Маржинальный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (продажи) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Задача 1.
Используя четыре двухфакторные модели, проанализируйте методом абсолютных разностей влияние количественных и качественных показателей использования трудовых ресурсов, основных производственных фондов, материалов и оборотных средств на изменение объема продукции. Сделайте аналитическое заключение.

Содержание работы

Особенности маржинального анализа 3
Задача 8
Тесты для самоконтроля 14
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Теория экономического анализа Вариант № 8.docx

— 88.38 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ТвГТУ)

 

 

Специальность (направление): БУА и А

Кафедра: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине: Теория экономического анализа

 

Вариант № 8

 

 

 

 

 

 

Выполнил 

Группа 

Проверил 

 

 

 

 

 

Тверь, 2012 г.

Оглавление

 

Особенности маржинального  анализа 3

Задача 8

Тесты для самоконтроля 14

Список литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности маржинального  анализа

 

     Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (продажи) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

     Данный метод  управленческих расчетов называют  еще анализом безубыточности  или содействия доходу. Он был  разработан в 1930 г. американским  инженером Уолтером Раутенштрахом  как метод планирования, известный  под названием графика критического  объема производства. Впервые подробно  был описан в отечественной  литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко,  а позднее — А.П. Зудилиным.

     В основу  методики положено деление производственных  и сбытовых затрат в зависимости  от изменения объема производства  на переменные и постоянные  и использование категории маржинального  дохода.

     Маржинальный  доход предприятия — это выручка  минус переменные издержки. Маржинальный  доход на единицу изделия представляет  собой разность между ценой  этой единицы и удельными переменными  затратами. Он включает в себя  не только постоянные затраты,  но и прибыль.

     Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) широко  применяется в странах с развитыми  рыночными отношениями. Он позволяет  изучить зависимость прибыли  от небольшого круга наиболее  важных факторов и на основе  этого управлять процессом формирования  ее величины.

     Маржинальный  анализ (marginal analysis) – анализ себестоимости  продукции или услуг, эффективности  принимаемых решений с применением  метода калькуляции по прямым  затратам. Основной особенностью  системы международных стандартов  является раздельный учет постоянных  и переменных затрат по видам  изделий и в целом по предприятию.  Анализ прибыли предприятия, базирующийся  на делении совокупных затрат  на производство и реализацию  продукции на переменные и  постоянные с выделением маржинального  дохода (валовой маржи), называется  маржинальным анализом или анализом  безубыточности или содействия  доходу, или CVP-анализом.

      Ценным  показателем при анализе финансовых  результатов является маржа покрытия (маржинальная прибыль). Она представляет  собой разность между выручкой  от продажи продукции, товаров  и услуг и переменными затратами,  приходящимися на реализованную  продукцию. Используя данный показатель, можно более правильно ранжировать  отдельные виды изделий и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Маржа покрытия служит основой для расчета безубыточного объема продаж по каждому изделию и в целом по предприятию. С ее помощью обосновываются различные варианты управленческих решений.

     Удельная маржа  покрытия (на единицу изделия)  отражает вклад каждой дополнительно  изготовленной единицы изделия  в общую сумму маржинальной  прибыли, являющейся источником  покрытия постоянных затрат и  генерирования прибыли. Сопоставление  маржинальной прибыли с суммой  постоянных затрат организации  показывает финансовый результат  от операционной деятельности. На  нее влияют следующие факторы:

удельная маржинальная прибыль:

МПуд = р - b;

на весь объем продаж конкретного  вида изделия:

МП = VPП ∙ (р - b);

в целом по предприятию:

МПобщ = Σ VPП ∙ (р - b) = Σ VPП  ∙ Уд ∙ (р — b), где:

МП — сумма маржи  покрытия;

р — цена единицы изделия;

b — удельные переменные  затраты (усеченная себестоимость);

VPП — физический объем  проданной продукции;

Уд — доли отдельных  видов изделий в общем объеме продаж.

     Система раздельного  учета переменных и постоянных  затрат имеет в международной  практике финансового менеджмента  такие названия, как: система директ-костинг,  система управления себестоимостью. Важно отметить, что по существу  данная система является не  просто системой учета, но представляет  собой органический синтез учетных,  аналитических и управленческих  процедур.

     Вместе с  тем такой подход решает задачу  проведения перспективного (прогнозного)  анализа, результатом которого  является разработка вариантов  получения прибыли. Это дает  возможность получить больший  эффект, чем поиск неиспользованных  резервов в ходе проведения  ретроспективного анализа финансовых  результатов.

     Важнейшей  частью анализа на основе системы  директ-костинг выступает изучение  взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли. Для  проведения такого анализа предварительно  оговариваются определенные ограничивающие  условия, перечисленные ниже:

- известной является величина  переменных затрат на единицу  изделия и общих постоянных  затрат;

- диапазон объема производства  и реализации (деловой активности) предприятия установлен на основе  его производственной мощности  и спроса на выпускаемую им  продукцию, чему соответствуют  величина потребляемых в процессе  производства ресурсов и система  организации производства;

- количество произведенной  продукции равно количеству реализованной  продукции;

ассортимент продукции для  предприятий, выпускающих и реализующих  несколько видов продукции, не изменяется;

- цена за единицу готовой  продукции и цены потребляемых  производственных ресурсов не  изменяются за анализируемый  период.

      Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) позволяет: 

- более точно исчислить  влияние факторов на изменение  суммы прибыли и на этой  основе более эффективно управлять  процессом формирования и прогнозирования  ее величины;

- определить критический  уровень объема продаж (порога  рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине  соответствующих факторов, при котором  финансовый результат будет равен  нулю;

- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

- исчислить необходимый  объем продаж для получения  заданной величины прибыли;

обосновать наиболее оптимальный  вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих  деталей и др. с целью минимизации  затрат и увеличения прибыли.

     Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

- поведение затрат и  выручки можно описать линейной  функцией одной переменной —  объема выпуска;

- переменные затраты и  цены остаются неизменными в  течение всего планового периода;

- структура продукции  не изменяется в течение планируемого  периода;

- поведение постоянных  и переменных затрат может  быть точно измерено;

- на конец анализируемого  периода у предприятия не остается  запасов готовой продукции (или  они несущественны), т.е. объем  продаж соответствует объему  производства.

     Состояние,  когда бизнес не приносит ни  прибыли, ни убытков — это  безубыточность. В этой ситуации  выручка покрывает только затраты,  прибыли при этом нет, но  нет и убытка, т.е. финансовый  результат равен нулю. Безубыточный  объем продаж можно выразить  и в количестве единиц изделий,  которое необходимо продать, чтобы  покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданных изделий будет приносить фирме прибыль.

     Разница между  фактическим объемом продаж и  безубыточным покажет зону безопасности (зону прибыли), и чем она больше, тем устойчивее состояние предприятия.

     Безубыточный  объем продаж и зона безопасности  организации — основополагающие  показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений,  оценке деятельности организации.

     Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

     Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты

Отсюда находим критический  объем:

Q ' = F / (p-v)

где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном  выражении).

     Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

S = F * p /(p - v) = Q' * p

где S — критический объем  производства и реализации продукции.

     Экономический  смысл этого показателя — выручка,  при которой прибыль равна  нулю. Если фактическая выручка  предприятия больше критического  значения, оно получает прибыль,  в противном случае — убыток.

     Приведенные  выше формулы расчета критического  объема производства и реализации  в натуральном и стоимостном  выражении справедливы лишь, когда  выпускается только один вид  продукции или когда структура  выпуска фиксирована, т.е. пропорции  между различными видами продукции  остаются неизменными. Если выпускается  несколько видов товара с разными  предельными затратами, тогда  необходимо учитывать структуру  производства (продажи)этих товаров,  а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид  продукции.

     Точка закрытия  предприятия — это объем выпуска,  при котором оно становится  экономически неэффективным, т.е.  при котором выручка равна  постоянным затратам:

Q" = F / p

где Q" — точка закрытия.

     Если фактический  объем производства и реализации  продукции меньше Q", предприятие  не оправдывает своего существования  и его следует закрыть. Если  же фактический объем производства  и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою  деятельность, даже если оно получает  убыток.

     Еще один  аналитический показатель, предназначенный  для оценки риска, — «кромка  безопасности», т.е. разность между  фактическим и критическим объемами  выпуска и реализации (в натуральном  выражении):

Кб = Оф - Q '

где Kб — кромка безопасности; Оф — фактический объем выпуска  и реализации продукции.

     С помощью  маржинального анализа можно  установить критический уровень  не только объема продаж, но  и суммы постоянных затрат, а  также цены, при заданном значении  остальных факторов.

     Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Акр = VРП (р - b) или Акр = В  ∙ Дмп 

     Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном значении объема продаж, цены и удельных переменных затрат. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то фирма будет убыточной.

     Критический уровень удельных переменных затрат (bкр ) при заданном объеме продаж (VРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

bкр = р - А / VРП

     Формула показывает, что если сумма удельных переменных и удельных постоянных затрат равна цене единицы изделия, то уровень переменных затрат в самом деле будет критическим, при котором финансовый результат будет равен нулю.

     Критический уровень цены (pкр ) определяется из заданного объема продаж и уровня постоянных и переменных затрат:

pкр = А / VРП + b

     Функциональная взаимосвязь затрат, объема продаж и прибыли дает возможность рассчитать объем продажи продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (технологии, цен, структуры производства и т.д.). Сумму прибыли можно представить следующим образом: 

П = VРП (р - b) - А = VРП ∙ СМмп  - А

     В данном алгоритме неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (VРП). Если приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:

VРП1 ∙ СМмп1  - A1 = VРП2 ∙  СМмп2  - А2 ,

то объем продаж можно  определить следующим образом:

VРП = А2  - A1 / СМмп2  - СМмп1

Объем продаж, при котором  общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, можно рассчитать, приравняв  затраты по разным вариантам:

VРП1 ∙ b1 + A1 = VРП2 ∙ b2 + А2

Объем продаж можно определить:

VРП = А2  - A1 / b1  - b2

Используя данные алгоритмы, выбирают один из вариантов управленческих решений.

Задача

 

Исходные данные для выполнения практической части  контрольной работы

Показатель

Условное обозначение

Вариант 8

Базисный год

Отчетный год

1. Объем проданной продукции,  тыс. руб.

N

25155

26690

2. Полная себестоимость  проданной продукции, тыс. руб.

S

18335

19180

3.Прибыль от продаж  продукции

P

6820

7510

4. Среднесписочная численность  работающих, чел.

ЧР

573

570

5. Среднегодовая стоимости  основных производственных фондов, тыс. руб.

F

18740

18880

в том числе 

     

5.1. Активная часть ОПФ,  тыс. руб.

Fa

10345

10540

6. Материальные затраты,  включенные в себестоимость продукции,  тыс. руб.

M

7044

7599

7. Среднегодовые остатки  оборотных средств, тыс. руб.

E

4970

5430

8. Фонд заработной платы работающих, тыс. руб.

ФЗП

7046

7456

9. Среднегодовая стоимость  капитала (актива), тыс. руб.

K

34360

35640

Расчетно-аналитические  показатели

10. Выработка продукции  на 1 работающего, тыс. руб. (п.1 : п.4)

D

43,901

46,825

11. Фондоотдача, руб.( п.1 : п.5)

f

1,342

1,413

12. Удельный вес активной  части ОПФ, % (п.5.1 : п.5)*100

УВа

55,2

55,826

13. Фондоотдача активной  части ОПФ, руб. (п.1 : п.5.1)

f(a)

2,4316

2,5

14.Фондовооруженность, руб.

(п.5 : п.4)

f(вооруж.) 

32,7

33,1

15.Фондорентабельность, %

(п.3 : п.5)*100

f рент. 

36,4

39,8

16.Фондорентабельность активной части ОПФ, % (п.3 : п.5.1)*100

f(a)рент.

65,9

71,2

17. Материалоотдача, руб. (п.1 : п.6)

m

3,5711

3,5123

18. Оборачиваемость оборотных  средств, обороты (п.1 : п.7)

l

5,061

4,915

19. Зарплатоемкость, руб (п. 8:п 1)

Z(емк)

0,280

0,279

20. Затраты на 1 рубль продукции  (продаж), коп. ( п 2:п 1)*100

S (емк)

72,888

71,862

Информация о работе Маржинальный анализ