Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:19, контрольная работа
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (продажи) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Задача 1.
Используя четыре двухфакторные модели, проанализируйте методом абсолютных разностей влияние количественных и качественных показателей использования трудовых ресурсов, основных производственных фондов, материалов и оборотных средств на изменение объема продукции. Сделайте аналитическое заключение.
Особенности маржинального анализа 3
Задача 8
Тесты для самоконтроля 14
Список литературы 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(ТвГТУ)
Специальность (направление): БУА и А
Кафедра: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
По дисциплине: Теория экономического анализа
Вариант № 8
Выполнил
Группа
Проверил
Тверь, 2012 г.
Оглавление
Особенности маржинального анализа 3
Задача 8
Тесты для самоконтроля 14
Список литературы 21
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (продажи) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод
управленческих расчетов
В основу
методики положено деление
Маржинальный
доход предприятия — это
Маржинальный
анализ (анализ безубыточности) широко
применяется в странах с
Маржинальный
анализ (marginal analysis) – анализ себестоимости
продукции или услуг,
Ценным
показателем при анализе
Удельная маржа
покрытия (на единицу изделия)
отражает вклад каждой
удельная маржинальная прибыль:
МПуд = р - b;
на весь объем продаж конкретного вида изделия:
МП = VPП ∙ (р - b);
в целом по предприятию:
МПобщ = Σ VPП ∙ (р - b) = Σ VPП ∙ Уд ∙ (р — b), где:
МП — сумма маржи покрытия;
р — цена единицы изделия;
b — удельные переменные
затраты (усеченная
VPП — физический объем проданной продукции;
Уд — доли отдельных видов изделий в общем объеме продаж.
Система раздельного
учета переменных и постоянных
затрат имеет в международной
практике финансового
Вместе с
тем такой подход решает
Важнейшей
частью анализа на основе
- известной является величина переменных затрат на единицу изделия и общих постоянных затрат;
- диапазон объема производства
и реализации (деловой активности)
предприятия установлен на
- количество произведенной
продукции равно количеству
ассортимент продукции для предприятий, выпускающих и реализующих несколько видов продукции, не изменяется;
- цена за единицу готовой продукции и цены потребляемых производственных ресурсов не изменяются за анализируемый период.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:
- более точно исчислить
влияние факторов на изменение
суммы прибыли и на этой
основе более эффективно
- определить критический
уровень объема продаж (порога
рентабельности), постоянных затрат,
цены при заданной величине
соответствующих факторов, при котором
финансовый результат будет
- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
- поведение затрат и
выручки можно описать
- переменные затраты и
цены остаются неизменными в
течение всего планового
- структура продукции
не изменяется в течение
- поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
- на конец анализируемого
периода у предприятия не
Состояние,
когда бизнес не приносит ни
прибыли, ни убытков — это
безубыточность. В этой ситуации
выручка покрывает только
Разница между
фактическим объемом продаж и
безубыточным покажет зону
Безубыточный
объем продаж и зона
Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:
I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0
где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты
Отсюда находим критический объем:
Q ' = F / (p-v)
где Q ' — точка безубыточности
(критический объем в
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:
S = F * p /(p - v) = Q' * p
где S — критический объем производства и реализации продукции.
Экономический
смысл этого показателя —
Приведенные
выше формулы расчета
Точка закрытия
предприятия — это объем
Q" = F / p
где Q" — точка закрытия.
Если фактический
объем производства и
Еще один
аналитический показатель, предназначенный
для оценки риска, — «кромка
безопасности», т.е. разность
Кб = Оф - Q '
где Kб — кромка безопасности; Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции.
С помощью
маржинального анализа можно
установить критический
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
Акр = VРП (р - b) или Акр = В ∙ Дмп
Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном значении объема продаж, цены и удельных переменных затрат. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то фирма будет убыточной.
Критический уровень удельных переменных затрат (bкр ) при заданном объеме продаж (VРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:
bкр = р - А / VРП
Формула показывает, что если сумма удельных переменных и удельных постоянных затрат равна цене единицы изделия, то уровень переменных затрат в самом деле будет критическим, при котором финансовый результат будет равен нулю.
Критический уровень цены (pкр ) определяется из заданного объема продаж и уровня постоянных и переменных затрат:
pкр = А / VРП + b
Функциональная взаимосвязь затрат, объема продаж и прибыли дает возможность рассчитать объем продажи продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (технологии, цен, структуры производства и т.д.). Сумму прибыли можно представить следующим образом:
П = VРП (р - b) - А = VРП ∙ СМмп - А
В данном алгоритме неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (VРП). Если приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:
VРП1 ∙ СМмп1 - A1 = VРП2 ∙ СМмп2 - А2 ,
то объем продаж можно определить следующим образом:
VРП = А2 - A1 / СМмп2 - СМмп1
Объем продаж, при котором
общая сумма затрат будет одинаковой
по различным вариантам
VРП1 ∙ b1 + A1 = VРП2 ∙ b2 + А2
Объем продаж можно определить:
VРП = А2 - A1 / b1 - b2
Используя данные алгоритмы, выбирают один из вариантов управленческих решений.
Исходные данные для выполнения практической части контрольной работы
Показатель |
Условное обозначение |
Вариант 8 | |
Базисный год |
Отчетный год | ||
1. Объем проданной продукции, тыс. руб. |
N |
25155 |
26690 |
2. Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб. |
S |
18335 |
19180 |
3.Прибыль от продаж продукции |
P |
6820 |
7510 |
4. Среднесписочная численность работающих, чел. |
ЧР |
573 |
570 |
5. Среднегодовая стоимости
основных производственных |
F |
18740 |
18880 |
в том числе |
|||
5.1. Активная часть ОПФ, тыс. руб. |
Fa |
10345 |
10540 |
6. Материальные затраты,
включенные в себестоимость |
M |
7044 |
7599 |
7. Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс. руб. |
E |
4970 |
5430 |
8. Фонд заработной платы работающих, тыс. руб. |
ФЗП |
7046 |
7456 |
9. Среднегодовая стоимость капитала (актива), тыс. руб. |
K |
34360 |
35640 |
Расчетно-аналитические показатели | |||
10. Выработка продукции на 1 работающего, тыс. руб. (п.1 : п.4) |
D |
43,901 |
46,825 |
11. Фондоотдача, руб.( п.1 : п.5) |
f |
1,342 |
1,413 |
12. Удельный вес активной части ОПФ, % (п.5.1 : п.5)*100 |
УВа |
55,2 |
55,826 |
13. Фондоотдача активной части ОПФ, руб. (п.1 : п.5.1) |
f(a) |
2,4316 |
2,5 |
14.Фондовооруженность, руб. (п.5 : п.4) |
f(вооруж.) |
32,7 |
33,1 |
15.Фондорентабельность, % (п.3 : п.5)*100 |
f рент. |
36,4 |
39,8 |
16.Фондорентабельность активной части ОПФ, % (п.3 : п.5.1)*100 |
f(a)рент. |
65,9 |
71,2 |
17. Материалоотдача, руб. (п.1 : п.6) |
m |
3,5711 |
3,5123 |
18. Оборачиваемость оборотных средств, обороты (п.1 : п.7) |
l |
5,061 |
4,915 |
19. Зарплатоемкость, руб (п. 8:п 1) |
Z(емк) |
0,280 |
0,279 |
20. Затраты на 1 рубль продукции (продаж), коп. ( п 2:п 1)*100 |
S (емк) |
72,888 |
71,862 |