Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:51, реферат
Многие современники, познакомившись с марксизмом, дали различную оценку этому учению. Н.В. Загладин утверждает, что «марксизм нанес значительный ущерб текущим интересам развития рабочего движения, так как ее организаторы были далеки от научного мышления и не смогли выразить интересы пролетариев, работников наемного труда». В свою очередь А.П. Аверьянов в своих научных трудах говорил о том, что «в учениях Маркса и Энгельса раскрыта роль социально-экономических законов в истории и показана историческая миссия рабочего класса».
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Исторические условия возникновения Марксизма……………………4
2. Марксизм в системе научного знания………………………………….10
3. Экономическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса……………………..16
4. Значение Марксизма для России………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………..28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «История экономики и экономических учений»
На тему «Марксизм: зарождение и экспансия идей»
Выполнил студент 1 курса
Группы ЭБ 131
Специальности «Экономическая безопасность»
Форма обучения очная
Прохоренко Андрей Владиславович
Руководитель к.э.н., доцент Кузьменко В.М.
Оценка «______________________
Мурманск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Исторические условия возникновения Марксизма……………………4
2. Марксизм в системе научного знания………………………………….10
3. Экономическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса……………………..16
4. Значение Марксизма для России………………………………………...23
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..28
Введение
Промышленная революция XIX века, охватившая страны Западной Европы и США, развитие индустриального общества внесли глубокие изменения в мировоззрении населения этих стран. Наряду с консерватизмом, занимавшим еще господствующее место в идеологии, оформились либеральное и социалистическое течения политической мысли, отражавшие изменения во взглядах общества на проблемы государства, политики и личности. Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, совершили в середине XIX века глубочайший революционный переворот в науке. Они превратили социализм из утопии в науку, исследовали капитализм, открыли законы его развития и научно доказали, что капитализм исторически преходящ, как и предшествовавший ему крепостнический строй, что капитализм сам подготавливает условия своей гибели. В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возможность для всестороннего гармоничного развития, где он должен руководствоваться принципами свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.
Многие современники, познакомившись с марксизмом, дали различную оценку этому учению. Н.В. Загладин утверждает, что «марксизм нанес значительный ущерб текущим интересам развития рабочего движения, так как ее организаторы были далеки от научного мышления и не смогли выразить интересы пролетариев, работников наемного труда». В свою очередь А.П. Аверьянов в своих научных трудах говорил о том, что «в учениях Маркса и Энгельса раскрыта роль социально-экономических законов в истории и показана историческая миссия рабочего класса». Чем же увлекла идея марксизма тысячи людей во всем мире? Как из экономической теории получились политические догматы на десятилетия ставшие руководством к действию для многих государств? Чтобы ответить на эти вопросы надо обратиться к истории зарождения марксизма и деятельности его основоположников.
1. Исторические условия возникновения Марксизма
Возникновение марксистской политической
экономии было наиболее выдающимся событием
в истории мировой экономической мысли
XIX в. Основоположники марксизма совершили
подлинно революционный переворот в экономической
мысли, в понимании предмета и метода исследований,
трактовке категорий капитализма, его
социальной природы и исторических судеб.
Этот переворот носил революционный характер, ибо освобождал политическую экономию от наслоений буржуазной апологетики и по-новому решал основные проблемы на базе историзма, последовательного материализма, анализа экономических законов капитализма, выявления материалистической диалектики его развития с точки зрения смены общественно-экономической формации. Стало возможно выяснение неизбежной гибели капитализма под ударами пролетарской революции, ее объективных предпосылок и всемирно-исторической роли рабочего класса.
Понятно, что все это
не было случайностью, хотя личные качества
Маркса и Энгельса, их таланты сыграли выдающуюся роль. Формирование
марксизма было подготовлено всем ходом
исторического развития, которое создавало
необходимые предпосылки столь важного
события. Они были многообразны и назревали
под влиянием разнородных факторов. Важное
значение имели исторические условия,
неразрывно связанные с крушением феодализма
и утверждением капитализма. Основоположники
марксизма были современниками того и
другого. Начальный этап формирования
их учения относится к 40-м гг. XIX в., когда
на смену в передовых странах мира феодализму
шел капитализм. Этот процесс сопровождался
и ускорялся необычайным обострением
классовой борьбы, революционными потрясениями.
Тем самым создавались предпосылки для
появления марксистского учения об общественно-экономических
формациях и их смене как существенном
содержании всемирно-исторического процесса,
основе его периодизации. Это учение было
разработано Марксом и Энгельсом еще в
40-х гг. и затем вошло в сокровищницу идей
марксизма, стало играть чрезвычайно важную
роль в его развитии, давая возможность
отмежевания от антиисторизма буржуазной
политэкономии и определения исторического
места общинного строя, рабства, феодализма,
капитализма. Стало очевидным, что и капитализм
имеет преходящий характер, уступит в
конце концов место социализму.
В формировании экономических
предпосылок марксизма
Социальной базой генезиса марксизма явилось формирование пролетариата в ходе промышленных переворотов. Крупное фабричное производство было немыслимо без использования наемных рабочих в больших масштабах, поэтому численность рабочих стремительно росла. Ее увеличение означало расширение сферы капиталистической эксплуатации, умножение прибылей фабрикантов и заводчиков. Промышленный переворот в Англии вызвал быстрый рост городского населения. В муках и бедствиях времени промышленных переворотов рождался исполин-рабочий класс, которому предстояло сыграть всемирно-историческую роль в борьбе за социализм. Как подчеркивал В. И. Ленин, раскрытие этой роли стало главным для марксизма. Марксизм формировался как пролетарское направление в философии, социологии, политэкономии, исторических исследованиях.
Между формированием пролетариата и генезисом марксизма была тесная и непосредственная связь. Пролетариат создавался промышленными переворотами как классовый антагонист буржуазии. Задача заключалась в том, чтобы определить его революционные потенции, историческую роль. Эту задачу блестяще решил марксизм, отмежевавшись принципиально от всякого рода мелкобуржуазных течений, псевдосоциалистических концепций.
Очень важное значение для формирования марксизма имели возникновение и рост рабочего движения. Рабочий класс выходил на историческую арену, становился самостоятельной и грозной революционной силой. Требовалась лишь четкая программа действий, соответствующая классовым интересам пролетариата и задачам борьбы за социализм. Эту программу сформулировали основоположники марксизма, как показывает содержание «Манифеста Коммунистической партии». В нем предсказывалось завоевание пролетариатом целого мира.
Правда, первоначально рабочее движение даже в Англии оказывалось весьма незрелым в организационном, политическом и идеологическом отношении. Об этом свидетельствуют методы луддитов, искавших спасение от капиталистической эксплуатации в разрушении машин. Однако постепенно рабочее движение становилось все более сознательным. С 1824 г. началось формирование профсоюзов (тред-юнионов). Они вели организованную борьбу за экономические интересы рабочих масс. С 1836 г. в Англии возникло чартистское движение, продолжавшееся 20 лет. Оно было политическим и революционным движением пролетариата, приведшим к созданию пролетарской партии. Поэтому В. И. Ленин писал, что чартизм «во многих отношениях был подготовкой марксизма, «предпоследним словом» к марксизму». Обобщая опыт чартистского движения, Маркс и Энгельс смогли более четко сформулировать классовые задачи пролетариата и определить организационные формы его борьбы.
Во Франции уже санкюлоты (представители пролетариата) времени Великой революции обнаружили такие революционные порывы, которые и до сих пор вызывают восхищение. Движение «бешеных» под руководством Жака Ру упорно боролось за экономические интересы парижской бедноты. Восстание рабочих в Лионе (1834) показало их решимость в борьбе. В июне 1848 г. рабочие Парижа смело вступили в баррикадные бои с Национальной гвардией, защищавшей социальные привилегии буржуазии. В Германии тоже развернулось рабочее движение. В Силезии было поднято восстание ткачей (1844). Рабочие активно участвовали в событиях революции 1848 г. Именно в Германии 40-х гг. возникли первые коммунистические группы. Следовательно, выявляя всемирно-историческую роль пролетариата, Маркс и Энгельс могли уже в 40-х гг. опираться на конкретные факты, ярко показывающие расширение рабочего движения, рост политической сознательности и революционной активности пролетарских масс. Марксизм не был плодом схоластических размышлений, ибо обобщал факты реальной действительности, подводил итоги многих десятилетий рабочего движения, выдвигая лозунг пролетарской революции и диктатуры пролетариата.
Важно подчеркнуть, что
банкротство буржуазного
Формирование марксизма опиралось также и на идейные предпосылки. Характеризуя их, В. И. Ленин писал: «История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма». Как подчеркивал Ленин, учение Маркса «есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма». Это были три идейных источника марксизма. Ленин отмечал, что Маркс воспринял материалистические идеи от философов XVII столетия, но «не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил ее приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений-диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи». При этом, как писал Ленин, «углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса».
Как известно, Д. Рикардо последовательно развивал трудовую теорию стоимости, хотя и не смог объяснить на ее основе ценообразование на капиталистически произведенные товары. Но Маркс решил эту проблему в своей теории цен производства, выявил слабые места рикардианской концепции, создал новую теорию стоимости, раскрыл противоречия товара, двойственность труда товаропроизводителя, значение закона стоимости как закона движения товарного производства. К. Маркс разоблачил товарный фетишизм, выявил эволюцию форм стоимости, ввел понятие субстанции стоимости, открыл различие между стоимостью и меновой стоимостью. Маркс не ограничился простой констатацией «вычетов из труда» рабочих, а дал подлинно научное обоснование теории эксплуатации, создав теорию прибавочной стоимости.
2. Марксизм в системе научного знания
Марксизм являет собой попытку создания всеобщей, универсальной, мировоззренческой системы, и именно поэтому он постоянно выбивается из академических рамок. Главный труд Маркса – «Капитал» – представляет собой масштабное экономическое произведение. Однако назвать Маркса экономистом в привычном понимании этого термина было бы крайне узко. «Капитал» никогда бы не приобрел такого влияния на умы, в том числе на умы философов, будь он всего лишь сухим академическим исследованием, повествующем о прибавочной стоимости, норме прибыли и тому подобных специальных предметах. Категории, используемые Марксом, как правило, многослойны. Например, теория прибавочной стоимости находится в прямой связи с марксовой концепцией отчуждения, имеющей как экономический, социальный, так и философский, экзистенциальный смысл. Кризисы, имманентно присущие капиталистическому способу производства, есть в то же время кризисы человеческой культуры, цивилизации, форм мышления и технологий господства, характерных для данного классового общества. По замечанию американского литературного критика Эндрю Уилсона, «Значение безликих формул, которые выводит Маркс с такой научной сухостью, это, напоминает он нам время от времени как бы невзначай, пенни, удержанные у рабочего, пот, выжатый из его тела, и естественные радости, которых лишена его душа»1.
В то же время, было бы ошибкой рассматривать марксизм в качестве интеллектуального направления, подчиненного, искаженного (а значит, и обесцененного) априорными идеологическими установками либо «непогрешимого учения», «светской религии» по выражению Энтони Уина. Сведение взглядов Маркса и Энгельса к идеологии тем более странно, что сами они, как известно, яростно бичевали идеологию как форму «ложного сознания», «фантастическое отражение человеческого бытия в человеческой голове»2. Отмечая этот пункт в числе четырех – по его мнению – основных идей Маркса, Иммануил Валлерстайн пишет: «Маркс был материалистом. Он полагал, что идеи не приходят из ниоткуда и не являются просто продуктом раздумий интеллектуалов. Наши идеи, наши науки отражают социальную реальность нашей жизни, говорил он, и в этом смысле все наши идеи производны от конкретного идеологического климата. Многие с удовольствием указали, что эта логика должна быть применима и к самому Марксу, и к рабочему классу, который Маркс поместил в специальную категорию, так как считал его универсальным классом. Разумеется, эта критика правомерна, но она лишь расширяет ту область, к которой применимы аргументы Маркса»3.