Малый и средний бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:
определялись категории малого бизнеса как социально-экономического явления, его место и роль в современной экономике стран, основные тенденции и перспективы его развития;
разрабатывался комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
.1 Понятие малого и среднего предприятия
.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
.3 Организационно-правовые формы малых и средних предприятий России
Глава 2. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России
2.1 Особенности малого бизнеса в России
.2 Проблемы формирования малого бизнеса в России
2.3 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Глава 3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Челябинск.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь  старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Современная структура  рыночной экономики в масштабах  России предполагает 10-12 миллионов  малых предприятий, работающих на предпринимательских  началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

2.3 Основные направления  государственной поддержки развития  малого бизнеса в Российской  Федерации

 

В течение 1990-х  годов в Российской Федерации  в основном сформирована система  государственной поддержки малого предпринимательства. Она базируется на нормах федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Основные направления государственной политики определены в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2010).Реализация этих направлений позволила обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране. Вместе с тем для ускорения развития малого предпринимательства, обеспечения его устойчивости и увеличения вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации необходимо устранение имеющих место недостатков в системе государственной поддержки малого бизнеса.

Основными недостатками государственной системы поддержки малого предпринимательства являются:

·несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие и государственную  поддержку малого предпринимательства  и сопутствующих ей гражданско-правовых и административных отношений;

·нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

·нескоординированность  деятельности объектов государственной  и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, неравномерность их территориального расположения, высокий уровень коммерциализации, недостаточные объемы и качество оказываемых ими услуг.

Данные проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Их решение возможно посредством  реализации комплекса мер нормативного, организационного, административного, экономического и правоприменительного характера, изложенных ниже.

. Оптимизация  критериев отнесения хозяйствующих  субъектов к субъектам малого  предпринимательства.

В современных  условиях экономического развития России важную роль приобретает совершенствование нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства в части уточнения критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства, для развития которых оказывается государственная поддержка. С учетом мнений по данному вопросу Минэкономразвития России необходимо установить единый критерий отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в зависимости от численности работающих на них. К субъектам малого предпринимательства должны относиться юридические лица, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у него работают не более 99 человек. При этом целесообразно отказаться от отраслевой дифференциации малых предприятий по численности занятых. Необходимо также соблюсти критерий независимости субъектов малого предпринимательства, сохранив запрет на отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в случае, если доля участия в их уставном капитале Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.Введение новых критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства требует дополнительной проработки на базе данных, полученных в результате сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей. Вопрос о включении в законодательство Российской Федерации понятия среднего предприятия должен рассматриваться в совокупности с возможными правовыми последствиями введения такого понятия, и в первую очередь с точки зрения предоставления льгот и преференций. В настоящее время основной целью введения понятия среднего предприятия может являться организация статистического наблюдения за их хозяйственной деятельностью. В этом случае к средним предприятиям должны быть отнесены предприятия с численностью не более 250 человек и с годовым оборотом менее 500 млн рублей.

. Совершенствование  налогообложения, упрощение налоговой  отчетности.

Основным направлением налоговой реформы должно стать  снижение налоговых ставок до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего реально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства. Безусловно, сферу малого и среднего бизнеса должна регулировать система налогообложения, предусматривающая максимально возможное упрощение исчисления налогов, сокращение их величины, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие производства. Действующая с 1 января 2003 года система налогообложения малого бизнеса (26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности") не в полной мере отражает интересы малого предпринимательства. Имеются существенные ограничения, связанные с применением упрощенной системы налогообложения.

. Упрощение доступа  к финансовым ресурсам.

Развитие системы  финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства связано в первую очередь с решением задач доступности банковских кредитов, активного участия отечественных финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчет на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для "свободных предпринимателей" сформируется самим рынком, не оправдал себя. По экспертным оценкам, банковскими кредитами пользуется лишь один процент малых предприятий. В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, нужно организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям.

) Разработка  механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков  между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями.

В соответствии со статьёй 103 Федерального закона "О  федеральном бюджете на 2004 г." предусмотрено предоставление государственных  гарантий Российской Федерацией для  привлечения на внутреннем рынке  кредитных ресурсов в целях финансирования поддержки малого предпринимательства. Реализация данного направления предполагает предоставление государственной гарантии банку, уполномоченному Правительством Российской Федерации, в целях привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Уполномоченный Правительством Российской Федерации банк осуществляет размещение привлеченных внебюджетных финансовых средств в региональных коммерческих банках посредством открытия целевых кредитных линий и/или предоставления гарантий по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства. Принимая во внимание необходимость контроля со стороны государства за целевым использованием средств, привлекаемых под государственную гарантию Российской Федерации, целесообразно в качестве уполномоченного банка определить банк с государственным участием. Гарантийные схемы будут использоваться для действующих малых предприятий, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю.

При отборе и  сопровождении проектов целесообразно  использовать систему государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства. На указанных  принципах в настоящее время  базируются схемы гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства, реализуемые в ряде субъектов Российской Федерации с использованием средств соответствующих бюджетов. Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства.

) Развитие механизмов  микрофинансирования субъектов  малого предпринимательства, в  первую очередь микропредприятий  и начинающих предпринимателей.

Реализация данного  направления предполагает содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства.

Используя денежные сбережения населения, кредитные кооперативы способствуют позитивному изменению социально-экономической ситуации прежде всего там, где доступ к кредитным ресурсам ограничен. Принятие в 2001 году Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан" послужило положительным импульсом в развитии этой системы. В настоящее время наблюдается рост числа кооперативов. Ряд региональных фондов поддержки малого предпринимательства также реализует программы предоставления микрозаймов за счет собственных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств международных финансовых организаций. Банк России утвердил положение "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции", определяющее принципы функционирования депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций, сферу их деятельности, круг осуществляемых ими операций, в частности таких, как выдача банковских гарантий, которые могут быть востребованы субъектами малого предпринимательства.

) Развитие инновационного  предпринимательства.

Малое инновационное  предпринимательство в научно-технической  сфере наиболее динамичный сектор инновационной  экономики, способный оперативно реагировать  на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги. Несмотря на рост инфраструктурных элементов технопарков и инновационно-технологических центров, число малых компаний в научно-технической сфере составляет около 40 тысяч при ориентировочной потребности в них несколько сотен тысяч. В последние годы число таких малых компаний не увеличивается. Одна из основных причин этого - отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным. В России, обладающей значительным научно-техническим потенциалом, результирующие показатели инновационной активности пока низки. Одна из основных причин - сложности с получением финансирования под высокорисковые инновационные проекты. По данным Фонда "Бюро экономического анализа", в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии - от 70 до 82%. Венчурный капитал потенциально мог бы стать важнейшим источником финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, осуществляемых малыми высокотехнологичными фирмами в России. Исследования, проведенные Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, показывают, что среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими по-прежнему остаются финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств (41% предприятий), а также недостаток инвестиций (12%), неприемлемые условия кредитования (16%).Кроме указанных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в целом, выявлены основные причины, сдерживающие развитие инновационной деятельности:

·неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности

·недостаточная  реализация конкретных инновационных  проектов в связи с низким спросом  на научно-техническую продукцию

·нехватка знаний в области маркетинга по разработке инновационного цикла и его последующей  коммерциализации

·ограниченность централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств

В этой связи  для стимулирования развития малого инновационного предпринимательства  в научно-технической сфере представляется целесообразным принять со стороны  государства ряд первоочередных мер организационного, экономического и правового характера.

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 

Мировая практика убедительно свидетельствует, что  в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной.

При этом очень  важную роль играет кредитная поддержка малого и среднего бизнеса. Не секрет, что практически каждому, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, приходится сталкиваться с финансовыми проблемами. Банки дают кредиты только под залог имущества. А что может заложить начинающий предприниматель, если у него ни основных, ни оборотных средств еще нет? Эту проблему следует решать на федеральном уровне. Но отчасти ее можно было бы снять, создавая общества взаимного кредитования малых предприятий, где будут аккумулироваться отчисления от доходов всех участников.

В Германии (на территории бывшей ФРГ) с 1978 г. осуществляется специальная  правительственная программа "Общая  концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних  фирм", предусматривающая финансирование рисковой деятельности, улучшение условий передачи технологий, обеспечение научными кадрами. С 1979 г. осуществляется специальная программа "Стимулирование накопления для основания собственного дела".

Государственный орган, занимающийся финансовой поддержкой - Кредитное учреждение для восстановления (КФВ). КФВ находится под надзором федерального правительства, которое поручило осуществление этого надзора федеральному министерству финансов.

Финансирование  капиталовложений включает:

Информация о работе Малый и средний бизнес в России