налоги, расходы по которым
относятся на финансовые результаты:
налоги на прибыль, имущество
предприятий, рекламу;
целевые сборы на содержание,
благоустройство и уборку территории;
налог на содержание жилищного
фонда и объектов социальной сферы;
сбор на нужды образовательных
учреждений;
сборы за парковку автомобилей;
налоги, расходы по которым
покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
Бюджетно-налоговая
политика и ее инструменты
Бюджетно-налоговая политика
подразумевает косвенное регулирование
экономики с помощью таких инструментов,
как налогообложение и правительственные
расходы. Поскольку осуществление государственных
расходов означает использование средств
государственного бюджета, а налоги являются
основным источником его пополнения, фискальная
политика сводится к манипулированию
государственным бюджетом.
Экономические отношения,
возникающие в процессе налогообложения
и осуществления государственных расходов,
получили название финансовых отношений,
или финансов. Эти
отношения, с одной стороны, обеспечивают
существование самого государства и его
институтов, а с другой – используются
государством для макроэкономического
регулирования общественного производства
в соответствии с теми или иными национальными
потребностями.
Совокупность всех финансовых
отношений в обществе получила название финансовой системы,ведущим
звеном которой является государственный
бюджет.
Государственный
бюджет – это централизованный фонд
денежных ресурсов, находящихся в распоряжении
правительства и использующихся для содержания
государственного аппарата, вооруженных
сил и сил правопорядка, а также для осуществления
социально-экономических функций.
Расходы государственного бюджета
показывают направления и цели государственных
ассигнований. Доходы государственного
бюджета формируются за счет налогов.
Основной задачей и целью налоговой политики
государства является обеспечение доходов
бюджета, стимулирование (или ограничение)
предпринимательской деятельности, общее
регулирование доходов в стране. Основным
в системе налогообложения является критерий
платежеспособности. В соответствии с
ним налогообложение бывает прогрессивным
(налоги растут по мере роста доходов),
пропорциональным (налоговая ставка одинакова
для любых размеров дохода), регрессивным
(налоги уменьшаются по мере роста дохода).
Следует отметить, что при прогрессивной
системе налогообложения неравенство
в доходах граждан сглаживается, а при
регрессивной системе налогообложения
после выплаты налогов неравенство возрастает.
Для определения меры неравенства в обществе
используется кривая Лоренца (рис.
7.1).
Рис. 7.1. Кривая Лоренца
Как видно из приведенного графика,
кривую Лоренца можно построить, откладывая
по одной оси кумулятивную долю получаемого
дохода, а по другой – кумулятивную долю
его получателей во всем населении, начиная
с получателя наименьшего дохода. Кривая
Лоренца превращается в показанную на
графике прямую, проходящую под углом
45º, когда на всех получателей дохода приходятся
равные его доли, т. е. 10 % населения получают
10 % дохода, 20 % населения – 20 % дохода и
т. д. Степень отклонения кривой Лоренца
от прямой линии, отражающей абсолютное
равенство, указывает на степень неравномерности
распределения дохода в обществе. Прогрессивные
налоги делают распределение посленалоговых
доходов более равным, чем распределение
предналоговых доходов, поэтому кривая
Лоренца после уплаты налогов смещается
в сторону линии абсолютного равенства.
Таким образом, к бюджетно-налоговой
(фискальная) политике относятся меры
правительства по изменению государственных расходов,
налогообложения и состояния государственного
бюджета, направленные на обеспечение
полной занятости и снижение инфляции
в экономике страны.
В краткосрочной перспективе
стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия)имеет
своей целью преодоление циклического
спада экономики и предполагает увеличение
госрасходовG, снижение налогов Т или комбинирование
этих мер. В более долгосрочной перспективе
политика снижения налогов может привести
к расширению предложения факторов производства
и росту экономического потенциала. Осуществление
этих целей связано с проведением комплексной
налоговой реформы, сопровождающейся
ограничительной кредитно-денежной политикой
Центрального банка и изменением оптимизации
структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая
политика (фискальная рестрикция) имеет
своей целью ограничение циклического
подъема экономики и предполагает снижение
госрасходов G, увеличение
налогов Т или комбинирование
этих мер. В краткосрочной перспективе
эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой
роста безработицы и спада производства.
В долгосрочном периоде растущий налоговый клин
(когда большинство налогов переходят
в издержки предпринимателей и перекладываются
на потребителей в виде более высоких
цен) может послужить основой для спада
совокупного предложения и развертывания
механизма стагфляции. Особенно это проявляется
в том случае, когда сокращение государственных
расходов осуществляется пропорционально
по всем статьям бюджета и не создается
приоритетов в пользу государственных
инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
7.2. Мультипликаторы
государственных расходов, налогов, сбалансированного
бюджета
В краткосрочной перспективе
меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются
эффектами мультипликаторов государственных
расходов, налогов и сбалансированного
бюджета. Мультипликатором государственных
расходов называется коэффициент, показывающий
меру приращения национального дохода
при увеличении государственных расходов. Если
государственные расходы увеличиваются
на ΔG, то кривая
планируемых расходов сдвигается вверх
на эту же величину (рис. 7.2), а равновесный
объем производства возрастает от у1 до у2 на величину Δу = ΔG × mg, где mg –мультипликатор
государственных расходов.
Мультипликационный процесс
начинается, когда расходы возрастают
на ΔG и увеличивают
доход на ту же величину, что в свою очередь
дает прирост потребления на величину МРС∙ΔG. Этот рост
потребления вновь увеличивает расходы
и доход, что снова приводит к росту потребления
на величинуМРС2 · ΔG и
т. д. Совокупный эффект равен:
первоначальному изменению
расходов = ΔG;
первому изменению потребления
= МРС∙ΔG;
второму изменению потребления
= МРС2∙ΔG;
………………………………………………………
Δу = ΔG (1+МРС + МРС2 + …..)
Рис. 7.2. Изменение равновесного
объема производства при увеличении государственных
расходов
Отсюда мультипликатор государственных
расходов:
mg =
. (7.1)
Эта элементарная
модель получила название простого мультипликатора
Кейнса.
Деньги и их функции.
Основные денежные агрегаты
Деньги – это совокупность
финансовых активов, которые регулярно
используются для сделок.
Наиболее характерным для денег
является их абсолютная ликвидность,
т. е. способность практически мгновенно
и без потерь обмениваться на любые другие
виды активов («за деньги можно
все купить»).
В современной экономике деньги
выполняют три функции: средства обращения
(средство платежа), меры стоимости (средства
счета) и средства накопления (средства
сохранения ценности).
Понятие денег конкретизируется
с помощью понятия «денежной массы», которое
является базовым для макроэкономического
анализа рыночной экономики. Если денежная
масса чрезмерно увеличивается, неизбежным
следствием может быть рост цен, инфляция,
дефицит. Сокращение
же её может вызвать спад производства,
безработицу.
Денежная
масса включает в себя:
во-первых, наличные деньги
в обращении, т. е. все бумажные деньги
и металлические монеты, находящиеся на
руках у населения, а также в кассах нефинансовых
предприятий учреждений и организаций
(наличные деньги в кассах банков в денежную
массу не входят);
во-вторых, банковские депозиты
или вклады населения, предприятий, учреждений
и организаций с учетом их ликвидности
(с их помощью можно осуществлять разного
рода расчеты). В целях предотвращения
повторного счета в денежную массу не
входят депозиты центрального правительства
и депозиты банков.
В формализованном виде денежная
масса может быть представлена следующим
уравнением:
M = C + D. (8.1)
где М – денежная масса; С –
наличные деньги; D – депозиты.
Понятие «денежная» масса конкретизируется
с помощью, так называемых, денежных агрегатов,
которые представляют собой различные
группировки денежной массы по степени
убывания их ликвидности. В разных
странах число денежных агрегатов различно
(от двух до пяти), поэтому состав их также
различен.
Центральный банк России (ЦБР)
выделяет четыре агрегата денежной массы:
М0, М1, М2, М3.
М0 = наличные деньги,
т. е. банкноты и монеты, находящиеся в
обращении.
М1 = наличные деньги в обращении
плюс текущие депозиты (вклады населения
в сбербанках до востребования, в некоторых
странах дорожные чеки и прочие денежные
вклады). Данный денежный агрегат иногда
называют деньгами в узком смысле.
М2 = М1 плюс срочные (или сберегательные)
депозиты с неограниченным доступом. По
текущим счетам могут выписываться чеки,
но зато проценты по ним либо минимальные,
либо нулевые. По срочным же счетам начисляются
проценты, но не выписываются чеки. Однако
средства этих счетов можно легко перевести
на обычные срочные счета. Поэтому многие
экономисты (особенно представители «чикагской
школы») считают М2 основным денежным агрегатом,
определяющим количество денег в обращении.
М3 = М2 плюс крупные депозиты
с фиксированным сроком, плюс счета в небанковских
финансовых институтах.
В России, в отличие от развитых
стран рыночной экономики, объемы денежных
агрегатов М1, М2, М3 отличаются друг от
друга на весьма незначительную величину,
что объясняется наличием обширного теневого
бизнеса, субъекты которого предпочитают
хранить свое богатство в анонимной форме
(в форме наличных денег).
8.2. Основные теории
спроса на деньги
Спрос на деньги (спрос на ликвидность)
– это потребность в определенном запасе
денег. Он определяется как количество
платежных средств, которые население
и фирмы хотят держать в ликвидной форме,
т. е. в форме наличности и чековых депозитов
(кассы).
Классики определяют спрос
на деньги на основе уравнения обмена
количественной теории денег:
MV = Pу. (8.2)
где М – количество
денег в обращении; V – скорость обращения
денег;
Р – уровень цен
(индекс цен); у – объем выпуска
(в реальном выражении).
При этом предполагается, что
скорость обращения – величина постоянная,
так как связана с устойчивой структурой
сделок в экономике. Она, естественно,
с течением времени может меняться (в связи
с внедрением новых банковских технологий,
например кредитных карточек), но при постоянстве Vуравнение обмена
примет вид:
. (8.3)
Отсюда следует, что спрос на
деньги MD определяется
динамикой ВВП.
Если, например, ВВП увеличивается
на 3 % в год, то этому темпу будет соответствовать
темп спроса на деньги. А это значит, что
в целом функция спроса на
деньги достаточно стабильна.
Что касается предложения денег,
то оно, по мнению монетаристов, нестабильно, так
как зависит от субъективных решений правительства.
При этом, согласно классической теории,
реальный ВВП (у)изменяется
медленно и только при изменении числа
вовлекаемых в экономику факторов производства.
А в долгосрочном периоде реальный ВВП
достигает потенциального уровня. Поэтому
изменение предложения денег вызовет
в долгосрочном периоде лишь изменение
уровня цен и не окажет влияния на реальные
величины производства и занятости. Это
явление получило в экономической теории
название нейтральность денег.
Поэтому, согласно правилу монетаристов,
государство должно поддерживать темп
роста денежной массы на уровне средних
темпов роста реального ВВП. В этом и только
в этом случае предложение денег будет
соответствовать спросу на них, а значит,
уровень цен в экономике будет стабилен.
В рамках количественной теории
денег было сформулировано два мотива спроса на
деньги. Первый мотив состоит
в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах
как в средстве платежа, т. е. в удобном
инструменте обслуживания сделок (при
покупке товаров, услуг, факторов производства).
Потребность в деньгах для этих целей
называется спросом на деньги
со стороны сделок, операционным спросом или,
как писал Дж. Кейнс, трансакционным спросом.
Количество денег, необходимых
для заключения сделок, зависит: