Механизм оценки качества межбанковских кредитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 13:48, реферат

Описание работы

Роль межбанковских кредитных операций, безусловно, важна для функционирования коммерческих банков, так как с помощью перераспределения ресурсов между ними обеспечиваются ликвидность и платежеспособность банковской системы в целом, что, в свою очередь, является обязательным условием для непрерывного проведения банками платежей своих клиентов и стабильного функционирования экономики.

Файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕЖБАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕЖБАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ

 

Роль межбанковских кредитных операций, безусловно, важна для функционирования коммерческих банков, так как с помощью перераспределения ресурсов между ними обеспечиваются ликвидность и платежеспособность банковской системы в целом, что, в свою очередь, является обязательным условием для непрерывного проведения банками платежей своих клиентов и стабильного функционирования экономики.

 

Препятствием на пути становления высокоразвитого межбанковского рынка являются низкий уровень доверия в банковской среде, информационного межбанковского взаимодействия и по-прежнему высокие риски, обеспечение приемлемости которых напрямую зависит от эффективности управления процессами межбанковского кредитования в коммерческих банках и в особенности - от применяемой системы оценки кредитного качества при межбанковском кредитовании.

Управление межбанковскими операциями основывается на информационной базе контрагентов, принятых в банке методиках их анализа, внутренних положениях об установлении лимитов на операции с контрагентами и ценообразовании на продукты, а также рациональности организационной структуры банка. Совокупность всех этих элементов интегрируется в некую систему, которая в условиях неопределенности оставляет достаточно широкий выбор форм и методов управленческой деятельности и предопределяет политику банка на рынке МБК. Поскольку деятельность на этом рынке связана с высокими кредитными рисками в банке, необходимо формирование механизма оценки качества МБК, направленного на принятие банком обоснованного решения о возможности выдачи кредита контрагенту и объеме его выдачи.

Под механизмом с экономической точки зрения обычно понимают совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы и их регулирования. В структуру механизма в данном толковании обычно включают разный набор элементов, но в целом его состав сводится к следующему: объекты, формы, методы, приемы и способы.

Мы тем не менее присоединяемся к мнению Н.И. Валенцевой, которая утверждает, что механизм в экономике "всегда предполагает практическое функционирование определенной системы" <1>. В системе оценки качества МБК механизм представляет собой технологию проведения оценки, которая поэтапно формирует порядок анализа МБК с целью определения его качества (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<1> Валенцева Н.И. Кредитный  механизм и его составные элементы: Учебное пособие. М., 1987. С. 5

 

Механизм оценки качества МБК

 

┌ - - - - - - - - - - - ─┐

     Базис  механизма

│                        │

  ┌───────┐    ┌───────┐

│ │Субъект│<-->│ Объект│ │

  └───┬───┘    └───┬───┘

│     │            │     │

     \│/          \│/

│ ┌────────────────────┐ │

  │  Информационная база│

│ └───────────┬────────┘ │                        ┌ - - - - - - - - - - - ┐

              │                                    Этапы проведения оценки

│            \│/         │                        │                       │

  ┌────────────────────┐                            ┌───────────────────┐

│ │  Методы и методики │ ├────────────────────────┼>│Предварительный (1)│ │

  └───────────┬────────┘                            └──────────┬────────┘

└ - - - - - - │─ - -  - ─┘                        │            │          │

             \│/                                              \│/

  ┌────────────────────┐                            ┌───────────────────┐  │

  │  Формы определения ├──────────────────────────┼>│  Описательный (2) │

  │  групп качества МБК │                            └──────────┬────────┘  │

  └───────────┬────────┘                          │            │

              │                                                │          │

             \│/                                  │           \│/

  ┌────────────────────┐                            ┌───────────────────┐  │

  │    Выход: группа   ├──────────────────────────┼>│  Заключительный (3)│

  │    качества МБК,   │                            └──────────┬────────┘ │

  │  лимит, РВПС, отчет │                          │            │

  └────────────────────┘                                      \│/         │

                                                  │ ┌───────────────────┐

                                                    │    Последующий    │ │

                                                  │ │    контроль (4)   │

                                                    └───────────────────┘  │

                                                  └ - - - - - - - - - - -

 

Рисунок 1

 

Субъекты оценки

 

Согласно представленной схеме базовым и первичным элементом механизма являются субъекты оценки. С учетом разнообразия проводимых на сегодняшний день межбанковских операций банку необходимо создание большого числа взаимодействующих подразделений, ответственных за оценку, подготовку и проведение различных операций, а также их контроль. Такими субъектами в первую очередь выступают:

1) подразделение по работе  с финансовыми институтами, осуществляющее поиск контрагентов, установление с ними взаимоотношений, сбор отчетности и другой информации. Далее информация о контрагентах и планируемых видах и объемах операций, включая финансовую отчетность, передается в аналитические подразделения;

2) подразделения риск-менеджмента, которые проводят дистанционный анализ финансового состояния партнеров, определяют уровень кредитных, рыночных и страновых рисков, рассчитывают предварительные лимиты на проведение межбанковских операций и др.;

3) кредитный комитет, который принимает заключительное решение о возможностях работы с данными банками;

4) подразделения по учету  сделок с контрагентами, ответственные  за отражение в бухгалтерском  учете проводимых межбанковских  операций;

5) мидл-офис, в состав  которого, как правило, входит специальный отдел по контролю за объемами проведенных операций с контрагентами (либо эти обязанности выполняет непосредственно аналитическое подразделение, ответственное за оценку контрагентов и качества банковских продуктов);

6) служба внутреннего контроля и аудита банка, осуществляющая проверку полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками.

Важно отметить, что, устанавливая лимиты на различные операции с контрагентами, а также при их мониторинге сотрудники аналитических подразделений должны учитывать характер взаимоотношений с банком-партнером, приоритетные направления взаимодействия, кредитную историю и объемы смежных операций с ним, которые проводятся другими подразделениями. Нередки случаи, когда банки выдают МБК контрагентам в рамках установленного лимита, уже имея в своем портфеле ранее купленные ценные бумаги данного эмитента и другие формы ссудной задолженности, что в итоге может привести к значительному превышению объемов принятых на контрагентов рисков и, в частности, к нарушению обязательного норматива Н6 в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков". Встречаются случаи превышения и страновых, и иных видов лимитов, поэтому в целях недопущения подобных ситуаций службе внутреннего контроля необходимо оценивать величину консолидированных и портфельных рисков.

На практике, к сожалению, данным аспектам управления рисками пока уделяется недостаточно внимания: подобные структурные единицы преимущественно формируются лишь в крупных кредитных организациях, в то время как даже небольшие российские банки в большинстве своем являются универсальными и, соответственно, осуществляют полный спектр операций с контрагентами.

Кроме того, возникает необходимость в координации работы смежных отделов, задействованных в межбанковском бизнесе, что должно быть отражено в их функциональных обязанностях. Хотелось бы отметить важность взаимодействия клиентских и аналитических служб для формирования ими выводов о возможности принятия рисков на потенциальных контрагентов. Как правило, риск-подразделения информационно изолированы и имеют слабое представление о пассивных операциях своего банка и, соответственно, объемах привлеченных им ресурсов от аффилированных с контрагентом структур. К примеру, довольно часто отказ в установлении хотя бы минимального объема лимитов на контрагента вызывает уход связанных с ним компаний, являющихся клиентами банка, что может привести к истощению ресурсной базы и, как следствие, проблемам с ликвидностью последнего.

Возникновение подобного риска для банка наглядно демонстрирует целесообразность принятия повышенных кредитных рисков на контрагента, которые могут быть частично нивелированы снижением вероятности мгновенного оттока ресурсов. При этом важную роль в информационной поддержке аналитиков могут сыграть структурные подразделения по управлению корреспондентскими отношениями, в ведении которых находится весь объем операций по клиентским счетам банка.

 

 

 

 

 

 

Объект оценки

 

Неразрывно с субъектами связан объект оценки качества МБК, так как объект есть то, на что направлена деятельность субъекта. Объектом в данном случае выступает сам межбанковский кредит. С учетом превалирования кредитного риска, принимаемого кредитором при предоставлении МБК, очевидно, что наиболее существенной составляющей объекта оценки будет являться сама деятельность банка-заемщика, анализ которой позволит составить представление о его кредитоспособности. В первую очередь это относится к финансовой деятельности контрагента, так как банк, по сути, является именно финансовым институтом.

 

Примечание. Экономический анализ проводится на базе как внешней, так и внутренней отчетности. Анализ качества МБК проводится дистанционно, то есть в условиях полной или частичной недоступности внутренней отчетности контрагента.

 

Вместе с тем немаловажным объектом изучения является оценка субъективных факторов, которые косвенно влияют на финансовое состояние банка. Например, топ-менеджмент, определяя приоритеты в развитии банка, оказывает значительное влияние на финансовые результаты его деятельности. Поэтому оценка структуры управления банком важна и при анализе его финансового положения. В российской практике данным аспектам пока уделяется мало внимания, в зарубежной же учитывается множество подобных факторов (основные из них представлены на рис. 2).

 

Субъективные факторы, влияющие

на финансовое положение контрагента

 

┌ - - - - - - - - - - - - - -    - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

      Субъективные факторы    │  │         Анализируемые  направления       │

│                                 ┌─────────────────────────────────────┐

                              │ │ │   Приоритеты в  развитии финансовой  │ │

│ ┌─────────────────────────┐     │  организации; связь собственников и │

  │    Состав и структура   ├─┼─┼>│     руководства с политическими     │ │

│ │      собственности      │     │структурами, наличие конфликтов между│

  └─────────────────────────┘ │ │ │ ними; возможность получения внешнего│ │

│                                 │ фондирования в случае необходимости │

                              │ │ └─────────────────────────────────────┘  │

│                                 ┌─────────────────────────────────────┐

  ┌─────────────────────────┐  │ │ │    Влиятельность  топ-менеджеров;    │ │

│ │   История, репутация и  ├────>│кредитная история банка, известности │

  │     значимость банка    │ │  │ │   бренда банка; степень  влияния в   │ │

│ └─────────────────────────┘     │  регионах; характер клиентской базы │

                              │ │ └─────────────────────────────────────┘  │

│                                 ┌─────────────────────────────────────┐

                              │ │ │    Квалификация персонала и топ-    │ │

│ ┌─────────────────────────┐     │     менеджмента; наличие в банке    │

  │Организационная  структура├─┼─┼>│  собственных  значимых методических  │ │

│ │   и управление кадрами  │     │  разработок, программных продуктов; │

  └─────────────────────────┘ │ │ │     численность и эффективность     │ │

│                                 │    сотрудников; система повышения   │

                              │ │ │    квалификации  и обучения кадров   │ │

Информация о работе Механизм оценки качества межбанковских кредитов