Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать опыт государственного регулирования цен и доходов, необходимость, эффективность данного процесса в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Рассмотрение основных теоретических аспектов государственного регулирования цен и доходов
Конкретизация механизмов воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов
Анализ текущего состояния и выявление перспектив развития государственного регулирования цен и доходов

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов 6
1.1. Причины государственного регулирования экономики 6
1.2. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов….. 9
1.3. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов 12
Глава 2. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов 16
2.1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов….. 16
2.2. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России….. 17
Глава 3. Анализ текущего состояния и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов 24
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами 24
3.1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов 25
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономики.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Введение 3

Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов 6

1.1. Причины государственного регулирования экономики 6

1.2. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов….. 9

1.3. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов 12

Глава 2.  Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов 16

2.1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов….. 16

2.2. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России….. 17

Глава 3. Анализ текущего состояния и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов 24

3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами 24

3.1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов 25

3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне 26

Заключение 28

Список использованной литературы 29

                                                                                                                                

Введение

 

Огромная роль государства  и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и  политики, от разработки экономической  политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому  возникновение и существование  государства является общественно  прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства  складывается сфера его экономической  деятельности. Более того, экономическая  политика государства становится составным  звеном и необходимым элементом  рыночной системы.

Рыночная система - это  прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями  и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают  исключительное значение, так как  рыночный механизм не в состоянии  разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических  процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических  проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией  и т.д. Появляется строгая необходимость  вмешательства государственной  структуры в механизм принятия регулируемых решений.

В теории и практике необходимость  государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений государственное регулирование цен и доходов является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма экономики.

Цель работы - проанализировать опыт государственного регулирования цен и доходов, необходимость, эффективность данного процесса в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач исследования:

    1. Рассмотрение основных теоретических аспектов государственного регулирования цен и доходов
    2. Конкретизация механизмов воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов
    3. Анализ текущего состояния и выявление перспектив развития государственного регулирования цен и доходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов

    1. Причины государственного регулирования экономики

 

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики  позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования  экономики.

1. Наличие в каждой  стране общественных и смешанных  благ, которые не всегда можно  довести до населения через  рынок в полном объеме, особенно  те, которые не конкурентные и  не исключаемые. Это личная  и национальная безопасность, транспортные  услуги, услуги образования, здравоохранения,  культуры и т.п. Такие блага  должны обеспечиваться государственными  органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных  дорог, системой государственного  образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и  т.д.

2. Усиление общественного  характера производства товарных  благ. В результате экономика  становится очень ранимой перед  лицом циклического экономического  развития, особенно в периоды  кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты – население, фирмы, банки – являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами[1, с. 22].

Например, знаем, что население  во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к  еще худшим временам. Это уменьшает  совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом  ведут себя фирмы, сводя на нет  инвестиционные расходы во время  кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в  фазу кризиса. Можно видеть, что все  эти субъекты ведут себя рационально  с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально  на макроуровне, является государство.

3. Возникновение отрицательных  внешних эффектов рынка, именуемых  экстерналиями. Внешние эффекты  (экстерналии) характеризуются возникновением  в результате рыночных отношений  между одними лицами ущерба  или дополнительных издержек  у других лиц, не являющихся  субъектами данных отношений[1, с. 24].

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика  существует во внешней среде –  социальной и природной, через которые  и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические  экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая  оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми  ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем  самым обеспечивается необходимая  для развития экономики социальная нестабильность в обществе [1, с. 28].

Экологические экстерналии  обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать  издержки производства, в том числе  природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и  возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает  необходимость государственной  природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ  в природную среду.

4. Важным фактором государственного  регулирования экономики является  научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений  НТП требует огромных капиталов,  которые в состоянии мобилизовать  лишь государство, тем более  что отдача от внедрения этих  достижений не всегда происходит  быстро. НТП требует все более  квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших  масштабах опять же может лишь  государство, развивая систему  общего и профессионального образования.  НТП также предъявляет повышенные  требования к здоровью людей,  что вынуждено брать на себя  государство.

5. Государству необходимо  вмешиваться в экономику и  в связи с тенденцией к монополизации  ее важнейших сфер, которая нарушает  совершенство рынка.

Рынок становится все более  несовершенным и государство  через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Государственное регулирование  развивается под воздействием  ожесточенной международной конкуренции.  Даже крупным компаниям не  всегда просто выжить в условиях  этой конкуренции без поддержки  государства.

В целом государственное  регулирование оказывается необходимым  для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического  развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

    1. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов

 

Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении[1, с. 26]. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны – практическую и научную. Практический опыт – это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект – систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления [6, с. 16].

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня  цен и устойчивость национальной  валюты;

- внешнеэкономическое равновесие[6, с. 18].

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая  цель – удовлетворение требований полной занятости. Суть ее – достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования  всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием  новых рабочих мест и другими  методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято  называть политикой обеспечения  занятости.

 

Стабильность уровня цен  и национальной валюты – условие  стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим  ориентиром в действиях государства[7, с. 25].

Решения трех перечисленных  целевых задач означают достижение в рамках национального хозяйства  относительного макроэкономического  равновесия, и создают более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере  международной торговли, межгосударственного движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или  иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и  внешнего порядка. Применительно к  условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно  отличаться от очередности, характерной  для западных стран. Да и в самом  составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной  зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что  его «сверхзадача» связана с  финансовой стабилизацией, с сокращением  темпов инфляции. Следующая важная проблема – создание стимулов для  экономического оживления, прежде всего  оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают).

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном  отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимной противоречивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы  целей. Например, достижение полной занятости  сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и  сохранение окружающей среды находятся  в очевидном противоречии. Как  показывает опыт развитых стран, самый  разумный вариант – использование  метода постоянного и мягкого  волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения  задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Информация о работе Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов