Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:00, методичка
Учебное пособие составлено в соответствии с действующей программой курса «Математические методы в экономике». Включает в себя теоретический материал, подробное описание основных методов решения, множество разобранных примеров и задач, демонстрирующих особенности алгоритма при различных числовых данных, 900 типовых задач для самостоятельного решения, подготовленные автором, список рекомендуемой литературы, ответы. Предназначено для студентов направления «Экономика» всех форм обучения, в том числе заочной с применением дистанционных технологий, и преподавателей, ведущих практические занятия.
Большое количество числовых задач включают все особенности предложенных математических моделей и алгоритмов. Из них можно составить множество комплектов контрольных работ, при решении которых у студента возникнет необходимость думать, помня, что «главная цель расчетов − не цифры, а понимание» (Хемминг).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
Тесты для самопроверки размещены в учебном пособии: Аксентьев В.А., Пыткеев Е.Г., Хохлов А.Г. «Математические методы в экономике и финансах», Тюмень: издательство ТюмГУ, 2007.
Указания по выполнению контрольных работ
Изучение дисциплины заканчивается выполнением домашней контрольной работы, состоящей из 6 задач, которые следует выбирать из учебного пособия [1]. Из каждой сотни задач (1-100, 101-200, 201-300, 301-400, 401-500, 501-600) выбирается одна. Номер задачи определяется по двум последним цифрам зачетки. Например, номер зачетки заканчивается цифрами 07 – контрольная работа будет состоять из задач (7, 107, 207, 307, 407, 507), если номер заканчивается цифрами 00 – из задач (100, 200, 300, 400, 500, 600).
Ссылка на методические указания по решению задач контрольной работы записаны в таблице
Задача |
Задания (страницы) |
Пример решения (страницы) |
Литература |
1 |
12 |
7 – 10 |
[1] |
2 |
84 |
61 – 63, 75 – 77 |
[1] |
3 |
91 |
37 – 40, 54 – 60, 68 – 71, 74 |
[1] |
4 |
116 |
105 – 108, 111 – 116 |
[1] |
5 |
143 |
135 – 143 |
[1] |
6 |
196 |
180 – 187, 191 - 196 |
[1] |
При выполнении контрольной работы необходимо строго придерживаться указанных ниже правил. Работы, выполненные без соблюдения этих правил, не зачитываются и возвращаются студенту для переработки.
1. Контрольную работу
следует выполнять в отдельной
тетради чернилами любого
2. На обложке тетради должны быть ясно написаны фамилия студента, его инициалы, учебный номер (шифр), название дисциплины; здесь же следует указать дату отсылки работы в университет и адрес студента. В конце работы следует указать использованную литературу.
3. В работу должны быть включены все задачи, указанные в задании, строго по своему варианту, Контрольные работы, содержащие не все задачи или задачи не своего варианта, не зачитываются.
4. Решение задач необходимо
располагать в порядке,
5. Перед решением каждой задачи необходимо полностью написать ее условие. В том случае, если несколько задач имеют общую формулировку, следует заменить общие данные числовыми из соответствующего номера.
6. Решение следует
излагать подробно и аккуратно,
7. После получения прорецензированной работы как допущенный, так и не допущенный к собеседованию студент должен исправить все отмеченные ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации. Если рецензент предлагает внести в решение задач те или иные исправления или дополнения и прислать их для повторной проверки, то это следует сделать в короткий срок. При высылаемых исправлениях должны обязательно находиться прорецензированная работа и рецензия к ней. В связи с этим рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце тетради несколько чистых листов для всех дополнений и исправлений в соответствии с указаниями рецензента. Вносить исправления в сам текст работы после ее рецензирования запрещается.
8. По каждой работе
проводится собеседование,
9. Студентам, не выполнившим контрольную работу до начала экзаменационной сессии, может быть предложена аудиторная контрольная работа во время сессии.
Вопросы к зачету
1. Предмет математических
методов в экономике. Этапы
решения задач о принятии
2. Примеры конкретных
практических задач с
3. Решение систем линейных
уравнений методом полного искл
4. Разложение векторов по векторам базиса. Теорема о единственности разложения. Переход от одного базиса к другому.
5. Основная задача линейного программирования. План, оптимальный план.
6. Стандартная задача ЛП. Каноническая задача ЛП. Опорный план. Приведение основной задачи ЛП к каноническому виду.
7. Выпуклые множества. Внутренние, граничные, крайние (угловые) точки. Выпуклый многоугольник, многогранник, опорная плоскость.
8. Объединение множеств, пересечение множеств, лемма о пересечении выпуклых множеств.
9. Теорема о представлении выпуклого многогранника через угловые точки.
10. Геометрическая интерпретация задачи ЛП.
11. Теорема о выпуклости планов задачи ЛП.
12. Теорема о достижении
оптимума в угловой точке
13. Теорема о соответствии угловой точки многогранника решений линейно независимой системе векторов.
14. Теорема о соответствии линейно независимой системы векторов угловой точке многогранника решений.
15. Графический метод решения стандартной задачи ЛП с двумя переменными.
16. Графический метод решения канонической задачи ЛП, где число переменных больше двух.
17. Идея симплекс-метода. Построение опорных планов. Вывод формулы пересчета коэффициентов.
18. Теорема о возможности улучшения плана для задачи на минимум. Критерий оптимальности.
19. Теорема о возможности улучшения плана для задачи на максимум. Критерий оптимальности.
20. Алгоритм симплекс-метода, алгебра симплекс-метода.
21. Составление первой
симплекс-таблицы, переход к
22. Геометрический и
экономический смысл симплекс-
23. Поиск начального опорного плана методом искусственного базиса. Признак неразрешимости задачи ЛП.
24. Задачи со смешанными ограничениями и методы их решения.
25. Понятие о двойственных задачах ЛП. Примеры построения двойственных задач, имеющих экономическое содержание.
26. Основная задача ЛП и двойственная к ней (правила построения двойственных задач).
27. Несимметричные двойственные задачи. Первая теорема двойственности.
28. Вторая теорема двойственности.
Условия дополняющей нежесткост
29. Определение решения двойственной задачи, используя оптимальную симплекс-таблицу прямой задачи (по первой теореме двойственности).
30. Определение оптимального
решения прямой задачи по решен
31. Общая постановка
транспортной задачи по критери
32. Теорема о допустимости
и разрешимости закрытой
33. Теорема о ранге системы ограничений-уравнений закрытой транспортной задачи.
34. Определение цикла. Примеры построения циклов. Теорема о четности вершин в цикле. Означенный цикл. Цикл пересчета.
35. Методы построения начального плана транспортной задачи: «северо-западного угла», «минимального элемента», «двойного предпочтения», «метод Фогеля».
36. Критерий оптимальности транспортной задачи. Метод потенциалов (теоретическое обоснование).
37. Сетевая постановка
транспортной задачи по
38. Метод потенциалов для транспортной задачи на сети. Вычисление потенциалов. Условия оптимальности. Переход от одного плана к другому.
39. Постановка задачи «о разборчивой невесте» , ее математическая формулировка (запрет на многомужество, многоженство и однополые браки).
40. Метод потенциалов для задачи «о разборчивой невесте». Решение проблемы вырожденности. Критерий оптимальности.
41. Определение эквивалентности матриц. Теорема Эгервари.
42. Венгерский метод
для решения задач о назначения
43. Двойственный симплекс-метод.
Правила выбора ведущего элемен
44. Целочисленное
45. Метод ветвей и границ.
45. Понятие о выпуклом программировании.
46. Вычислительные методы
квадратичного
47. Простейшие задачи
динамического
48. Постановка транспортной
задачи с ограниченными
49. Критерий оптимальности задачи Td, метод потенциалов.
50. Классический метод
построения опорного плана
51.Метод минимального
резерва пропускной
Список источников информации
Основная
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ