Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель работы - проанализировать опыт государственного регулирования цен и доходов, необходимость, эффективность данного процесса в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Рассмотрение основных теоретических аспектов государственного регулирования цен и доходов
Конкретизация механизмов воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов
Анализ текущего состояния и выявление перспектив развития государственного регулирования цен и доходов
Введение 3
Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов 6
1.1. Причины государственного регулирования экономики 6
1.2. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов….. 9
1.3. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов 12
Глава 2. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов 16
2.1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов….. 16
2.2. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России….. 17
Глава 3. Анализ текущего состояния и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов 24
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами 24
3.1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов 25
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение 3
Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов 6
1.1. Причины государственного регулирования экономики 6
1.2. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов….. 9
1.3. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов 12
Глава 2. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов 16
2.1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов….. 16
2.2. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России….. 17
Глава 3. Анализ текущего состояния и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов 24
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами 24
3.1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов 25
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Огромная роль государства
и способность его регулировать
некоторые экономические
Рыночная система - это
прежде всего гибкость и динамизм
в принятии решений производителями
и потребителями. И все же регулирующие
функции государства здесь
В теории и практике необходимость
государственного регулирования экономики
сейчас мало кем оспаривается. Современное
управление экономикой основано на концепции
активного участия в нем
Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений государственное регулирование цен и доходов является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма экономики.
Цель работы - проанализировать опыт государственного регулирования цен и доходов, необходимость, эффективность данного процесса в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.
1. Наличие в каждой
стране общественных и
2. Усиление общественного
характера производства
Например, знаем, что население
во время кризиса стремится больше
сберегать, а не тратить, готовясь к
еще худшим временам. Это уменьшает
совокупный спрос и еще больше
усугубляет экономическую ситуацию
в стране. Аналогичным образом
ведут себя фирмы, сводя на нет
инвестиционные расходы во время
кризиса. Подобному поведению
3. Возникновение отрицательных
внешних эффектов рынка,
Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.
К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе [1, с. 28].
Экологические экстерналии
обусловлены тем, что рыночный механизм
вынуждает предприятия снижать
издержки производства, в том числе
природоохранные издержки. В результате
производство товарной продукции сопровождается
загрязнением природной среды и
возникновением соответствующего экологического
ущерба, который накладывается на
все общество. Здесь также возникает
необходимость государственной
природоохранной политики, заставляющей
предприятия соблюдать
4. Важным фактором
5. Государству необходимо
вмешиваться в экономику и
в связи с тенденцией к
Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.
6. Государственное регулирование
развивается под воздействием
ожесточенной международной
В целом государственное
регулирование оказывается
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении[1, с. 26]. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны – практическую и научную. Практический опыт – это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект – систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления [6, с. 16].
Исходя из сущности, определяются
цели государственного регулирования.
Экономическая наука
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня
цен и устойчивость
- внешнеэкономическое
В системе экономических
целей обеспечение
С обеспечением экономического
роста сопряжена другая важнейшая
цель – удовлетворение требований
полной занятости. Суть ее – достижение
максимально возможного и в долгосрочном
плане стабильного
Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства[7, с. 25].
Решения трех перечисленных целевых задач означают достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия, и создают более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межгосударственного движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость и
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его «сверхзадача» связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема – создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают).
Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимной противоречивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант – использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.