Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 15:53, курсовая работа
Цель: исследовать роль малого и крупного бизнеса в экономике России и проблемы их взаимоотношений.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
● Рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике России;
● Рассмотреть сущность и значение крупного предпринимательства в экономике РФ;
● Выявить особенности функционирования малых и крупных предприятий;
● Проанализировать развитие систем взаимоотношения малого и крупного предпринимательства в России.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Характеристика малого и крупного бизнеса в России……........................4
1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике России……………….............4
1.2 Сущность и значение крупного предпринимательства в экономике России..7
Глава 2 Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в России………………………………………………………………………………..10
2.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков………...10
2.2 Предпринимательство как элемент экономической системы………………..12
2.3 Формы предпринимательской деятельности как экономические системы....14
Глава 3 Формы и проблемы взаимоотношений малых предприятий с крупным бизнесом……………………………………………………………………………..17
3.1 Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………………..…17
3.2 Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе………………………………………………………...20
3.3 Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями………….22
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………….31
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономический анализ фирмы и рынка»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1
Характеристика малого и крупного бизнеса
в России……......................
Глава 2 Особенности взаимоотношения
малого и крупного бизнеса в России………………………………………………………………
2.1 Крупный и малый бизнес: специфика
преимуществ и недостатков………..
2.2 Предпринимательство как
2.3 Формы предпринимательской
Глава 3 Формы и проблемы взаимоотношений
малых предприятий с крупным бизнесом…………………………………………………………
3.1 Субподряд:
взаимодействие в реальном
3.2 Лизинг:
финансовый механизм поддержки
кооперации крупного и малого
бизнеса в реальном секторе…………
3.3 Франчайзинг:
создание сбытовой сети
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность темы курсовой работы «Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений» определяется той ролью, которую играет предпринимательская деятельность во всех экономически развитых странах а также стремительное развитие малого и крупного предпринимательства в России.
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.[1]
В современной экономике предпринимательство играет важную роль. Основную часть российского предпринимательства составляет малый бизнес.
Развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса и поможет поднять уровень благосостояния населения. Но экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.
Объект исследования – роль малого и крупного бизнеса в экономике России и проблемы их взаимоотношений.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Глава 1 Характеристика малого и крупного бизнеса в России
Малый бизнес (малое предпринимательство) - деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.
Роль малого бизнеса в экономике России
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Критерии определения размера предприятия
По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50, однако наиболее часто применяются вышеназванные.
Предприятия с числом до 15 человек являются «микро предприятиями», до 100 человек как «малые». [2]
В России 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» N 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:
в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве, в научно технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и в других видах деятельности - 50 человек.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идёт структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых фирм ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. [3]
Мелкие и средние предприятия можно разделить на:
1. Предприятия
которые прямо или косвенно
связаны с крупным бизнесом (Оставаясь
юридически самостоятельными, они
работают по контракту с
А) Специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов, что избавляет крупные фирмы от их производства в своих цехах
Б) Более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы
В) Гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей
2. Малые
фирмы, которые непосредственно
конкурируют с крупным
А) Способность быстро откликаться на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги
Б) Существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет выдерживать конкуренцию более сильных соперников
В) Стремление заполнить те ниши, которые по различным причинам невыгодны крупным фирмам
Г) Ценовая политика крупных фирм, которые диктуют рынку довольно высокие цены. [4]
Мировая практика свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. [5]
Экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.
Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими они имеют ряд преимуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику и за счет этого снижать себестоимость продукции, повышать ее качество. Они в состоянии проводить широкомасштабные маркетинговые исследования и обеспечить доходчивую рекламу своей продукции, на что порой требуются огромные затраты. В связи с этим у крупных объединений больше возможностей завоевать и удерживать рынок сбыта и получать высокие доходы. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна для малых фирм из-за низкой рентабельности, обусловленной небольшим объемом производства, наращивать который они не в силах. Помимо того, крупные предприятия, проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рисковых мероприятий. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.
Крупный бизнес выступает в различных формах. Это необязательно строительство огромного завода с концентрацией всего производства на одной территории. Часто это десятки, сотни и более средних и мелких предприятий разбросанных на большом расстоянии друг от друга, но имеющих общее управление, единое техническое и финансовое обслуживание.
По данным статистики, 500 крупнейших корпораций в США и такое же их количество в Западной Европе сосредоточивают в своих руках примерно ¼ национального капитала и около 25% занятого населения этих регионов. [7]
Вследствие происшедших перемен предпринимательство на современном этапе стало составной частью деятельности руководителей и специалистов крупных фирм, банков, холдингов. Здесь предпринимательство поставлено на научную основу, развернута широкомасштабная работа в этом направлении. Концентрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе коопераций позволяет последним осуществлять внутрифирменный перелив капитала из одной отрасли в другую. Диверсификация производства наряду с теми преимуществами, которые крупные фирмы имеют за счет концентрации ресурсов, дает им возможность «держаться на плаву» даже в самые неблагоприятные для экономики периоды. При снижении спроса на одни виды продукции, которые производит суперкорпорация, она повышает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с НТП оказалась главным направлением предпринимательства современного крупного капитала.
На крупных предприятиях России диверсификация производства развивалась на иной основе, чем в странах Запада. Из-за постоянных крупных сбоев в материально-техническом обеспечении российские предприятия в прошлом диверсифицировали деятельность главным образом с целью самообеспечения, превращаясь в громоздкие, чуть ли не натуральные хозяйства. Такие объединения, как Уралмаш, ЗИЛ, ВАЗ, ММК и др., в свое время были загружены производством различных мелкосерийных изделий, не свойственных их профилю.
Глава 2 Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в России
2.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков
Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500. Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах.
Информация о работе Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений