Малый и средний бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:
определялись категории малого бизнеса как социально-экономического явления, его место и роль в современной экономике стран, основные тенденции и перспективы его развития;
разрабатывался комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
.1 Понятие малого и среднего предприятия
.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
.3 Организационно-правовые формы малых и средних предприятий России
Глава 2. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России
2.1 Особенности малого бизнеса в России
.2 Проблемы формирования малого бизнеса в России
2.3 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Глава 3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Челябинск.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

·кредиты средним  и малым предприятиям и рефинансирование таких предприятий; специальные возможности финансирования имеются для инновационных проектов;

·кредиты для  охраны окружающей среды;

·кредиты для  содействия развитию обездоленным экономическим  регионам;

·кредиты для  обеспечения структурных перемен в определенных отраслях;

·кредиты для  капиталовложений в виде помощи общинам;

·кредиты и  гарантии для финансирования капиталовложений в области энергетики;

·кредиты и  гарантии для содействия жилищному  строительству.

Банк развития при федеральном правительстве  КФВ представляет кредиты под  очень низкие проценты и на очень  длительные сроки действия. Кредиты  предоставляются с твердой процентной ставкой и подлежат погашению по плану, установленному в момент утверждения кредитования. Для всех кредитов действует принцип вещественного обеспечения долга. Интересен опыт поддержки предпринимательства со стороны торгово-промышленных палат (ТПП). Прусские законодатели в XIX в., используя положительный опыт французов, создали торговые палаты как самоуправляющиеся объединения с собственным финансированием. После объединения двух немецких государств в 1992 г. в Германии насчитывалось 83 промышленно-торговые палаты. Промышленно-торговые палаты являются организациями государственного права, членами которых по закону обязаны быть все промысловые средние и мелкие предпринимательства. Исключение составляют мастеровые и ремесленно-промысловые предпринимательства, объединенные по подобным принципам в ремесленные палаты. Промышленно-торговые палаты участвуют на всех уровнях государства в формировании экономико-правового и политического общественно-государственного мнения. Чаще всего эта деятельность проводится в форме различных слушаний и дискуссий по всем вопросам жизни общества. Тесно сотрудничая с местными коммунальными органами, они выражают свою позицию при планировании местного бюджета, строительства, государственного развития, мероприятий по совершенствованию инфраструктуры и в вопросах охраны окружающей среды. Палаты принимают непосредственное участие при подготовке законов и постановлений федерального правительства, касающихся сферы экономики. Политика поддержки и помощи предпринимателям служит "внутренним" потребностям членов палаты. Главная цель этой политики - организация совместной взаимопомощи предпринимателей-членов палат. Одновременно это является основой и корнем экономического самоуправления. К этой деятельности в первую очередь относится информационный обмен между предпринимателями-членами палат. Для этого они издают огромное количество печатных изданий, прежде всего, журналов. Для оперативного информирования существует круговая информационная служба, брошюры по актуальным темам, новым законам и т. д. бизнес предпринимательство торговый промышленный

На следующем  месте после информационной службы в распоряжении мелких и средних  предпринимателей - целый ряд различных  консультационных служб, с помощью  которых палаты поддерживают и помогают фирмам оставаться всегда конкурентоспособными независимо оттого, крупные они или мелкие. К таким службам относятся:

·консультационные по внешней экономике;

·консультационные по новинкам в экономике;

·международные  информационные банки;

·банки информации по вопросам патентов;

·консультационные, связанные с основанием нового предприятия.

В этой деятельности палаты наряду с выдачей общей  информации, справок, рекомендаций, указаний занимаются и индивидуальным консультированием, особенно в правовых проблемах, с  которыми почти постоянно сталкиваются предприниматели. На палаты также возложено решение спорных вопросов, возникающих вследствие конкурентной борьбы. Все промышленно-торговые палаты Германии объединены в Ассоциации Германских промышленно-торговых палат (АГПТП) - их ведущей организации, представляющей интересы промысловой промышленности на федеральном уровне в правительстве, в бундестаге, а также в Европейском сообществе. Особенно тесна совместная работа АГПТП и стран-членов Европейского экономического сообщества, а также стран, готовых вступить в это Сообщество. Промышленно-торговые палаты этих стран образуют Объединение промышленно торговых палат Европейского сообщества, в котором постоянно работает АГПТП. Многочисленные зарубежные контакты Ассоциации способствуют благоприятному развитию все промышленно-торговых палат.

Особого внимания заслуживает американский опыт государственной  поддержки малого и среднего бизнеса. США - страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых  трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых  предприятий и ликвидируется  около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых  предприятий очень чутко и  гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.

Важнейшей задачей  федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более  эффективных технологий.

Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого  предлагается широкая гамма способов финансирования - от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные. SBA создала более 90 центров женщин-предпринимателей.

Одно из важнейших  направлений деятельности SBA - правовая защита интересов малого и среднего бизнеса. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства. Следует отметить, что отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднего бизнеса. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете. Начинающие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело, могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информационными ресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли открыто центров содействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов на получение капитала для реализации экспортно-ориентированных проектов. Кроме того, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBA еженедельно практикует млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многое другое.

В современных  условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки  малого и среднего бизнеса. Для этого, в первую очередь, необходимо:

формирование  концепции, выбор приоритетов и  обоснование роли малого бизнеса  в экономике;

разработка государственной  политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;

совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного  климата в стране;

совершенствование налогообложения малых и средних  предприятий;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых  финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;

активизация прямого  и косвенного участия государства  в финансировании развития малого и  среднего бизнеса.

Таким образом, если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку  малого и среднего бизнеса на общегосударственном  и региональном уровнях, и возможности  для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности экономики в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние  предприятия играют заметную роль в  занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых  предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние  предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так  как массовый выпуск промышленных изделий  длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы. Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет  к оздоровлению экономики в целом  и, следовательно, лучший выход для  России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность  сектора малого и среднего бизнеса  в современной экономике, не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка. Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России