Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 13:48, реферат
Роль межбанковских кредитных операций, безусловно, важна для функционирования коммерческих банков, так как с помощью перераспределения ресурсов между ними обеспечиваются ликвидность и платежеспособность банковской системы в целом, что, в свою очередь, является обязательным условием для непрерывного проведения банками платежей своих клиентов и стабильного функционирования экономики.
│
└─────────────────────────────
│ │ ┌─────────────────────────
│
┌─────────────────────────┐ │ │ │ переориентация; изменение │ │
│ │ Стратегия развития банка├────>│ специализации; развитие филиальной │
│ │ │ │ │ сети; создание ФПГ; развитие │ │
└─────────────────────────┘
│
│ │ └─────────────────────────────
│ │ │ │ Система управления кредитными │ │
┌─────────────────────────┐
│ │ Кредитная политика банка├─┼─┼>│решения; мониторинг кредитных рисков;│ │
│ │ │ качество кредитного портфеля; │
│ └─────────────────────────┘ │ │ │ направления работы на рынке МБ │ │
└─────────────────────────────
│
│ │ ┌─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────┐ │ │ │пассивами; уровень принятия решения о│ │
│
Управление финансовыми ├────>│
│ │ ресурсами и потоками │ │ │ │ оценки рыночного риска инструментов;│ │
└─────────────────────────┘
│ │ │ │ рынке МБК │ │
│
│ │ ┌─────────────────────────────
│ Система управления рисками; │
│ │ │ │ методология; техническая │ │
┌─────────────────────────┐
│ │ Управление рисками и ├─┼─┤>│лимитами; уровень заключений; наличие│ │
│ система принятия решений│ │ и периодичность работы комитетов, │
│ └─────────────────────────┘ │ │ │ профессионализм риск-менеджеров и │ │
│
│ │ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────┐ │ │ │ Количество филиалов; цели создания │ │
│
Региональная политика и ├────>
│ │ филиальная сеть │ │ │ │ качество и характер контроля над │ │
└─────────────────────────┘
│
│ │ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────┐ │ │ │ Макроэкономические тенденции; │ │
│ Оперативная среда ├────>│ структура банковской системы и │
│ │ деятельности банка │ │ │ │ уровень конкуренции; государственное│ │
└─────────────────────────┘
│ │ │ │ деятельности банка │ │
└─ - - - - - - - - - - - - - ─┘ └─ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ─┘
Рисунок 2
Информационная база
Для того чтобы дать обоснованную оценку объекту, необходимо располагать достаточной, реальной и своевременной информацией. Информация в системе оценки качества кредита предстает как связующее звено между субъектом и объектом оценки, являясь базой проводимого анализа. Основными требованиями, предъявляемыми в настоящее время к анализируемой информации, являются: достоверность, полнота, непрерывность, сопоставимость. Важным условием хорошего и качественного анализа остается наличие сопоставимой информации на максимально возможном временном интервале. В этом случае значительно облегчается выявление наиболее устойчивых тенденций и закономерностей в деятельности кредитного учреждения и нивелируется влияние случайных, нехарактерных для данного банка факторов.
Информационная база анализа, ее состав и объем определяются конкретными целями и задачами, содержанием анализа, периодичностью проведения и рядом других объективных факторов.
Информационной базой оценки качества МБК являются источники, представленные в табл. 1, где они сгруппированы в зависимости от вида информации. Данная группировка позволяет подтвердить вышеизложенные выводы, в частности:
1) единственным источником
информации служит внешняя
2) основу информационной базы оценки составляет финансовая отчетность контрагента, которая поступает на электронную почту банка; прочая (5, 6, 8), но не менее важная информация в силу ее субъективности не учитывается в полной мере;
3) в основе информационного обеспечения лежит регулярно поступающая информация, которая позволяет проводить ежемесячный мониторинг контрагентов.
Таблица 1
Классификация информационного обеспечения анализа,
предложенная Е.Б. Герасимовой
N |
Источники |
Признак классификации | |||||||||||||||||
Источник |
Степень важности |
Содержание |
Канал прохождения |
Способ получения, передачи |
Периодичность | ||||||||||||||
Внешняя |
Внутренняя |
Основная |
Вспомогательная |
Экономическая |
Правовая |
Социальная |
Научно- |
Входящая |
Исходящая |
На |
Через |
По |
Электронная |
Из |
Через |
Регулярная: |
Эпизодическая: | ||
1 |
Балансы банков- |
******* |
******** |
************* |
******** |
*********** |
************** |
||||||||||||
2 |
Отчеты о |
******* |
******** |
************* |
******** |
*********** |
************** |
||||||||||||
3 |
Ряд приложений |
******* |
******** |
************* |
******** |
*********** |
************** |
||||||||||||
4 |
Официальная |
******* |
******** |
************* |
******** |
******** |
******** |
******** |
************** |
||||||||||
5 |
Аудиторские |
******* |
*************** |
************* |
******** |
******** |
************** |
||||||||||||
6 |
Информация, |
******* |
*************** |
************* |
********** |
******** |
******** |
************** | |||||||||||
7 |
Данные |
******* |
******** |
************* |
******** |
*** |
******** |
************** |
|||||||||||
8 |
Публикации в |
******* |
*************** |
************* |
******** |
********** |
******** |
*** |
******** |
************** | |||||||||
Источник: Герасимова Е.Б., Сизикин А.Ю. Экономический анализ менеджмента качества кредитной организации. Тамбов: ТГТУ, 2005. С. 77
Таким образом, информационная база является своеобразной основой в механизме оценки качества МБК, поскольку от достоверности и достаточности имеющейся внешней информации о контрагенте во многом зависит эффективность результатов анализа. А в совокупности с объектом и субъектом оценки информационное обеспечение составляет базис механизма оценки.
Теперь рассмотрим элементы, с помощью которых осуществляется процесс анализа.
Методы и методики оценки
В первую очередь инструментом проведения любого анализа служат методы, совокупность которых формирует соответствующую методику оценки. Среди методов анализа можно выделить три основные группы, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Методы анализа
Традиционные |
Статистические |
Математические |
Группировки |
Компонентный |
Математическое |
Сравнительный |
Индексный |
Имитационное |
Коэффициентный |
Регрессионный |
Линейные модели |
Элиминирование |
Корреляционный |
Факторный анализ |
Балансовый |
Выборочный |
Вероятностных событий |
Для проведения экономического анализа банка широко используются все вышеперечисленные методы, однако при оценке качества МБК в их число можно включить использование абсолютных и относительных величин, методы сравнения, группировки, коэффициентный и балансовый методы.
Проблема математического моделирования банковской деятельности привлекает внимание многих исследователей на протяжении длительного периода времени. Выделяют обычно три (два основных и третий дополнительный) подхода к моделированию банковской деятельности. При первом подходе банк рассматривается как элемент статистической выборки, в которую входит множество однотипных коммерческих банков, функционирующих в рыночной среде и подвергающихся воздействию со стороны регулятора. Эти модели обычно используют с целью выявления возможности снизить удельные издержки банка при изменении его "размера", который определяется внешними рыночными условиями, стремлением к ограничению уровня рисков и снижением ресурсных издержек (модель поведения банков в условиях совершенной конкуренции).
Примечание. Применение математических методов анализа и математического моделирования могло бы существенно повысить эффективность проводимого анализа путем сокращения временных затрат, более точного отбора факторов, влияющих на результаты оценки, а также создания и решения новых многомерных задач анализа.
При втором подходе банк рассматривается как отдельная организация, которая самостоятельно определяет и реализовывает цели своего развития. В этом случае строится микроэкономическая оптимизационная модель на основе методов математического программирования.
Методическая составляющая является наиболее сложным и емким по содержанию элементом оценки качества МБК. В настоящее время как в зарубежной, так и российской практике существует богатое разнообразие методик оценки. Вместе с тем они не дают полноценной картины качества МБК, поскольку:
1) в основном они дают ответ на вопрос о финансовом состоянии контрагента, то есть вероятности его дефолта, и не учитывают иные, не менее важные, на наш взгляд, показатели, о которых мы говорили ранее. Кроме того, нельзя отрицать влияние на качество кредита таких факторов, как качество обслуживания долга, обеспеченность, тип и срок операции, процентная ставка и др.;
2) как мы говорили
ранее, все методики базируются
в основном на анализе
3) недостаточно экспертных оценок при вынесении суждения. Как правило, применяемые методики (табл. 3) основаны на использовании определенного набора показателей и удельного веса этих показателей в общем агрегированном показателе качества, по результатам расчета которых выносится однозначное мнение о кредитном риске. В то же время такой подход не позволяет учесть все индивидуальные особенности как конкретного банка-заемщика, так и общей экономической ситуации на текущий момент времени. Таким образом, в большинстве случаев результатом анализа служит итоговый балл (интегральный показатель), на основе которого заемщику присваивается кредитный рейтинг.
Таблица 3
Наиболее распространенные методики оценки контрагента
Название |
Область применения |
Основа |
Суть методики |
Группы |
Форма |
Преимущества |
Недостатки |
Методика |
Для определения |
Оценочные |
Анализ 56 |
Финансовые |
Смешанная |
1. Учет |
1. Громоздкость, |
Нефинансовые | |||||||
Методика |
Для установления |
Нет информации |
Анализ |
Оценка положения |
Балльная |
1. Учет динамики |
1. Сложность в |
Анализ баланса | |||||||
Оценка | |||||||
Методика |
Определение |
Нет информации |
Оценка |
Финансовое |
Балльная |
В методике уделено |
Формулы расчета |
Дополнительные | |||||||
Отношение банка- | |||||||
Дополнительные | |||||||
Методика |
Для рейтингования |
Нет информации |
В основе |
Генеральный |
Балльная |
Позволяет |
1. Значительное |
Коэффициент | |||||||
Кросс- | |||||||
Генеральный | |||||||
Коэффициент | |||||||
Коэффициент | |||||||
CAMEL |
Для оценки |
Разработки |
Анализ |
Capital |
Балльная |
1. |
1. Сильная |
Asset quality - | |||||||
Management - | |||||||
Earnings - | |||||||
Liquidity - | |||||||
PATROL |
Дистанционная |
Разработка |
Анализ |
Адекватность |
Балльная |
Оценка ликвидности |
1. Те же |
Прибыльность | |||||||
Качество | |||||||
Организация | |||||||
Ликвидность | |||||||
ORAP |
Дистанционная |
Разработка |
Анализ 14 |
Пруденциальные |
Смешанная |
1. Использование |
1. Рассчитана |
Балансовая и | |||||||
Рыночный риск | |||||||
Доходы | |||||||
Качественные | |||||||
RATE (Risk |
Развернутая |
Разработка |
Анализ девяти |
Капитализация |
Балльная |
1. Позволяет |
1. Недостаток |
Качество активов | |||||||
Рыночный риск | |||||||
Рентабельность | |||||||
Ликвидность | |||||||
Факторы делового | |||||||
Информация о работе Механизм оценки качества межбанковских кредитов