Механизм государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является обоснование теоретико-методологических основ механизма государственного регулирования экономики с учетом влияния наиболее значимых факторов и выявление на этой базе направлений повышения эффективности государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие государственного регулирования экономики;
-исследовать эволюцию регулирующей функции государства;
-охарактеризовать механизм государственного регулирования экономики;
-оценить значение государственного регулирования экономики;
-представить методологию определения эффективности государственного регулирования экономики;
-произвести компаративный анализ государственного регулирования экономики;
- предложить пути совершенствования механизма государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 440.08 Кб (Скачать файл)

Вопрос о снижении налоговых ставок должен рассматриваться только в вместе с решением другой задачи - сокращения масштабов уклонения от налогообложения и выводом бизнеса из тени. Целесообразным будет введение льгот при налогообложении прибыли  частным инновационно -активным предприятиям. Налоговую политику следует дополнить соответствующей системой дотаций и социальных трансфертов, что обеспечит выравнивающий эффекты в социально-экономическом развитии: между рентабельными и нерентабельными, но однозначно перспективными секторами экономики, между богатыми и бедными регионами.

Совершенствование индивидуального налогообложения. Равенство

граждан в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации.  Следует отметить, что даже среди выдающихся исследователей нет однозначного мнения о использованию прогрессивной шкалы подоходного налога. Тем не менее опыт зарубежных стран пока-

зал, что прогрессивный налог уменьшит дифференциацию. На современном этапе разработаны различные варианты возврата к прогрессивной шкале

подоходного налога. В первую очередь необходимо распределить

налоговую ставку по трем группам населения в соответствии с уровнем доходов:

а) население с уровнем доходов на уровне прожиточного минимума ;

б) население с доходами более одного прожиточного минимума;

в) высокообеспеченное население с доходами выше суммы десяти прожиточных минимумов;

Домохозяйства с доходом на уровне ПМ должны быть освобождены от уплаты налога.

Совершенствование денежно-кредитных отношений в регулировании доходов населения. Необходимым инструментом государственного регулирования денежных средств является индексация доходов населения.

Она должна дифференцироваться по группам населения.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. В России индексация – самый популярный инструмент регулирования денежных доходов. Государственная политика регулирования доходов предусматривает эффективную систему оплаты труда, меры социальной защиты, механизм поддержания всех доходов на определенном уровне, позволяющем обеспечить достойные условия

существования домохозяйств с разным уровнем финансового потенциала.

Комплексная система регулирования денежных доходов домохозяйств разрабатывается исходя из реального уровня социально-экономического развития. Элементы такой системы должны включать:

а) разработку эффективного экономического и правового механизма, обеспечивающего строгую исполнительскую дисциплину;

б) селективное регулирование, основанное на фискальных, кредитных и других инструментах

в) систему стабилизаторов, не позволяющих снижать доходы населения и домохозяйств

 

3.2 Развитие существующих  рыночных отношений в российском  обществе.

 

«Под экономическими институтами понимаются общественно признаваемые функционально-организационные формы коллективной экономической деятельности, через которые реализуются системные функции экономики».

          Выделим ряд экономических институтов, в той или иной мере присутствуют  в Росси. Это частная собственность, большой, средний и малый бизнес, корпорации, банки, рынки факторов производства, товарный рынок, денежное обращение, налогообложение.  В России нет эффективных институтов рынка. Единственная возможность создать опорные точки для бедующего экономического роста – проведение системных преобразований существующих рыночных институтов.

На втором уровне системных действий, связанных с повышением эффективности государственного регулирования уже существующих рыночных отношений и институтов можно отметить следующие принципы и рекомендации.

1. Анализ институциональных  проблем российской экономики и выработка направлений их решения должны основываться на системном рассмотрении экономики и на четком определении места и роли институциональных факторов ее реформирования. Общим для всех общественных институтов, в т. ч. и для экономических, является историческая закономерность их формирования и социальное признание в

конкретном обществе, т.е. они должны являться результатами системно-социальной динамики.

2. Формирование основных экономических институтов – фирмы, рынка и права собственности – является институциональной основой экономических реформ. Речь идет именно об институтах, а не о заимствованных и принудительно внедряемых организационно-правовых формах экономической деятельности.

3. Условия социально-экономической подготовленности вводимых преобразований и требования по эффективному взаимодействию различных экономических институтов российской экономики могут быть установлены на основе конкретной типологии институциональных факторов.

4. Одним из важнейших  направлений проведения хозяйственных реформ должно стать создание контрактной экономики. Институциональными факторами при этом являются становление самостоятельных хозяйственных единиц (т.е. трансформация предприятий советского типа в предприятия-фирмы), формирование рыночных институтов

и института права собственности (как сферы свободного перераспределения имущественных прав между различными субъектами хозяйственной

деятельности).

5. Необходимо значительно  повысить роль государственного регулирования всех основных процессов рыночных преобразований, в т. ч. институциональных, усилив их социальную направленность. В частности, целенаправленная деятельность государства в формировании института права собственности может выражаться в создании систем национальной аренды и национальной ренты.

6. Необходимо так преобразовать  механизмы и методы хозяйствования, чтобы криминализация общества  была существенно снижена –  в  противном случае, возможность  построения цивилизованного государства, отражающего интересы большинства населения не просматривается;

7. Обязательно согласование  основных направлений и способов  экономической деятельности самих  участников, прри том необходимо персонифицировать ответственность как предпринимательского, так и политического классов.

8. Необходимо найти общее  решение по накопившимся вопросам  в области отношения собственности , используя понятные для общества критерии преобразования.

9. Следует с помощью  привлечения частного бизнеса  осуществить программу по ликвидации  допущенного технологического отставания  в отечественных базовых производствах , определяющих в целом национальную безопасность страны.

10.  Необходимо нормализовать  деятельность финансовой системы, устранив непоследовательность  ее функционирования.

11.  Следует повысить  уровень адаптации банковской  системы, сделав кредиты как для физических, так и для юридических лиц более доступными.

12. Для рационального распределения  административных и материальных  ресурсов между регионами необходимо  избавиться от фактора политического  давления в интересах отдельных  властных структур.

 

3.3  Действия, связанные с устоявшими процессами в мировой экономике.

 

В связи со сравнительно малым интервалом экономических преобразований в России, эта область экономики значительно ограничена как финансовыми, так и внешнеторговыми отношениями. 

На наш взгляд, в перспективе усилия государства должны, в первую очередь, распределяться на следующие действия.

1. Создание транснациональных корпораций с заметных и выгодны для России участием, которое способно заменить не институциональное поведение отдельных фирм на мировом рынке.

2. Активное участие в  деятельности международных экономических  организаций. В этом направлении  примеры наиболее эффективных  действий страны связаны нефтегазовым  комплексом.

3. Корректировка таможенной  политики, переход в большей степени  на протекционистскую политику  по отношению к государственным  интересам.

4. Адекватная политика, связанная  с возможностями международного  кредита. Серьезной проблемой является  рост внешней задолженности,  как негосударственных организаций, так и частных лиц, что приводит, к так называемой, утечке капитала.

В условиях участия в устоявшихся процессах в мировой экономике необходима четкая расстановка приоритетов, связанных с участием в глобальных механизмах регулирования международных хозяйственных процессов и выстраиванием локальных режимов в рамках региональных блоков.

России предстоит решить задачи технологической модернизации и инновационного развития при ограниченных ресурсах и в условиях сложной агрессивной конкуренции, усиливающейся  на мировом рынке.

«Курс инновационного развития экономики может быть реализован только при одном условии – приоритет высококачественному человеческому капиталу на деле должен занять главное место среди всех других приоритетов, программ и проектов.  Можно предложить ряд взаимосвязанных по целям и задачам направлений совершенствования экономики, рассчитанных на ближайшую перспективу и использующих современный механизм ГРЭ. Эти действия схематично представлены на рисунке».

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3.2 Схема создания инновационной экономики

 

Отразим в таблице выполнение целевых показателей Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации в 2012г., отнесенных к 2020г.

Показатель

Фактическое значение, млрд. долл.

Степень реализации

Экспорт товаров

390,9

78%

Экспорт топливно-энергетических товаров

267,7

86%

Экспорт машин и оборудования

21,5

72%

Импорт товаров

227,1

52%

Экспорт транспортных услуг

14,3

84%

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом

56,8

123%

Прямые иностранные инвестиции в Россию

116,2

182%


 

Таблица 3.1  Выполнение целевых показателей Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020г.

Источник: Росстат//режим доступа: http://www.gks.ru/bgd

Из данных таблицы можно сделать вывод, что необходимы дальнейшие действия по  развития экспорта.

Из этого следует, что России необходимо усиливать конкурентноспособность на глобальных рынках товаров и услуг. Основные направления повышения глобальной конкурентоспособности :

а) усиление позиций на мировых рынках российских товаров, имеющих относительно высокую конкурентноспособность;

б) поддержка компаний, осуществляющих разработку, производство и поставки на экспорт высокотехнологической продукции;

в) увеличение доли России на рыках интеллектуальных продуктов и услуг, в том числе высокотехнологических услуг и услуг, связанных с использованием имеющегося человеческого и технологического капитала, природных ресурсов;

г) реализация последовательности стратегии развития отраслей, ориентированных на импорт замещение с переходом от защиты внутреннего рынка посредством высоких таможенных пошлин и комплексным структурным мерам поддержки производителей, ослабленным по мере реализации проектов выхода на внешние рынки.

На наш взгляд, следуя вышеперечисленным рекомендациям, можно добиться определенных положительных тенденций в экономической сфере российского общества, что приведет к  поступательному развитию всего общества в целом.

 

 

Заключение

 

Государственное регулирование экономики в течение XX - начала XXI века приобретает все более системный характер, с которым вынуждены считаться все участники экономических отношений. Эволюция регулирующих функций государства должна базироваться на изменениях, происходящих в экономической сфере жизни общества, обусловленных развитием рыночных отношений.

По своему содержанию  регулирующая функция является интегральной (сложной), а ее подфункции независимыми друг от друга и выполняющие как отдельные задачи, так и общие цели. К основным подфункциям государства следует отнести правовую, стабилизационную, протекционистскую, хозяйственную, перераспределительную, социальную

Выполненный анализ .совокупности разноплановых социально-экономических показателей позволяет отметить положительные тенденции в России как на федеральном, так и на региональном уровне. Следует полагать, что рост показателей наряду с другими положительными факторами свидетельствует о совершенствовании механизмов государственного регулирования экономики.

Информация о работе Механизм государственного регулирования экономики