Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать опыт государственного регулирования цен и доходов, необходимость, эффективность данного процесса в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
Рассмотрение основных теоретических аспектов государственного регулирования цен и доходов
Конкретизация механизмов воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов
Анализ текущего состояния и выявление перспектив развития государственного регулирования цен и доходов

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные аспекты государственного регулирования цен и доходов 6
1.1. Причины государственного регулирования экономики 6
1.2. Цели и функции государственного регулирования цен и доходов….. 9
1.3. Органы государственной власти в области регулирования цен и доходов 12
Глава 2. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов 16
2.1. Инструментарий государственного регулирования цен и доходов….. 16
2.2. Методы, с помощью которых осуществляется государственное управление ценами и доходами в России….. 17
Глава 3. Анализ текущего состояния и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов 24
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами 24
3.1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов 25
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономики.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

К административным методам  регулирования относятся разнообразные  меры контроля за доходами, ценами, учетным  процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и  реализующих их стимулах, а опираются  на «силу» приказа.

Государственное правовое регулирование  осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему  устанавливаемых им норм и правил.

К прямому экономическому регулированию относятся многообразные  формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей –  это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных  бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся  льготные кредиты.

Увязывая интересы различных  уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования  способствуют выравниванию их финансового  положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными  в рыночные отношения, они, в известной  мере, формируют структуру цен  и издержек, реальную конкурентоспособность  отдельных секторов хозяйства, а  значит и функцию рынка.

На стыке административных и прямых экономических методов  регулирования находятся такие  адекватные современной смешанной  экономике формы государственного регулирования как программно-целевой  подход, проектное финансирование и  кредитование. Реализация общих и  специальных целевых программ и  проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением  административно-организационных мер, подкрепляется соответствующими финансовыми  ресурсами.

К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области  кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого  имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические  интересы и стимулы, влияет на экономическое  поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные  формы экономического регулирования  воздействуют на производство и потребление  опосредованно, автоматически, носят  безадресный характер.

Опыт развитых стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые  для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной  жизни общества, реализуются посредством  рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка  оказывается зачастую недостаточным  для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление  рынка порождает функции и  соответствующие им институты, требующие  централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система  и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, связанных, например, с космосом, требующие централизованного  вмешательства (контроля) в процесс  их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято  выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых  полностью или частично финансируется  или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств.

 

Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих  товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует  дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных  форм государственного регулирования  не означает замены рыночных отношений  административными, поскольку в  национальной экономике действует  специфический хозяйствующий субъект  – государство. Его аппарат призван  решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в  его распоряжении.

Регулирующую деятельность государства в России, можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение –  определение основных ориентиров, относящихся  к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться  при реализации плана. Созданный  в итоге документ просто информирует  общественность и деловые круги  о предполагаемой общей картине  состояния экономики.

Ко второй форме участия  государства в управлении общественным производством можно отнести  формирование решений, непосредственно  затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение  централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных  отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных  инвестиций путем вложения государственных  средств в развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило, обязательный характер, оформляться в виде законодательных актов, постановлений и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции должны преобладать в условиях государственной организации экономической жизни (в той или иной мере они существуют также в странах с рыночной экономикой).

И, наконец, третья форма  влияния государства на хозяйственную  деятельность – это выработка  системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные  льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике  принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Разумеется, соотношение  между обозначенными тремя формами  участия государства в управлении экономикой может варьировать в  зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов  всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.

Таким образом, в целях  создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики  в условиях современного периода, необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Большой интерес может представлять южнокорейский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций, американский опыт создания антитрестовского законодательства, многообразный опыт по заключению контрактов между государством и частными фирмами, германский опыт взаимодействия всех звеньев и уровней государственного бюджета и пр.[15]

 

Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование  должно осуществляться на разных иерархических  уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных  регионах система и методы регулирования  и роль отдельных регуляторов  могут существенно изменяться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ текущего состояния  и перспективы развития государственного регулирования цен и доходов

    1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами

 

В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Эта проблема решалась путем увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся  экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они  не заинтересовывают производителей в  изготовлении необходимой продукции  в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Система ценообразования, создаваемая  в России в ходе реформы, должна быть, как и в современной рыночной экономике, с одной стороны единой и реализовывать ведущую роль принципов конкуренции и свободы  рыночных колебаний цен, а с другой – иметь регулируемый, разно режимный характер. Для решения главной  задачи – предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления, необходимо государственное установление и  регулирование цен не только на продукцию  естественных монополий, но и на продукцию  других монополий, сохраняющихся в  значительном количестве.

За последние годы государственное  регулирование цен осуществлялось в следующих формах [6, с. 24]:

- выплата дотаций отдельным  производителям органами исполнительной  власти различных уровней, позволяющих  поддерживать цены на уровне  более низком, чем «диктует рынок».

- установление для производителей, оптовых и розничных организаций  предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

- установление твердых  оптовых и розничных торговых  наценок и накидок к отпускным  ценам изготовителя.

- установление твердых  фиксированных цен.

- установление для предприятий-монополистов  предельных цен.

- ограничение уровня рентабельности  предприятий монополистов.

- установление сельскохозяйственным  предприятиям и поставщикам льгот  по налогам и другим платежам  в бюджет в случае продажи  продукции ниже уровня предельных  цен.

- установление предельного  уровня торговых надбавок к  отпускным ценам производителя  для оптовой и розничной торговли.

- установление коэффициентов  повышения цен с целью сдерживания  их роста.

- рекомендации по применению  единой номенклатуры издержек  производства и обращения, а  также единого порядка формирования  финансовых результатов, имеющих  юридическую силу.

      1. Нарушения, возникающие в ходе государственного регулирования цен и доходов

 

Нарушение порядка применения цен и тарифов – это несоблюдение субъектом предпринимательской  деятельности установленных цен  или условий, их ограничивающих, непредставление  в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.

Органам контроля цен предоставлены  достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций [12, с. 79]:

- они беспрепятственно  проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все  субъекты предпринимательской деятельности  в отношении соблюдения ими  порядка применения цен и тарифов; 

- принимают решения о  финансовых санкциях и взыскании  сумм штрафа в установленном  размере; 

 

- в ходе проверки или  после нее дают предписания,  обязательные для исполнения, об  устранении нарушений порядка  применения цен и тарифов; 

- привлекают к административной  ответственности в виде предупреждения  или штрафа руководителей предприятий,  виновных в нарушении порядка  применения цен и тарифов.

Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской  деятельности, находящиеся в муниципальной  собственности.

Проверяемые предприятия  обязаны представить всю необходимую  информацию органам контроля. При  выявлении нарушений порядка  применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как  разница между фактически примененной  ценой и ценой, сформированной в  соответствии с действующим законодательством  и нормативными актами, в пересчете  на объем реализованной продукции. Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями  или в случае невозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму  разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными  в соответствии с действующим  законодательством, в перерасчете  на объем реализованной продукции.

      1. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне

 

 

В условиях рыночной экономики  каждый производственный ресурс имеет  свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор  таких производственных ресурсов, при  которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.

В сравнение со странами Западной Европы Россия выглядит отсталой, но ряд улучшений по регулированию  заработной платы и цен несомненно значительный.

РФ постепенно, но уверенно «встает на ноги» и сейчас данной проблеме уделяется много внимания и решение ее в ближайшем будущем  прогнозируется.

Решение этой проблемы повысит  уровень страны и на внешнем рынке.

В работе представлены ряд  законов, постановлений, указов и числовых рядов, указывающих на тенденцию  развития и улучшения социальной жизни общества.

Информация о работе Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов