Механизм государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является обоснование теоретико-методологических основ механизма государственного регулирования экономики с учетом влияния наиболее значимых факторов и выявление на этой базе направлений повышения эффективности государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие государственного регулирования экономики;
-исследовать эволюцию регулирующей функции государства;
-охарактеризовать механизм государственного регулирования экономики;
-оценить значение государственного регулирования экономики;
-представить методологию определения эффективности государственного регулирования экономики;
-произвести компаративный анализ государственного регулирования экономики;
- предложить пути совершенствования механизма государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 440.08 Кб (Скачать файл)

     На Рис. 2.6 приведены  зависимости, характеризующие изменение индексов физического объема продукции сельского хозяйства в России по отношению к базисному 1997 году. Замечена тенденция к увеличению индексов, однако в 2010г. наблюдается спад, кода индекс составлял 111,74%.

 

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Рис. 2.6. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства в РФ, %

        Далее проанализируем изменение индексов физического объема продукции сельского хозяйства в Курской, Воронежской, Белгородской и Орловской областях. Отразим данные в Таблице 2.1. Проанализировав данные можно сказать, индексы физического объема продукции в Курской области увеличиваются незначительно по сравнению с другими областями. Так в 2010г. индекс составил 80%, в Белгородской 100%, Воронежской 91,5%, Орловской 85,0%. Однако, в 2011г. в Курской области замечен индекс, превышающий индексы других сравниваемых областей.

 

2000г.

2005г.

2009г.

2010г.

2011г.

Белгородская область

120,3

114,8

108,7

100,0

132,1

Воронежская область

129,0

100,7

107,3

91,5

108,7

Курская область

119,7

101,4

99,7

80,0

149,2

Орловская область

136,9

99,8

100,9

85,0

131,8


 

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Таблица 2.1. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства по областям.

На Рис 2.7 отражено изменение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в РФ, Курской, Воронежской, Орловской, Белгородской областях.

         Таким образом, мы видим, что самый низкий процент населения с доходом ниже прожиточного минимума у Белгородской области, высокий – у Воронежской. В Курской области в 2011г. этот показатель составил 10,5% населения.

 

 

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Рис 2.7 Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума.

            На Рис 2.8 изображено изменение физического объема индекса инвестиций в основной капитал в рассмотренных выше областях.         Таким образом, инвестиции в основной капитал за 2011г. в Курской области составили 58244млн.р., в Орловской 35470млн.р., Воронежской 152210млн.р.

 


 

 

 

 

 

 

 

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Рис 2.8 Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по областям, %

Далее рассмотрим такой значимый показатель, как число зарегистрированных преступлений, который дает общую оценку социально-экономическому положению как в стране, так и в отдельных регионах.(Рис. 2.9)

 

 

 

 

 

 

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Рис 2.9 Число зарегистрированных преступлений, тыс.

     Наблюдается тенденция сокращения численности правонарушений во всех представленных областях. Однако, с 2004г по 2005г. (Курская по 2006г.) наблюдается тенденция увеличения количества зарегистрированных преступлений. Так, в 2011г. в Курской области было зарегистрировано 18.3 тыс. преступлений, в 2004г.- 21,8 тыс., в 2005г. 26,2тыс. преступлений.

Выполненный анализ совокупности разноплановых показателей позволяет отметить положительные тенденции в развитии российской экономики как на федеральном, так и на региональном уровне. После 2000г. имеет место восстановление важнейших производств при оптимизации затрат. Данная ситуация соответствует росту эффективности экономики, который связан с совершенствованием государственного регулирования. Таким образом, не отрицая ряда серьезных проблем в экономике, можно положительно оценивать увеличивающуюся роль государства как главного регулятора направлений преобразования жизни общества.

 

2.3 Состояние регулирования экономики других стран.

 

Для дальнейшего исследования необходимо проанализировать состояние регулирования экономики европейских стран в сравнении с развитием РФ.

На Рис 2.10 проиллюстрированы индексы промышленного производства в % к прошлому году. Рассмотрены такие страны как РФ, Германия, Швеция, Беларусь и Украина. Развитие происходит по схожей траектории. Так в 2009г. в связи с экономическим кризисом, охватившим большинство стран мира, в представленных странах замечен спад промышленного производства по сравнению с предыдущим, то есть 2008г. Так индекс промышленного производства в в России в 2009г. составил 90.7%, в Германии 84%, Швеции 82%, Белоруссии 111,3%, Украине 78,1%. В 2010г. индексы промышленного производства во всех рассмотренных странах превышают 100%. Однако в РФ показатель ниже, чем в остальных и составляет 108,2%.

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Рис 2.10 Индексы промышленного производства, %.

   На Рис 2.11 представлены индексы производства продукции сельского хозяйства в % к предыдущему году.  Замечена следующая тенденция: в Швеции и Германии индексы находятся в пределах от 94% до 104%, в то время, как в РФ, Украине и Белоруссии от 112% до 155%. Так в 2010г. в Белоруссии индекс составил 155%, в России 119%.

 

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Рис 2.11 Индексы производства продукции сельского хозяйства, %.

      На Рис 2.12. представлены показатели дефицита (профицита) государственного бюджета в % к ВВП. Таким образом,  в 2010г. только в Швеции замечен профицит государственного бюджета, который составил 1% от ВВП, в России дефицит в 2010г. составил 3,5 % от ВВП. Наибольший показатель профицита государственного бюджета был замечен в РФ в 2005г., когда он составил 8,1%  от ВВП.

 

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Рис 2.12 представлены показатели дефицита (профицита) государственного бюджета в % к ВВП.

На Рис 2.13 представлена динамика ВВП в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году.  На основании графика можно сделать вывод, что в 2009 году ВВП во всех представленных странах несколько сократился,  связано с экономическим кризисом. Так, в России в этом году ВВП по отношению к предыдущему, 2008г. в России составил 92,2%, в Германии 94,9%, Швеции 94,7, Украине 85,2%, Белоруссии 100,2%.

 

 

Источник: Росстат РФ // Режим доступа: http://gks.ru

Рис 2.13 Динамика ВВП в % к предыдущему году.

Далее рассмотрим общую численность безработных в представленных выше странах. Динамику численности безработных отразим на Рис  2.14. Таким образом, видим, что в Швеции число безработных значительно не менялось в период с 2005-2011гг. В Украине число безработных увеличилось с 1601тыс. чел. до 1733тыс. чел., в Германии число безработных сократилось с 4583тыс. чел. до 2501 тыс. чел. В России ситуации более неоднозначна. Так в период с 2005-2007гг. численность безработных сократилась на 962тыс. чел., однако с 2007г по 2009г. этот показатель стал увеличиваться и принял значение в 2009г., равное 6373тыс. чел., что на 2127тыс. чел. больше, чем в 2007г. В 2009-20011гг. численность безработных снова сокращается на 1353тыс. чел.


Источник: Росстат//режим доступа: http://www.gks.ru/bgd

Рис 2.14 Общая численность безработных

 Завершим сравнительную характеристику стран таким показателем, как сальдо между импортом и экспортом товаров, что характеризует экономику стран в целом. Проиллюстрируем сальдо на Рис 2.15 Из графика видно, что наибольшие значения сальдо принимает в Германии. На втором месте стоит Россия.  В период  2009-2011гг. разница между экспортом и импортом растет, увеличилась с 134,3млрд. дол. США до 210,9. Это говорит о положительных тенденциях в экономике России, о поступательном пути развития общества в целом.

 

Источник: Росстат//режим доступа: http://www.gks.ru/bgd

Рис 2.15 Разница между экспортом и импортом товаров

Таким образом, проанализировав экономику России в целом, сравнив экономические показатели с другими странами, а также проанализировав экономику некоторых областей, можно сделать вывод: в России имеются тенденции к поступательному развитию, что связано с рациональной экономической политикой государства. Развитие зависит от дальнейшего государственного регулирования экономики, способности государства решить проблемы, назревшие как  в российской экономике, так и в обществе в целом. Государственное регулирование требует некоторых изменений, который повлекут за собой и положительные изменения в экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления  повышения эффективности механизма  государственного регулирования  в России

3.1 Натурализация хозяйственной деятельности.


    

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

                                                          

Рис. 3.1 Направления повышения эффективности механизма государственного регулирования экономики.

Итак, обозначим три уровня, которым должны соответствовать вышеперечисленные принципы. К первому уровню отнесем натурализацию хозяйственной деятельности через личное подсобное хозяйство, домашний труд, а так же денежные сбережения населения. Домохозяйства и фирмы с опаской относятся к государственному вмешательству.  При этом, с одной стороны, они стремятся к полной самостоятельности в своей деятельности, с дугой – получению всевозможных поощрений и льгот.

В целях настоящего исследования представляется целесообразным рассмотреть  совершенствование государственного регулирования денежных

доходов домохозяйств по следующим направлениям: а) совершенствование регулирования заработной платы; б) совершенствование механизма социальных трансфертов, в том числе и пенсионного обеспечения; в) совершенствование регулирования доходов от предпринимательской деятельности; г) совершенствование индивидуального налогообложения;

д) совершенствование денежно-кредитных отношений в механизме регулирования доходов домохозяйств.

Совершенствование регулирования заработной платы. В рыночной экономике не может быть нерыночной заработной платы при рыночных

ценах на товары и услуги, так как это не только не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы и ведет к недопотреблению и бедности, но и нарушает единство всего воспроизводственного процесса.(ссылка)

Главными задачами этого направления являются установление и обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда и уровня жизни населения. Основным источником роста заработной платы должно оставаться повышение производительности . Решением проблемы бедности должно стать повышение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума в несколько раз, освобождение от налогообложения доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума на каждого члена семьи и восстановление прогрессивной шкалы налогообложения.

Другой метод увеличения зарплаты - демократизация экономических отношений методом перехода работников предприятий из наемников

в собственники, когда каждый работник является полноправным совладельцем своего рабочего объекта.

Совершенствование механизма социальных трансфертов, в том числе и пенсионного обеспечения. Под социальными трансфертами принято понимать передачу населению государственными или негосударственными организациями (профессиональными, благотворительными, религиозными и др.) ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе.

Социальные трансферты обеспечивают социально уязвимой категории домохозяйств финансовую поддержку, снижая остроту проблемы бедности.

В развитых странах центр тяжести в механизме социальных трансфертов перемещается от так называемых пассивных трансфертов (прямых денежных выплат) к активным, связанным с расходами государства на образование, науку, здравоохранение. Следует широко привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации социальных программ на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.  Достижение принципа адресности возможно благодаря:

а) установлению стандартных социальных услуг и определению фактической стоимости услуг;

б) определению возможности перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа;

в) расширение и повышение результативности региональных адресных программ для бедных;

г) переход на полную или частичную оплату социальных услуг гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.

Совершенствование регулирования доходов от предпринимательской деятельности.  Посредством снижения налогового бремени, гарантирования прав собственника, усиления заинтересованности в предпринимательском труде и его результатах, развития фермерства, личных подсобных хозяйств государство стимулирует население к предпринимательской деятельности.

Информация о работе Механизм государственного регулирования экономики