Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель работы - проанализировать опыт государственного регулирования цен и доходов, необходимость, эффективность данного процесса в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Рассмотрение основных теоретических аспектов государственного регулирования цен и доходов
Конкретизация механизмов воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов
Анализ текущего состояния и выявление перспектив развития государственного регулирования цен и доходов
Введение 3
Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов 6
1.1. Причины государственного регулирования экономики 6
1.2. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов….. 9
1.3. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов 12
Глава 2. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов 16
2.1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов….. 16
2.2. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России….. 17
Глава 3. Анализ текущего состояния и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов 24
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами 24
3.1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов 25
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29
К административным методам
регулирования относятся
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.
К прямому экономическому
регулированию относятся
Увязывая интересы различных
уровней и субъектов
На стыке административных
и прямых экономических методов
регулирования находятся такие
адекватные современной смешанной
экономике формы
К «косвенным формам» экономического
регулирования относится
Опыт развитых стран свидетельствует,
что далеко не все функции, необходимые
для нормального протекания воспроизводственного
процесса и обеспечения полноценной
жизни общества, реализуются посредством
рыночных отношений, так как механизм
свободного (неуправляемого) рынка
оказывается зачастую недостаточным
для обеспечения
Особенность общественных благ
такова, что государство должно контролировать
и регулировать процессы производства,
распределения и обмена соответствующих
товаров. Таким образом, рыночный механизм
в значительной степени следует
дополнять системой государственного
вмешательства. Применение различных
форм государственного регулирования
не означает замены рыночных отношений
административными, поскольку в
национальной экономике действует
специфический хозяйствующий
Регулирующую деятельность государства в России, можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики.
Ко второй форме участия
государства в управлении общественным
производством можно отнести
формирование решений, непосредственно
затрагивающих структуру
И, наконец, третья форма
влияния государства на хозяйственную
деятельность – это выработка
системы регуляторов для
Разумеется, соотношение
между обозначенными тремя
Таким образом, в целях
создания эффективной системы
Причем, важно подчеркнуть,
что государственное
В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Эта проблема решалась путем увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
Система ценообразования, создаваемая
в России в ходе реформы, должна быть,
как и в современной рыночной
экономике, с одной стороны единой
и реализовывать ведущую роль
принципов конкуренции и
За последние годы государственное
регулирование цен
- выплата дотаций отдельным
производителям органами
- установление для
- установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
- установление твердых фиксированных цен.
- установление для предприятий-
- ограничение уровня
- установление
- установление предельного
уровня торговых надбавок к
отпускным ценам производителя
для оптовой и розничной
- установление коэффициентов
повышения цен с целью
- рекомендации по применению
единой номенклатуры издержек
производства и обращения, а
также единого порядка
Нарушение порядка применения
цен и тарифов – это
Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций [12, с. 79]:
- они беспрепятственно
проверяют действующие на
- принимают решения о
финансовых санкциях и
- в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;
- привлекают к административной
ответственности в виде
Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.
Проверяемые предприятия
обязаны представить всю
В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.
В сравнение со странами Западной Европы Россия выглядит отсталой, но ряд улучшений по регулированию заработной платы и цен несомненно значительный.
РФ постепенно, но уверенно «встает на ноги» и сейчас данной проблеме уделяется много внимания и решение ее в ближайшем будущем прогнозируется.
Решение этой проблемы повысит уровень страны и на внешнем рынке.
В работе представлены ряд законов, постановлений, указов и числовых рядов, указывающих на тенденцию развития и улучшения социальной жизни общества.