Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель работы - проанализировать опыт государственного регулирования цен и доходов, необходимость, эффективность данного процесса в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Рассмотрение основных теоретических аспектов государственного регулирования цен и доходов
Конкретизация механизмов воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов
Анализ текущего состояния и выявление перспектив развития государственного регулирования цен и доходов
Введение 3
Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов 6
1.1. Причины государственного регулирования экономики 6
1.2. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов….. 9
1.3. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов 12
Глава 2. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов 16
2.1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов….. 16
2.2. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России….. 17
Глава 3. Анализ текущего состояния и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов 24
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами 24
3.1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов 25
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Исходя из целей, государственное
регулирование выполняет важные
функции в рыночной экономике. Рыночная
экономика, основанная на частной собственности,
не может функционировать без
необходимой законодательной
Рыночный механизм сам
по себе в «чистом виде» не позволяет
своевременно выявлять преимущества стран
в конкурентной борьбе, быстро концентрировать
ресурсы для приоритетного
Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов – итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.
Генеральной целью государственного
регулирования является экономическая
и социальная стабильность, укрепление
и совершенствование
Наряду с генеральной целью существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.
Все эти цели в совокупности с генеральной целью образуют дерево целей.
В структуре органов
Будучи центральным органом федеральной исполнительной власти, министерство осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия [12, с. 120]:
- разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен;
- совершенствование механизма
ценообразования с целью
- систематический анализ
процессов ценообразования в
отраслях народного хозяйства
и подготовка на этой основе
предложений по
- совершенствование порядка
установления и применения
- регулирование цен на
продукцию предприятий
- осуществление контроля
за соблюдением
На уровне субъектов Российской
Федерации вопросами
Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию:
- осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ;
- обеспечивают реализацию
на местном рынке политики
и законодательства по
- устанавливают на своей
территории за счет средств
местного бюджета фиксирование
и регулирование цен на
- осуществляют контроль за ценами.
Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
В настоящее время разграничена
компетенция в регулировании
цен между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Федерации. Так, на
федеральном уровне сохраняется
регулирование цен и тарифов
в электроэнергетике, газораспределительной
сети, на железнодорожном транспорте,
на основные услуги связи, учитывая естественную
монополию этих отраслей, а также
на продукцию, закупаемую исключительно
или преимущественно
На продукцию, товары и
услуги локальных, то есть местных, естественных
монополий государственное
Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.
К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне – Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне – орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.
В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством.
Здесь, прежде всего, имеется
в виду промышленное и банковское
законодательство, при помощи которого
государство пытается поддерживать
определенную структуру – степень
монополизации рынка; тарифно-таможенные
механизмы, очерчивающие границы национальных
систем государственного регулирования;
трудовое законодательство, регламентирующее
условия и правила купли-
Материальной базой и
важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и
Государственная собственность
используется для регулирования
социальных процессов. Инструментами
государственного регулирования выступают
финансовая, денежно-кредитная, промышленная,
структурная и научно-
Социальная политика и
внешнеэкономическое
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.
Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.
В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.
Государственное регулирование
современной экономики
Косвенно участвовать
в государственном
С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.
Вместе с тем, опыт промышленно
развитых стран, осуществивших глубокие
рыночные преобразования, свидетельствует,
что не контролируемый государством
рынок способствует ухудшению финансово-
Для того чтобы реформы
в России оказались результативными
и ее экономика вышла из затяжного
кризиса, необходимо в стратегии
рыночных преобразований больше внимания
уделять методам
Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.