Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности международной торговли лицензиями на примере России.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность лицензионной торговли;
- охарактеризовать рынок интеллектуальной собственности в международном технологическом обмене;
- выявить место России в международной торговле лицензиями.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность лицензионной торговли……………5
Глава 2. Современное состояние и тенденции развития лицензионной
торговли…………………………………………………………………….13
2.1. Рынок интеллектуальной собственности в международном
технологическом обмене…………………………………………………13
2.2. Место России в международной торговле лицензиями…………..25
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экономическая сущность лицензионной торговли……………5
Глава 2. Современное состояние и тенденции развития лицензионной
торговли…………………………………………………………
2.1. Рынок интеллектуальной собственности в международном
технологическом обмене…………………………………………………13
2.2. Место России в международной торговле лицензиями…………..25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….34
Введение
В настоящее время в международной торговле лицензиями участвуют практически все страны мира. Степень этого участия определяется в первую очередь экономическим и научно-техническим потенциалом государства. Не случайно на долю ведущих промышленно развитых стран Запада приходится более 90 % мировой торговли лицензиями. В приоритетных наукоемких отраслях производства сейчас невозможно найти известных в мире производителей конкурентоспособной продукции, которые бы не использовали иностранные или не предлагали на рынке собственные новейшие разработки.
Лицензионная
торговля играет все возрастающую роль
с зарубежными инвестициями и
экспортом наукоемкой продукции. Развитию
экспорта технологии на основе лицензионных
соглашений способствует и строительство
за рубежом комплексных
Международная торговля лицензиями и "ноу-хау" стала важной составной частью современной мировой торговли, фактором ускорения международного товарооборота. Экспорт лицензий и "ноу-хау" стимулирует расширение традиционных товарных потоков. Лицензирование технологии воздействует на развитие торговли объектами капитального строительства и инжиниринговыми услуга ми.
В этой связи тема лицензионной торговли становится очень актуальна в мире, и в отдельности для каждой страны, в частности России. У нашей страны огромный научный потенциал. Однако отсутствие достаточных нормативных актов, поддержки научных кадров делает невозможным развиваться данному виду торговли.
Цель курсовой работы - проанализировать особенности международной торговли лицензиями на примере России.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую
сущность лицензионной
- охарактеризовать рынок интеллектуальной собственности в международном технологическом обмене;
- выявить место России в международной торговле лицензиями.
В процессе написания
были изучены и использованы в
работе учебные пособия, статьи из периодической
печати, материалы сети Интернет.
Глава 1. Экономическая
сущность лицензионной торговли
Термин "лицензия" в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются1:
- запатентованные изобретения;
- промышленные образцы;
- товарные знаки,
- ноу-хау, т.е.
имеющие ценность
В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные.
Помимо патентных и беспатентных лицензий выделяют самостоятельные ("чистые") и сопутствующие. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.
Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного времени, с соблюдением определенного порядка, то имеет место техника лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.
Техническое решение необязательно должно сопровождаться теоретическим обоснованием. Оно считается новым при условии, что его сущность не была раскрыта ранее в данной стране или за границей настолько, что стало возможным его осуществление. Раскрытие сущности решения может произойти посредством либо опубликования, либо демонстрации, либо в результате открытого применения. Во всех этих случаях становится доступным копирование решения, что влечет за собой утрату им новизны.
Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному новому техническому решению - прототипом. Несущественные отличия в новом техническом решении не позволяют считать его изобретением, например использование эквивалентных средств (замена пайки сваркой).
Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов. Патент представляет собой документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан (патентообладателем), исключительное право на изобретение2. Патент выдается государственным патентным ведомством изобретателю или его правопреемнику (право на служебное изобретение обычно принадлежит предпринимателю) по его заявке, рассмотренной в соответствии с процедурой, установленной законодательством данного государства. Срок действия патента также устанавливается национальным законодательством (обычно 15-20 лет). Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобретения (искусственная монополия). Если изобретение используется без разрешения владельца, он может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба и запрещении действий, связанных с нарушением патента. Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешение (лицензию) другим лицам на использование запатентованного изобретения.
Патент охраняет права его владельца, как правило, только в стране, где он выдан. Но в последнее время, например в Западной Европе, действует европейский патент.
За выдачу патента взимается патентная пошлина. Так, при выдаче европейского патента она взимается за подачу заявки, проведение поиска, указание государства, в отношении которого действует заявка, поддержание заявки в силе, проведение экспертизы, выдачу патента, подачу возражения и апелляции, за возобновление рассмотрения заявки в случае пропуска заявителем установленных сроков. Взимание пошлины при подаче заявки характерно для всех развитых стран, а во многих странах к тому же взимаются годовые пошлины в течение срока действия патента. В большинстве стран сумма годовой пошлины возрастает по мере приближения к концу срока действия патента.
Обычно фирмы
не ограничиваются одним патентом на
данное изобретение, а формируют
блок патентов - "зонтик", не позволяющий
конкурентам проникать в
В современных
условиях острой конкуренции, когда
новизна продукции имеет
Патенты не только выполняют функцию защиты изобретений от использования их другими фирмами, но и являются источником непрерывной информации о новейших научно-технических достижениях. С помощью патентных фондов можно легально собирать конкретный материал на объекты лицензий, систематически следить за новыми изобретениями и анализировать научно-технические исследования. Практически все крупные фирмы имеют патентные фонды или пользуются услугами соответствующих организаций. По оценкам специалистов, около 80% информации, содержащейся в патентах, невозможно найти ни в одном другом источнике.
Патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение новой технологии в производство, а патент - это потенциальная лицензия, поэтому постоянное изучение соответствующей информации позволяет фирмам вырабатывать стратегию и прогнозировать развитие лицензионной торговли.
Промышленным
образцом признается новое художественно-
Товарный знак - это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий5. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.
Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, охраняемые Парижской конвенцией 1883 г., относятся к промышленной собственности.
Промышленная собственность вместе с авторскими правами образует понятие интеллектуальной собственности.
Авторское право распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Это право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым иным образом использовать охраняемые правом объекты. Авторские права охраняются национальными законами, а на международном уровне - Бернской конвенцией 1886 г. и Всемирной конвенцией 1952 г.
Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения. Впервые этот термин был применен в США. В буквальном переводе с английского он означает знать как, что является сокращением выражения знать, как это сделать. Первоначально в лицензионные соглашения включались условия, предусматривающие передачу покупателю технических знаний и опыта как производственных секретов продавца, необходимых для реализации права на использование изобретения. Однако с развитием техники значение передачи этой информации стало так велико, что ноу-хау превратилось в самостоятельный объект лицензионных соглашений. В одних случаях ноу-хау - это фактическое изобретение, которое умышленно сохраняется в тайне и не патентуется или является элементом изобретения, не включенным в описание, в других - оно непосредственно связано с изобретением, но само по себе непатентоспособно, поскольку не соответствует требованиям, установленным законодательством. Например, программно-математическое обеспечение ЭВМ было и остается непатентоспособным, как и любые математические формулы, алгоритмы и т.п.
В отличие от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.
Ноу-хау могут включать6:
- предметы - образцы
изделий, незапатентованные
- техническую документацию - формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;
- инструкции - пояснения,
касающиеся конструкции
Таким образом, понятие ноу-хау достаточно широко, оно охватывает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую прежде всего для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.
В международной практике наиболее часто встречаются патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье - чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств, поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.
При заключении договоров на ноу-хау не действует патентная защита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок ознакомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.
Продажа лицензий
позволяет существенно ускорить
процесс освоения нового рынка и
хотя бы частично возместить собственные
расходы на исследования и разработки.
Иногда бывает выгоднее вместо поставок
готовых изделий продать