Механизм функционирования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2015 в 00:42, лекция

Описание работы

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Файлы: 1 файл

lektsii_ekonomika.docx

— 714.02 Кб (Скачать файл)

Среднедушевые характеристики рассчитываются не только по всем номинальным и реальным показателям в целом, но и по их отдельным составляющим. Таковыми являются, например, показатели средней номинальной и реальной заработной платы, назначенной пенсии, пособий, имеющих особое значение для оценки уровня жизни населения. Таким образом, среднедушевые доходы определяются не только для всего населения в целом, но и для его отдельных контингентов — работающих в экономике, учащихся, пенсионеров и т. п.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность и количество месяцев в периоде. При этом социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату.

Средний размер назначенной месячной пенсии получается в результате деления общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.

Среднедушевые показатели доходов в реальном выражении обычно приводятся в процентах к предыдущему году, т. е. в индексной форме.

Социальные нормативы

При изучении уровня жизни определяющее значение отводят социальным нормативам и средним минимальным доходам населения. Они утверждаются в законодательном порядке и являются важнейшими гарантиями доходов населения, которые должны быть обеспечены государством исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны. К социальным нормативам относятся прожиточный минимум, минимальная оплата труда, пенсия по старости и др.

По итогам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств определяют объем и состав совокупного дохода, выявляют различия уровня доходов по отдельным типам домашних хозяйств в зависимости от места нахождения, состава семьи, занятости и других социально-демографических и природно-климатичеcких факторов.

Совокупный доход домашних хозяйств включает денежный доход (совпадает по содержанию с аналогичным показателем баланса денежных доходов и расходов), стоимость потребленных продуктов питания собственного производства или поступивших из других источников (помощь родственников и т. п.), а также стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Денежные и совокупные доходы домашних хозяйств до уплаты налогов и обязательных платежей являются номинальными, а после указанных выплат — располагаемыми. Для изучения тенденций во времени совокупные и располагаемые денежные доходы рассчитываются в реальном выражении (путем корректировки на индекс потребительских цен).

В рамках системы национальных счетов с учетом международных стандартов в настоящее время вводятся новые макроэкономические показатели. Так, для анализа уровня жизни все большее распространение получают показатели валового и скорректированного располагаемого дохода сектора домашних хозяйств.

Валовой располагаемый доход включает сумму первичных доходов, полученных домашними хозяйствами-резидентами в связи с их непосредственным участием в процессе производства (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также сальдо полученных и переданных текущих трансфертов.

Скорректированный располагаемый доход равен сумме располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме (стоимость бесплатных или по льготным ценам услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.).

Особенностью измерения доходов населения является то обстоятельство, что процессы формирования доходов и их использования не всегда поддаются прямому наблюдению, а некоторые элементы могут быть оценены лишь косвенно («теневая» экономика, занятость в неформальном секторе экономики).

 

 

 

 

 

2.Государственное регулирование экономики

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования  в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом  целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

 

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством  мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).

Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке.  При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

 

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 3.1. Национальная экономика и ее основные результаты.

 

Национальная экономика — это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства.

 

Обязательной характеристикой национальной экономики является ее структура, под которой понимают сложившийся состав элементов, связи между ними, пропорции в народном хозяйстве. Современная структура национальной экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда, научно-технического прогресса, роста и усложнений потребностей людей.

 

Структура экономики может быть представлена несколькими видами, из которых наиболее значимыми являются: функциональная, отраслевая, региональная, воспроизводственная.

Функциональная структура экономики первоначально была представлена сферами материального и нематериального производства. При последующем развитии функциональной структуры экономики достаточно четко выделились три сектора:

 

• первичный — добывающий, к которому относят сельское хозяйство, горную промышленность, рыболовство и лесоводство;

 

• вторичный — индустриальный, в который включаются строительство и обрабатывающая промышленность;

 

• третичный — сектор услуг (транспорт, сфера отдыха, торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью, здравоохранение, образование, научные исследования, управление).

Отраслевая структура экономики отражает состав и место в народном хозяйстве отраслей и межотраслевых комплексов (например, военно-промышленного, топливно-энергетического, агропромышленного). Важными ее характеристиками выступают: распределение численности занятых по отраслям, доли отраслей в валовых вложениях средств в основной капитал, их вклад в ВВП, динамика темпов роста.

Региональная структура экономики отражает размещение производительных сил по территории страны.

 Она показывает место  отдельного региона в народном  хозяйстве (доля и структура экономически  активного населения, приоритетные  сферы его занятости, удельный  вес в основных макроэкономических  показателях), его устойчивые хозяйственные  связи с другими региональными  формированиями. Необходимой характеристикой  региона является оценка его  потенциала, который зависит не  только от объема и структуры  имеющихся на территории ресурсов, но и уровня их сопряженности (например, соответствия численности  и структуры трудоспособного  населения и числа рабочих  мест, производственных мощностей  предприятий и источников сырья, энергоснабжения и др.).

 

Воспроизводственная структура характеризует национальную экономику как целостную совокупность постоянно возобновляемых экономических процессов и отражает соотношение между первым (производство средств производства) и вторым (производство предметов потребления) подразделениями общественного производства; накоплением и потреблением; отраслями, выпускающими материальную продукцию, и их инфраструктурой.

 

Инфраструктура — это отрасли и сферы,, обеспечивающие условия нормального функционирования экономики.

Региональная структура экономики отражает размещение производительных сил по территории страны.

 Она показывает место  отдельного региона в народном  хозяйстве (доля и структура экономически  активного населения, приоритетные  сферы его занятости, удельный  вес в основных макроэкономических  показателях), его устойчивые хозяйственные  связи с другими региональными  формированиями. Необходимой характеристикой  региона является оценка его  потенциала, который зависит не  только от объема и структуры  имеющихся на территории ресурсов, но и уровня их сопряженности (например, соответствия численности  и структуры трудоспособного  населения и числа рабочих  мест, производственных мощностей  предприятий и источников сырья, энергоснабжения и др.).

 

Воспроизводственная структура характеризует национальную экономику как целостную совокупность постоянно возобновляемых экономических процессов и отражает соотношение между первым (производство средств производства) и вторым (производство предметов потребления) подразделениями общественного производства; накоплением и потреблением; отраслями, выпускающими материальную продукцию, и их инфраструктурой.

 

Инфраструктура — это отрасли и сферы,, обеспечивающие условия нормального функционирования экономики.

Совокупный общественный продукт имеет натурально-вещественную и стоимостную структуру. По натурально-вещественной форме он представлен средствами производства, предметами потребления и услугами производственного характера. Каждая из входящих в него потребительных стоимостей имеет свое предназначение, выполняет определенные функции в процессе воспроизводства. Новые машины, оборудование служат для замены изношенных и для расширения средств труда. Новые предметы труда восполняют израсходованные и идут на удовлетворение дополнительных потребностей производства. Предметы потребления предназначены для простого и расширенного воспроизводства рабочей силы. Услуги производственного характера (например, транспорта, связи) не фиксируются в материальных носителях, но служат непременным условием обеспечения целостности и непрерывности процесса производства, поэтому включаются в совокупный общественный продукт.

 

По стоимости совокупный общественный продукт определяется как сумма валовой продукции отраслей материального производства. Структура стоимости совокупного общественного продукта (W) включает перенесенную (стоимость потребленных средств производства — ПС) и вновь созданную стоимость, включающую стоимость необходимого продукта (СН) и стоимость прибавочного продукта (СП):

 

W = ПС + СН + СП.

 

Так как продукция одной отрасли может быть использована в другой в качестве предмета труда, то приведенный показатель не свободен от многократного повторного счета. Например, стоимость руды при производстве трактора учитывается шесть раз — добыча руды, выплавка чугуна, выплавка стали, изготовление проката, изготовление деталей, сборка готового изделия. Чем более развиты кооперационные связи между отраслями, тем большей окажется величина совокупного общественного продукта при прочих равных условиях. Поэтому важно различать совокупный (валовой) общественный продукт и конечный общественный продукт.

 

Конечный общественный продукт (КОП) — это сумма произведенных в национальной экономике за определенный период (обычно — год) материальных благ, не поступающих в данный период в производственное потребление. Конечный общественный продукт рассчитывается как разность между величиной СОП и повторного счета предметов труда. По натуральной форме он состоит из предметов потребления, средств труда и той части предметов труда, которая предназначена для экспорта и образования производственного запаса; по стоимости — из амортизации и вновь созданной стоимости.

Информация о работе Механизм функционирования рынка