Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:32, контрольная работа
Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:
определялись категории малого бизнеса как социально-экономического явления, его место и роль в современной экономике стран, основные тенденции и перспективы его развития;
разрабатывался комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
.1 Понятие малого и среднего предприятия
.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
.3 Организационно-правовые формы малых и средних предприятий России
Глава 2. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России
2.1 Особенности малого бизнеса в России
.2 Проблемы формирования малого бизнеса в России
2.3 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Глава 3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Челябинск, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
.1 Понятие малого и среднего предприятия
.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
.3 Организационно-правовые формы малых и средних предприятий России
Глава 2. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России
2.1 Особенности малого бизнеса в России
.2 Проблемы формирования малого бизнеса в России
2.3 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Глава 3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки. Например, в Германии "средний и малый бизнес - становой хребет немецкой экономики. Он обеспечивает работой большинство населения страны и берет на себя основное бремя по профессионально-техническому обучению молодежи". Малый бизнес Германии - это одно из основных звеньев ее экономики. Малые и средние предприятия, которых уже более 3,5 млн, составляют 99% фирм-налогоплательщиков. В этот сектор экономики входят как компании с одним-двумя работниками, так и солидные компании с крупным годовым оборотом. Все они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта .
Роль малого и среднего бизнеса в поддержке конкурентоспособности хозяйства страны была признана в 80-е годы и во Франции. Именно с этого периода на государственном уровне в стране принимаются меры по стимулированию создания малых и средних предприятий. Развитие малого и среднего бизнеса имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Наконец, создание этого сектора экономики - позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.
Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:
определялись категории малого бизнеса как социально-экономического явления, его место и роль в современной экономике стран, основные тенденции и перспективы его развития;
разрабатывался комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Практическая значимость работы состоит в том, что исследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в области организационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия
Понятие "малое" - это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности. 50 кг - это большой груз для туриста, но это очень малый вес для соревнований тяжелоатлетов. Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек, но имеются примеры, где число работников допускается до 200 человек, и где их должно быть не более 15 человек. Это зависит от сферы деятельности предприятия.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995г. №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. При этом численность работников предприятия не должна превышать:
· для промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
· в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60 человек;
· в оптовой торговле - 50 человек;
· в розничной торговле, бытовом обслуживании населения - 30 человек;
· в остальных отраслях и видах деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реального отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. Под субъектами предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации работы, льготами со стороны государства. Малое предприятие является юридическим лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельности индивидуально учитывается и контролируется.
В России до сих
пор не существует четкого определения
понятию "средний бизнес", то есть
не выделяют его, как самостоятельную
единицу экономических
Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом. Сетевая экономика имеет структуру, которая состоит из трех ярусов: верхний ярус - представители крупного бизнеса, нижний - малого, а промежуточный ярус занимают предприятия среднего бизнеса, которые и формируют экономическую сеть.
Критерии среднего бизнеса:
Можно все-таки попытаться выделить основные критерии, по которым возможно определить представителей среднего бизнеса: Количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории есть свои особенности - все зависит от отрасли производства. Например, издательское предприятие может считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а автозавод - если на нем работают 10-40 тысяч работников. Оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем оно занимается. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое в год имеет оборот 12-50 млн. долларов в год. Часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %.
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
Малый и средний бизнес (МСБ) представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. В научных кругах российского общества становится все более очевидной уже довольно широко апробированная мировым опытом истина, суть которой состоит в том, что малый и средний бизнес - это важнейший стратегический ресурс, внутренний источник устойчивого экономического развития и обеспечения материального благосостояния населения страны в условиях рыночного хозяйствования. Предприятия сегмента МСБ осуществляют свою деятельность наряду с крупными предприятиями, при этом каждый выполняет свою, свойственную ему, экономическую и социальную функцию, однако деятельность монополистических объединений наряду с неоспоримыми преимуществами имеет и определенные недостатки, к числу которых можно отнести:
как правило, длительные сроки разработки и внедрения новых изделий в соответствии с требованиями рынка;
нежелание участвовать в развитии промышленно отсталых районов;
ощутимое сокращение рабочих мест в связи с развитием автоматизации производства и, как следствие, рост безработицы;
значительную экологическую нагрузку от деятельности крупных предприятий.
Развитие экономики ставит насущную задачу создания такого типа предприятий, которые сумели бы решить проблемы, неэффективные для крупных монополий. Такими предприятиями стали так называемые "малые и средние предприятия" (МСП), относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ). Малый бизнес, рассматривавшийся в 1950 гг. как выживающий рудимент, как 12 признак неразвитости производительных сил и производственных отношений, который должен быть устранен путем поглощения крупными монополиями, в настоящее время стал панацеей для поступательного развития экономики . В странах с развитой рыночной экономикой создание оптимальной структуры предприятий достигается не столько путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рационального сочетания предприятий различных размеров. При этом конкретные комбинации крупных, средних и малых предприятий в каждой стране и в каждой отрасли складываются в зависимости от национальных особенностей, от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса. Таким образом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:
) экономическая
необходимость, усиленная
) социальные причины, сгруппированные главным образом вокруг проблемы занятости.
Сектор малого бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым, смягчая остроту безработицы, и "спасает" экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в промышленно развитых странах мира в 1970 гг. большое развитие получали малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг. Оживление предпринимательства, проникновение малого бизнеса и поддержка передовых отраслей промышленности стимулируется различными мерами государственного регулирования. От фактического игнорирования проблем
небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ. Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий.
Способность "мелких" фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления экономики. Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.
В работах отечественных
и зарубежных экономистов, относящихся
к 1970-1980 гг., отражены процессы объективного
изменения положения