Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в РБ