Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать роль малого и крупного бизнеса в экономике России и проблемы их взаимоотношений.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
● Рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике России;
● Рассмотреть сущность и значение крупного предпринимательства в экономике РФ;
● Выявить особенности функционирования малых и крупных предприятий;
● Проанализировать развитие систем взаимоотношения малого и крупного предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Характеристика малого и крупного бизнеса в России……........................4
1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике России……………….............4
1.2 Сущность и значение крупного предпринимательства в экономике России..7
Глава 2 Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в России………………………………………………………………………………..10
2.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков………...10
2.2 Предпринимательство как элемент экономической системы………………..12
2.3 Формы предпринимательской деятельности как экономические системы....14
Глава 3 Формы и проблемы взаимоотношений малых предприятий с крупным бизнесом……………………………………………………………………………..17
3.1 Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………………..…17
3.2 Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе………………………………………………………...20
3.3 Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями………….22
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

malyi_i_krupnyi_biznes_problemy_vzaimootnoshenii.docx

— 160.65 Кб (Скачать файл)

Развитие франчайзинга в России в условиях перехода к рынку объективно может сыграть большую роль - прежде всего, ввиду огромной потребности в развитии сферы услуг, общественного питания и розничной торговли. Проблема, однако, заключается в том, что возможности отечественных крупных предприятий как франчайзеров - обладателей торговых марок или особых методов хозяйствования - пока невелики. Розничная сеть, выполняющая функции фирм-операторов, может развиваться (почти исключительно) на основе взаимодействия МП с иностранными компаниями и их представителями в России («Макдональдс», «Кодак», «Фуджи», «Пицца Хат» и др.).

По-видимому, на данном этапе становления российского рынка такого рода “импорта услуг” неизбежен и объективно необходим, поскольку он служит расширению сферы рыночных отношений, формирует культуру обслуживания и прививает новые, более современные стандарты потребления. Однако федеральные и региональные структуры поддержки малого бизнеса должны прилагать усилия к налаживанию франчайзинга прежде всего на местной базе, учитывая как позитивный, так и негативный опыт пилотного проекта московского правительства «Русское бистро», а также франчайзинговых проектов частного российского бизнеса (например, сеть АЗС, созданная нефтяными компаниями «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Малый бизнес (малое предпринимательство) - деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.

Крупное предприятие - предприятие, производящее значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемое как крупное по объемным показателям: количеству занятых, объему продаж, размеру активов. При отнесении предприятия к разряду крупных действует отраслевая, территориальная и государственная специфика.

Сильные стороны крупных производственных предприятий:

- имеют  различное производственное оборудование,

- имеют  налаженные связи с другими  предприятиями,

- имеют  большое значение для  государственных  структур и для региона,

- имеют  большой опыт по качеству выпускаемой  продукции,

- могут  производить большие инвестиции,

- большая  разновидность выпускаемое продукции,

- имеют  исторический бренд (имя),

- присутствуют  на рынке в течении длительного  срока, что в глазах заказчика  делает их более привлекательными

 

Слабые стороны крупных производственных предприятий:

- устаревшая  организационная структура,

- хочет  выполнять только большие производственные  заказы,

- не может  быстро перестраивать производство,

- не гибкие  т.к сложно перестроить производственные процессы, не могут быстро выполнить потребности клиента,

- большие  затраты и поэтому, многие продукты  делать невыгодно 

 

Сильные стороны малых производственных предприятий:

- очень  мобильное, подвижное, гибкое

- может  быстро удовлетворить потребности  клиента вместе с изменениями

- готово  выполнять любые производственные  заказы 

- имеет  очень хорошую организационную  структуру

- готово  ориентироваться на потребности  заказчика и быстро перестраивать  производство,

- имеет  небольшие расходы при производстве  продукции, сотрудничество с ними  облегчено,

- имеет  узкоспециализированное производственное  оборудование,

- из-за  очень небольших объемов производства (по стоимости) может не придавать  особой значимости заказам от  крупных предприятий

 

Слабые стороны малых производственных предприятий:

- трудности  с приобретением сырья, оборудования 

- рост  цен на сырье, материалы 

- трудности  с арендой и приобретением  помещений 

- проблемы  со сбытом товаров и услуг 

- нехватка  денежных оборотных средств 

- нормативно-правовые  и административные барьеры 

- большие  налоги

- не требуется  больших финансовых вложений  при производстве заказов от  крупных предприятий, что может  повлечь за собой необязательность  или некачественность продукции,

- в силу  отсутствия специалистов может  отсутствовать система приемки  изделий по качеству

 

Приведенные информационно-аналитические материалы позволяют сделать вывод о том, что между развитием крупного и малого предпринимательства существует более жесткая связь, чем это принято считать. Поскольку крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, то и востребованность малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса не могла быть значительной. Поэтому и явно выраженная стагнация в динамике роста числа малых предприятий, не случайна. По сути, она свидетельствует о «псевдонасыщении» экономики малым предпринимательством, обусловленном недостаточно благоприятным экономическим климатом, который сложился вокруг него и конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством зависит от целого ряда факторов, включая культурно-исторические традиции, менталитет общества, природно-климатические особенности и др.

Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Экономика фирмы: учебник для вузов./ под ред. професора В.Я. Горфинкеля, профессора В.А. Швандара. – ЮНИТИ, Москва, 2003
  2. Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М.: ТЕИС, 2000
  3. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1. 78 с.
  4. Экономика  предприятия:  Учебник  /  Под  ред.  А.Е.  Карлика,  М.Л.  Шухгальтер,   Е.А. Горбашко и др. – М.: ИНФрА-М, 2002. – 432 с.
  5. Ибадова, Л. Т. (канд. юридич. наук) . Венчурное финансирование малого предпринимательства / Л. Т. Ибадова // Финансы и кредит .— 2006 .— N 4 .— С. 49-55 .— Библиогр.: с. 48 (4 назв. )
  6. Галухина, Я. С. Российский крупный бизнес в 2000-2005 гг.: основные направления трансформации и развития / Я. С. Галухина, Я. Ш. Паппэ // Проблемы прогнозирования .— 2006 .— N 3 .— С. 23-41

7. Романюк, В. Перспективы взаимодействия крупного  и малого бизнеса / В.Романюк, Л. Савченко // Бизнес для всех. – 2006. - № 11.

8. В поисках  новой теории: Книга для чтения  по экономической теории с  проблемными ситуациями /Под. ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004.

9. Динамика  развития малого предпринимательства  в регионах России в 2000–2004 гг.: Информационно-аналитический доклад /Подгот. А.Г. Литваком, А.М. Шестоперовым, О.М. Шестоперовым. – М.: ИКЦ « Бизнес-Тезаурус», 2005.

10. Взаимодействие  малого и крупного бизнеса //Информационно- аналитический сборник материалов IV Всероссийской конференции представителей  малых предприятий, Москва, апрель 2004 г. – М.: Институт предпринимательства  и инвестиций, 2004.

11. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева /. – М.: ИНФРА-М, 1996.

12. Лебедева, Л. Региональные аспекты развития  малого бизнеса в РФ, 2006 г.

13. Балацкий, Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования// Экономист – 2001 – N4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1 Сравнительная характеристика недостатков фирмы в крупном и малом бизнесе

 

Недостатки крупной фирмы(ограничение эффективности)

Недостатки малой фирмы(ограничение эффективности)

Сравнительная жесткость организационных структур.

Отсутствие развитой производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

Недостаточная гибкость производственной программы.

Техническая отсталость (по фондово-руженности и фондонасыщенности малых предприятий по сравнению с промышленностью в целом)

Слабая зависимость от потребителя.

 

 

 

Таблица 2 Сравнительная характеристика преимуществ фирм в крупном и малом бизнесе

 

Преимущества крупной фирмы

Преимущества малой фирмы

Экономия на масштабе благодаря расширению объемов производства на одних и тех же мощностях.

Способность оперативно реагировать (потребительский и производственный), в котором потребности имеют приоритет над производством.

Экономия на разнообразие в результате широкого ассортимента товаров из одного сырья.

Высока рентабельность в производстве тех товаров, которые не выгодны для крупных предприятий.

Экономия на транзакционных издержках, связанных с передачей товаров и услуг от одной производственной единице другой.

Обогащение ассортимента потребительских товаров и услуг

Реализация стратегий «первопроходца».

Создание благоприятных условий для более рациональной хозяйственной кооперации с крупным бизнесом.

Развитие новых производств с учетом накопленного технологического, производственно-сбытового, управленческого опыта.

Широкое использование всех видом ресурсов (включая вторичные).

 

Мелкая капиталоемкость, быстрая перестройка производства.

Высока восприимчивость к нововведениям, короткие сроки освоения новшеств.


 

 

Таблица 3 Факторы, влияющие на взаимодействие субъектов малого и крупного предпринимательства

 

 


 



Информация о работе Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений