Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать опыт государственного регулирования цен и доходов, необходимость, эффективность данного процесса в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Рассмотрение основных теоретических аспектов государственного регулирования цен и доходов
Конкретизация механизмов воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов
Анализ текущего состояния и выявление перспектив развития государственного регулирования цен и доходов

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов 6
1.1. Причины государственного регулирования экономики 6
1.2. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов….. 9
1.3. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов 12
Глава 2. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов 16
2.1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов….. 16
2.2. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России….. 17
Глава 3. Анализ текущего состояния и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов 24
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами 24
3.1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов 25
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономики.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

Исходя из целей, государственное  регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без  необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы  соблюдение заключенных частных  контрактов и защита граждан от произвола  бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется  через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической  деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать  такой экономический «фон», который  обеспечил бы благоприятные условия  для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам  по себе в «чистом виде» не позволяет  своевременно выявлять преимущества стран  в конкурентной борьбе, быстро концентрировать  ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования – активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие  государства на распределение доходов  в обществе. Как известно, рынок  признает лишь один критерий распределения  доходов – итог участия в конкуренции  на рынке товаров и услуг, капиталов  и рабочей силы. Поэтому справедливыми  считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо  в общечеловеческом плане. Требуются  и меры социальной защиты населения.

Генеральной целью государственного регулирования является экономическая  и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего  строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям[10, с. 239].

Наряду с генеральной  целью существует большое количество более конкретных целей, подчиненных  генеральной, служащих ей, без осуществления  которых генеральная цель не может  быть достигнута.

Все эти цели в совокупности с генеральной целью образуют дерево целей.

    1. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов

 

В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие  и реализующие политику цен. На федеральном  уровне – это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности  Министерство экономики РФ.

Будучи центральным органом  федеральной исполнительной власти, министерство осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия [12, с. 120]:

- разработка предложений  по проведению единой в стране  государственной политики цен; 

- совершенствование механизма  ценообразования с целью повышения  действенности цен в развитии  рыночных отношений, структурной  перестройке в народном хозяйстве,  решении социальных проблем;

- систематический анализ  процессов ценообразования в  отраслях народного хозяйства  и подготовка на этой основе  предложений по совершенствованию  государственной политики цен; 

- совершенствование порядка  установления и применения регулируемых  рыночных цен, разработка прогнозов  динамики цен в народном хозяйстве  и в отдельных отраслях;

- регулирование цен на  продукцию предприятий монополистов;

- осуществление контроля  за соблюдением законодательства  по ценообразованию и государственной  дисциплины цен хозяйствующих  субъектов.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования  занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов  Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов  Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой  политики – управления или комитеты по ценовой политике.

Органы ценообразования  субъектов Федерации (республик  в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию:

- осуществляют регулирование  цен на местных рынках РФ;

- обеспечивают реализацию  на местном рынке политики  и законодательства по ценообразованию; 

- устанавливают на своей  территории за счет средств  местного бюджета фиксирование  и регулирование цен на отдельные  социально значимые товары, изготовляемые  и реализуемые на местном рынке; 

- осуществляют контроль  за ценами.

Правительство Российской Федерации  принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов  исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни  продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и  пересматривает их по мере необходимости.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании  цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется  регулирование цен и тарифов  в электроэнергетике, газораспределительной  сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также  на продукцию, закупаемую исключительно  или преимущественно государством.

На продукцию, товары и  услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование  цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими  организациями (тарифы регулируются региональными  энергетическими комиссиями), газ  природный и сжиженный, реализуемый  населению, перевозки пассажиров и  багажа всеми видами общественного  транспорта в городском и пригородном  сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение  и канализация), услуги почтовой и  электрической связи по утвержденному  перечню, торговые надбавки на лекарственные  средства и изделия медицинского назначения.

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую  подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен  относятся: на федеральном уровне –  Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне – орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий  и государственной налоговой  службы, государственные торговые инспекции  и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка  применения цен и тарифов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

    1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов

 

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные  и правовые документы, издаваемые государством.

Здесь, прежде всего, имеется  в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру – степень  монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи  рабочей силы; наконец, различные  государственные стандарты, регулирование  условий эксплуатации окружающей среды[3, с. 98].

Материальной базой и  важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических  целей государственного регулирования. К числу структурных целей  относятся освоение капиталоемких  и рисковых направлений НТП, решение  ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых  и перевод уже существующих предприятий  в депрессивные районы).

Государственная собственность  используется для регулирования  социальных процессов. Инструментами  государственного регулирования выступают  финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая  политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и  внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным  инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого  распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

    1. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России

 

Декларирование повышения  свободных цен. Существовавшая в  России система государственного регулирования  цен на продукцию предприятий  монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива  рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов  производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых  поступлений.

Применение административного  регулирования цен и тарифов  возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых  создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая  в конечном счете определяет общий  уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

Государственное регулирование  современной экономики осуществляется с помощью системы типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать  в государственном регулировании  могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку  роль государственного регулирования  была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.

Вместе с тем, опыт промышленно  развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической  и социальной ситуации, что и произошло  в России. Тем более неправомерно было использование подобного подхода  в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные  и капиталоемкие добывающие и  перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и  промышленности находились в собственности  государства.

Для того чтобы реформы  в России оказались результативными  и ее экономика вышла из затяжного  кризиса, необходимо в стратегии  рыночных преобразований больше внимания уделять методам государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной  экономической политики. Ее осуществление  подразумевает «упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое  и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения. Государство уже не может оставаться сторонним наблюдателем»[12, с. 56].

Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно  разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

Информация о работе Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов