Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 15:53, курсовая работа
Цель: исследовать роль малого и крупного бизнеса в экономике России и проблемы их взаимоотношений.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
● Рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике России;
● Рассмотреть сущность и значение крупного предпринимательства в экономике РФ;
● Выявить особенности функционирования малых и крупных предприятий;
● Проанализировать развитие систем взаимоотношения малого и крупного предпринимательства в России.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Характеристика малого и крупного бизнеса в России……........................4
1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике России……………….............4
1.2 Сущность и значение крупного предпринимательства в экономике России..7
Глава 2 Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в России………………………………………………………………………………..10
2.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков………...10
2.2 Предпринимательство как элемент экономической системы………………..12
2.3 Формы предпринимательской деятельности как экономические системы....14
Глава 3 Формы и проблемы взаимоотношений малых предприятий с крупным бизнесом……………………………………………………………………………..17
3.1 Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………………..…17
3.2 Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе………………………………………………………...20
3.3 Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями………….22
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………….31
Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ. К их числу можно отнести возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес может позволить себе существенную технологическую экономию и на масштабе производства, и на росте или масштабе сферы деятельности.
К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства. Но с изменением объективных условий хозяйствования, эволюции конкурентных отношений, неопределенностью и неустойчивостью рыночной среды актуализируются такие качества хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий. Вышеуказанные факторы объясняют переход промышленного производства к использованию гибких производственных линий, на которых продукция изготавливается более мелкими партиями, но зато с применением всевозможных модификаций. Это обусловливает возрастающую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур.
В современных экономических условиях небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями. Малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу [6].
Предпринимательство как элемент экономической системы Теоретические исследования по данной проблеме и современная практика свидетельствуют о том, что многие аспекты управления взаимодействием субъектов малого и крупного бизнеса требуют системного подхода и анализа. Так, по мнению профессора А.Г. Грязновой, системный анализ является метаметодологией в том смысле, что он используется для анализа любых систем, независимо от их характера и содержания, от того, относятся ли они к природе, обществу или искусственным техническим конструкциям.
2.2 Предпринимательство как элемент экономической системы
Общепринятого устоявшегося определения категории «система» не существует, само определение развивается вместе с наукой. Решение вопроса о специфических признаках системного подхода, в отличие от любого другого типа научного анализа, в значительной степени определяется тем, что следует понимать под системой. Это понятие может быть определено как «…множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами» (А. Холл, Р. Фейджин), «…отображение входов и состояний объекта в выходах объекта» (М. Месарович). Нобелевский лауреат И. Пригожин считает, что «…именно простые системы являются тем частным случаем, в котором становится достижимым идеал исчерпывающего описания. Знание закона эволюции простых систем позволяет располагать всей полнотой информации о них, т. е. по любому мгновенному состоянию системы однозначно предсказывать ее будущее и восстанавливать прошлое…».
По мнению К.П. Астапова, под экономической системой понимается социально-экономическая структура, организующая в соответствии с долгосрочной стратегией производство товаров (услуг), которые востребованы во внешней среде. Такое определение предполагает стремление экономической системы к самосохранению и позволяет использовать все типы данной системы на основе единого подхода.
Таким образом, одним из существенных признаков системы является то, что по отношению к внешней среде она ведет или проявляет себя как единое целое. Вторым базовым признаком системы, на наш взгляд, является целеполагание при ее создании, проявляющееся в достижении эффекта синергии, исследованиями которого занимались Х. Итами, И. Ансофф, Д. Клиланд и У. Кинг.
В экономической литературе также большое внимание уделяется рассмотрению основных свойств систем. По мнению Э.М. Короткова, систему характеризуют следующие понятия:
1. Элементы
– представляют собой
2. Среда
– это вся совокупность
3. Граница
– различие внешних и
4. Связи
– разнообразные
Экономическая система обладает как общими,
так и особыми свойствами. К общесистемным
свойствам можно отнести целостность,
иерархичность и интегративность.
Целостность экономической системы проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное – любое изменение экономической системы вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов. Иерархичность экономической системы означает, что она включена в качестве подсистемы в систему более высокого порядка, а каждый ее компонент также является системой. Интегративность экономической системы представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.
Специфическими свойствами экономической системы являются следующие:
– ее подсистемы имеют нечеткие границы: один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики, может быть элементом самоорганизующейся системы и окружающей среды одновременно;
– самоорганизация экономической системы возникает из кооперации не только экономических субъектов разного уровня друг с другом, но и с экономическими институтами, а также из кооперации институтов между собой;
– структура экономической системы нередко скрыта за отношениями административной подчиненности;
– экономическая система является динамической системой;
– экономическая система является стохастической системой, не поддающейся детальному и точному прогнозу;
– экономическая система может быть как открытой, так и закрытой.
Все экономические системы способны к развитию и росту при соответствующих институциональных условиях. В процессе роста системы происходит увеличение количественных показателей, в то время как структура системы не меняется. В конечном счете накопление количественных изменений приводит к неизбежности качественных преобразований, как позитивных (переход в новое состояние с высокой конкурентоспособностью), так и негативных (деградация). Таким образом, в функционировании каждой из микросистем (малого или крупного предприятия) может наступить момент, когда взаимодействие между ними станет одним из мощных факторов не только выживания и повышения конкурентоспособности товаров и услуг, но и залогом долгосрочной успешной деятельности в будущем.
Если взаимодействие субъектов малого и крупного предпринимательства базируется на получении взаимной выгоды, то между ними образуется экономический симбиоз, который представляет собой союз партнеров по бизнесу, взаимовыгодный для обеих сторон. Иными словами, формируется такое устойчивое (долговременное) экономическое взаимодействие, которое дает положительный синергетический эффект. В результате величина эффекта от совместной деятельности оказывается больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий.
2.3 Формы предпринимательской деятельности как экономические системы
Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, «обкатке» новых бизнес-схем, маркетинге, сбыте продукции работают малые и средние фирмы-сателлиты.
На наш взгляд,
именно производственное предпринимательство
должно быть положено в основу экономической
целесообразности взаимодействия малого
и крупного бизнеса. В этой связи основой
системы взаимодействия субъектов малого
и крупного предпринимательства является
именно производство товаров и услуг.
К существенным признакам данной системы
относятся: отраслевой, региональный,
сырьевой, кадровый, инновационный.
Однако не нужно забывать о среде, в которой
функционирует малый и крупный бизнес.
Как было отмечено выше, Э.М. Коротков выделяет
понятие «среда» в качестве одного из
основных свойств системы. По нашему мнению,
любая система создает внутреннюю среду,
отличную от созданной другой системой,
иначе говоря, внутренняя среда – это
среда, где осуществляются связи между
элементами и управляющей системой, а
также возникают реакции на взаимодействие
с внешней средой. На наш взгляд, необходимо
классифицировать факторы, оказывающие
то или иное воздействие на исследуемую
систему (Приложение, табл. 3). Следует отметить,
что к субъектам взаимодействия относятся
малое и крупное предпринимательство,
а к объектам – совокупность отношений
между ними.
На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:
1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или разработки некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов, то есть различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с головной организацией, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически существенно зависящих от коренной структуры, и т. д.).
Малый бизнес
объективно играет подчиненную роль в
системе отношений с крупным бизнесом,
в то время как крупное предпринимательство,
при определенных экономических условиях,
способно продуцировать необходимое множество
субъектов малого предпринимательства,
в той или иной степени зависящего от крупного.
В этой связи необходимо проводить не
только исследования, позволяющие строить
оптимальные производственно-
Таким образом, система взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства представляет собой совокупность реальных субъектов и объектов взаимодействия, обладающих определенностью связей и отношений, функционирующую с целью достижения положительного синергетического эффекта.
Глава 3 Формы и проблемы взаимоотношений малых предприятий с крупным бизнесом
3.1 Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
Развитие производства, внедрение новых технологий требуют значительных капиталовложений. В своей хозяйственной практике крупные предприятия (КП) стремятся минимизировать объем производственных операций, сопряженных с повышенными издержками. Среди путей решения этой проблемы наиболее перспективным является развитие контрактных, субподрядных отношений.
МП - субподрядчики крупных компаний работают в режиме подетальной, поузловой, модульной и иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Часто они берут на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе ведется головной крупной компанией. В порядке технического сотрудничества крупные заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий и потому заинтересованные в таком субподряде, предоставляют своим исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей марки. С другой стороны, в ряде случаев эти крупные заказчики и сами выполняют заказы МП - например, на проведение маркетинговых исследований.
Информация о работе Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений