Медународная торговля лицензиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности международной торговли лицензиями на примере России.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность лицензионной торговли;
- охарактеризовать рынок интеллектуальной собственности в международном технологическом обмене;
- выявить место России в международной торговле лицензиями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность лицензионной торговли……………5
Глава 2. Современное состояние и тенденции развития лицензионной
торговли…………………………………………………………………….13
2.1. Рынок интеллектуальной собственности в международном
технологическом обмене…………………………………………………13
2.2. Место России в международной торговле лицензиями…………..25
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая Торговля лицензиями..doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Препятствием  для экспорта изделий нередко  является протекционистская политика правительства страны, в которую  предполагаются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные квоты, поощрение ввоза изделий в разобранном виде (с целью развития национальной промышленности).

Во всех этих случаях продажа лицензий - один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказывается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.

Продажа лицензии может быть способом выхода фирмы-продавца на ноу-хау и другие достижения фирмы-покупателя, поскольку в соглашениях обычно имеется пункт о взаимном обмене усовершенствованиями, которые будут сделаны в изделии или технологии в течение срока действия лицензионного контракта.

Итак:

- к объектам  лицензионной торговли относятся  изобретения, промышленные образцы,  товарные знаки и ноу-хау;

- выделяют патентные и беспатентные лицензии, самостоятельные и сопутствующие.

 

Глава 2. Современное  состояние и тенденции развития лицензионной торговли

2.1. Рынок  интеллектуальной собственности  в международном технологическом  обмене

 В современных условиях в мировой экономике активно формируется новая парадигма развития, которая опирается на инновационные источники роста. Ее характерными чертами являются наукоемкая продукция, интеллектуализация ресурсов, международный рынок объектов интеллектуальной собственности (ОИС) как самостоятельный сектор мирового рынка. На рынке ОИС активно происходит технологический обмен, определяющий направления и тенденции развития современной мировой экономики. Резко возрастает значимость и масштабность обмена результатами интеллектуальной деятельности: патентами, лицензиями на изобретения, промышленными образцами, ноу-хау, товарными знаками (брендами), программным обеспечением и т. д. Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет более 2,5 трлн. долларов США в год (примерно 15 % мировой торговли) и превосходит сырьевые и энергетические ресурсы. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл.

Наиболее распространённой в мире формой передачи технологий является лицензионная торговля. Годовые темпы  роста мировой торговли лицензиями на право использования промышленной собственности и технологии до 2008 года достигали 12 %7. По лицензиям передаются объекты промышленной собственности (патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания), совершаются сделки об оказании технической помощи, услуг типа инжиниринг, обучению, передаче ноу-хау, компьютерных программ и программных продуктов. Мировым лидером в экс-порте лицензий являются США. На долю США приходится 39 % этого рынка, 30 % – на Японию и 16 % на Германию. Положительное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства. Удельный вес России в этой сфере деятельности невелик и составляет 0,3 %. Поэтому она пока относится к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли8.

В 2009 году фонд информационных технологий и инноваций (ITIF) опубликовал рейтинг 40 стран и регионов мира по развитию инноваций, в котором Россия оказалась на 35-м месте (лидером оказался Сингапур, США заняли 6-е место). Вместе с тем наша страна восьмая по индикатору эффективной ставки налогообложения корпораций, третья – по индикатору торгового баланса. Неплохой результат (13-е место) также достигнут по уровню государственных инвестиций в исследования и разработки (R&D). Но по инвестициям в IT (34-е место), развитию широкополосных коммуникаций (34-е место), ВВП на душу трудоспособного населения (36-е место) и деловому климату (38-е место) Россия оказалась в десятке отстающих. И это несмотря на то, что в течение последних пяти лет государство активно инвестирует в инновационный сектор. Сегодня только две отрасли российской экономики – информационно-коммуникационные технологии и производство продуктов питания – смогли приблизиться к мировым стандартам.

Для повышения инновационной конкурентоспособности, по мнению экспертов ITIF, принципиально  важны такие направления работы: стимулирование инноваций в компаниях; открытость для иммиграции высококвалифицированных кадров; развитие "цифровой" экономики; поддержка всех институтов, необходимых для инноваций, и эффективная государственная политика в сфере инноваций и, конечно, трансферта технологий.

Передача технологии может осуществляться в раз-личных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и не-коммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутригосударственной и международной и т. д.

Некоммерческие формы и средства технологического обмена многообразны (рис. 1). Они предусматривают передачу общих сведений рекламно-технического характера, ознакомление с технологи-ей, производством и технико-экономическими данными в таком объёме, которого недостаточно для практического применения. Основной поток пере-дачи технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную ин-формацию – фундаментальные исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения. Некоммерческие формы передачи технологии, в том числе внутриорганизационный трансферт, осуществляется свободно и не сопровождаются договорно-правовым оформлением и регламентацией. Они, как правило, не включают таких обязательных при коммерческой передаче технологии элементов, как право пользования технологией, детальная техническая документация, техническая помощь, производственный опыт.

Научно-техническая информация даёт возможность партнёрам ориентироваться  в направлениях развития науки и  техники и получать общие сведения об имеющихся достижениях в различных отраслях производства. Она обычно предшествует обмену конкретными технологиями. Передача такой информации может осуществляться посредством научно-технических публикаций, проведения выставок, ярмарок, симпозиумов, обмена делегациями учёных и инженеров, миграции специалистов, технического образования, сотрудничества в совместной разработке научно-технических проблем и деятельности международных организаций в области науки и техники.


 

 


 

 


 

 

 




 

 

 

 

Рис. 1. Формы и средства технологического обмена

 

По мнению ряда экономистов, в эпоху  научно-технической революции именно эта форма передачи научно-технической  информации обеспечивает основной массив передачи информации, без нее бы был бы невозможен процесс накопления и передачи знаний, застопорился технический прогресс и образование. Однако при некоммерческих формах передачи технологии не учитывается её реальная ценность, сложно оценить коммерческую эффективность использования знаний. С трудом некоммерческая форма передачи технологий поддается и статистическому учету.

Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технологии выступают в качестве специфического товара. Покупатель новой техно-логии  получает в свое распоряжение научно-технические  разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода. Коммерческие формы технологического обмена предусматривают передачу научно-технических знаний и опыта, которые применяются при разработке производства и использовании различных товаров. Наиболее распространёнными являются следующие коммерческие формы передачи технологии: закупка образцов новой техники, импорт новой техники, торговля лицензиями, инжиниринговые услуги, строительство заводов «под ключ», франчайзинг, лизинг, проведение совместных НИОКР, промышленная кооперация, совместные предприятия (рис. 1).

Закупка образцов новой техники  применяется с целью проведения испытаний различных машин, приборов, изделий, материалов, сопоставления  их с отечественными аналогами и, при необходимости, доработки последних  до уровня передовых зарубежных образцов. Другой целью покупки образцов может быть их копирование для создания собственного производства. Следует, однако, учитывать, что организация производства изделий на базе образцов требует больших расходов на НИОКР, а скопированные изделия по своим техническим и экономическим параметрам оказываются, как правило, хуже оригиналов. Импорт новой техники позволяет быстро получать и использовать передовую наукоёмкую технику. Однако её закупка связана со значительными затратами средств, кроме того, достаточно сложно обеспечить постоянное поддержание закупленной техники на современном уровне в условиях её быстрого морального старения. Торговля лицензиями обеспечивает передачу прав и необходимого объёма научно-технических знаний для использования изобретений, ноу-хау, полезных моделей, промышленных образцов и других научно-технических достижений как на территории одной, так и нескольких стран. При торговле «чистыми» лицензиями главная цель коммерческой сделки – заключение самостоятельного лицензионного договора на право пользования объектом промышленной собственности. При передаче в лицензионной форме прав на использование изобретений, ноу-хау, промышленных образцов и товарных знаков в составе других внешнеэкономических сделок лицензии выступают как их составные части и являются сопутствующими. По контракту на франчайзинг компания-владелец технологии разрешает своему иностранному контрагенту использовать своё широкоизвестное фирменное наименование при условии, что он будет под этим наименованием сбывать продукцию этой компании, получая в качестве компенсации за это техническую и коммерческую помощь, консультации и т. п. Лизинг представляет собой передачу в долгосрочную аренду дорогостоящих машин, оборудования, транспортных средств, приборов и т. п. Арендатор получает постоянную техническую помощь со стороны арендодателя в виде обслуживания, консультаций и т. д. Благодаря лизингу, предприниматель, не имеющий значительных свободных средств, получает возможность пользоваться современным оборудованием и передовой технологией. Однако при длительной аренде общие затраты по арендной плате могут превысить стоимость предмета аренды.

Выделение инжиниринга в самостоятельный  вид внешнеэкономической деятельности базировалось на необходимости обобщения  и привлечения достижений и мирового опыта в определённых отраслях современной техники и технологии при выполнении собственных НИОКР, особенно для решения комплексных проблем, в том числе стоящих на стыке смежных отраслей. Инжиниринговая деятельность подразделяется на проектно-консультационную, подрядную и управленческую. Инжиниринговые компании подразделяются на четыре основных вида: инженерно-консультационные, инженерно-строительные, консультационные по вопросам организации и управления и инженерно-исследовательские.

Существуют также различные формы совместной деятельности, в ходе которых также идет процесс коммерческой передачи технологии. К ним можно отнести: проведение совместных НИОКР, строительство «под ключ», промышленную кооперацию, создание совместных предприятий. Проведение совместных НИОКР на коммерческой основе позволяет партнёрам снизить затраты на решение тех или иных научно-технических и производственных проблем. Указанная форма может применяться для выполнения совместных НИОКР до стадии решения технической проблемы и для выполнения совместных НИОКР до стадии промышленного внедрения результатов. Строительство заводов «под ключ» – достаточно новая форма обмена технологиями. При такой форме передающая сторона берёт на себя обязанности генерального подрядчика и ответственность за весь цикл строительства объекта, включая предпроектные изыскания, проектирование, предоставление лицензий, поставку комплектного оборудования, монтаж и пусконаладочные работы, техническое консультирование, вопросы организации и управления производством и т. п. Строительство завода «под ключ» является высоко-эффективной формой передачи технологии с точки зрения внедрения технических новшеств и ликвидации отставания в определённых отраслях техники. Однако создание таких объектов связано со значительными единовременными платежами. При промышленной кооперации сотрудничество партнёров осуществляется на основе совместных исследований и разделения труда в производстве отдельных деталей, узлов, компонентов с последующими взаимодополняющими поставками, совместным маркетингом и сбытом продукции при сохранении юридической независимости партнёров. Совместные пред-приятия, как правило, являются ассоциацией самостоятельных предприятий и предполагают совместное управление, собственность на капитал и распределение прибылей и рисков. Совместные предприятия часто создаются для осуществления какой-либо комплексной научно-технической и производственной программы. В уставный фонд совместных предприятий в качестве своего вклада стороны нередко вносят изобретения, ноу-хау и другие научно-технические разработки.

Международный обмен технологией  отличается от традиционного товарообмена тем, что это не единовременный акт  купли-продажи. В процессе внедрения  и освоения технологии между участвующими сторонами устанавливаются длительные хозяйственные отношения. В то же время характерной чертой передачи технологии, в отличие от миграции научной информации, является не только перемещение научно-технических знаний, но и обязательность их использования в какой-либо деятельности.

Обычно процесс международной передачи технологии включает в себя: отбор и приобретение технологии; адаптацию и освоение приобретённой технологии; развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учётом потребностей национальной экономики. Технологии передаются двум основным группам покупателей: зарубежным филиалам или дочерним фирмам транснациональных компаний (ТНК) и независимым фирмам. Анализ международной практики технологических обменов показывает, что наиболее эффективными и быстро распространяющимися формами передачи технологии являются те, которые ориентированы на установление постоянных и устойчивых связей между партнёрами, обеспечивают целенаправленную передачу передовой технологии и оптимальное решение актуальных технических и производственных проблем. Не удивительно, что в современных условиях на внутрифирменные трансферты и передачу технологий аффилированным структурам приходится около 4/5 от суммы продаж технологий ТНК.

На мировом рынке основная доля лицензионных сделок – это технологический обмен между ТНК или внутрифирменный обмен в ТНК. Остальная подавляющая часть сделок в большинстве стран Европы и США приходится на продажу лицензий между научными центрами или университетами и компаниями коммерческого сектора. Также имеет место торговля лицензиями через spin-off предприятия, как правило, с помощью компании-посредника (технологического менеджера). Объёмы международной лицензионной торговли между независимы-ми участниками, так же как технологического обмена в целом, уступают аналогичным показателям об-мена между материнскими компаниями транснациональными корпорациями (ТНК) и их зарубежными филиалами. Процессы роста международно-оперирующего производства в 1970-е гг. привели к увеличению доли внутрифирменных операций в начале 1980-х гг. до примерно 1/3 общего объема мировой торговли лицензиями, а за счет стремительного роста во второй половине 1980-х гг., к 1990 г. она достигла уже 55 %. В 2004 г. объём международных лицензионных сделок внутри ТНК составил почти 100 млрд. долл. Масштабы международной внутрифирменной торговли лицензиями на современном этапе позволяют сделать вывод о том, что она превратилась в основное направление мировой лицензионной торговли. Отсутствие независимых самостоятельных сторон во внутрифирменных лицензионных сделках определяет их преимущественно некоммерческий характер. Занимая доминирующие позиции в сфере глобальных НИОКР, и вследствие этого сосредоточив в своих руках львиную долю всех патентов в мире, ТНК стран «триады» (США, Япония, Великобритания) являются главными лицензиарами на мировом рынке лицензий. Лицензионные операции получили наибольшее распространение в тех отраслях из числа высокотехнологичных, а также высоко- и среднетехнологичных, которые поглощают подавляющую часть расходов ТНК на НИОКР (фармацевтика, компьютерная техника и аэрокосмическая отрасль; электротехника и электроника, машиностроение, автомобилестроение, химия).

Информация о работе Медународная торговля лицензиями