Меры защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:24, реферат

Описание работы

Либерализация тарифной защиты в международной торговле вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты меры защиты внутреннего рынка. В рамках ВТО страна-член не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее «связан» на уровне, определенном при присоединении этой страны к ВТО (выше зафиксированного уровня за некоторыми исключениями страна-член ВТО не имеют право повышать ставки таможенных пошлин).

Файлы: 1 файл

material 6 (1).doc

— 332.18 Кб (Скачать файл)


Меры защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры)

Либерализация тарифной защиты в международной  торговле вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты меры защиты внутреннего рынка. В рамках ВТО  страна-член не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее «связан» на уровне, определенном при присоединении этой страны к ВТО (выше зафиксированного уровня за некоторыми исключениями страна-член ВТО не имеют право повышать ставки таможенных пошлин). В этих условиях единственным эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В течение всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка, страны-члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В последние годы аналогичная практика появилась и у России.

1. Что такое меры защиты внутреннего рынка?

Основной целью мер защиты внутреннего рынка является противодействие несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров (антидемпинговые и компенсационные меры) или резко возросшему импорту (специальные защитные меры), но только при соблюдении установленных законодательством требований.

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:

1. Подача заявления от имени национальных производителей товара.

2. Проведение соответствующего расследования. На всех этапах расследования (в зависимости от расследования и с различной степенью детализации) необходимо иметь:

  • доказательство наличия демпинга/специфической субсидии/резко возросшего импорта;
  • доказательство материального ущерба (или его угрозы), замедления создания отрасли национальной экономики/серьезного ущерба (или его угрозы);
  • доказательство причинно-следственной связи между демпингом/специфической субсидией/возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).

3. Установление мер (в случае наличия вышеперечисленных доказательств).


Специальные защитные, антидемпинговые  и компенсационные меры применяются  в виде соответствующих пошлин, применяемых  сверх ставок таможенных пошлин (в рамках всех трех видов мер), или количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).

1.1. Антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры направлены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам (т.е. по цене, ниже нормальной стоимости1).

Важно отметить, что сам по себе «демпинг» не является запрещенной  практикой и его применение в  качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб (угрозу) национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

Зачастую целью демпинговой политики иностранных поставщиков является захват как можно большей доли рынка иностранного государства и закрепления на нем (иногда в качестве монополиста). В некоторых случаях иностранные компании готовы продавать свой товар на экспорт в течение определенного периода даже по убыточным ценам в надежде, что они смогут возместить свои потери после устранения конкуренции со стороны местных производителей, или компенсируя высокими ценами продаж этого товара на своем внутреннем рынке. Большие западные корпорации, обладающие существенными финансовыми ресурсами, могут позволить себе пойти на такие затраты для завоевания иностранного рынка. При этом местные компании зачастую просто не обладают необходимыми ресурсами для противостояния агрессивной ценовой политике иностранных производителей.

В соответствии с международными правилами  антидемпинговые меры могут быть применены в случае наличия доказательств  импорта какого-либо товара по демпинговым  ценам, и что, это причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики.

Антидемпинговая мера применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером на срок не более 5 лет, с возможность последующего продления по результатам соответствующего пересмотра.

Для целей применения антидемпинговых  и компенсационных расследований  большую роль играет наличие «рыночного статуса» или признание в стране, проводящей расследование, факта, что экономика страны, против товаров которой проводится расследование, является рыночной.

В рамках антидемпингового расследования  наличие рыночного статуса означает, что расчет себестоимости импортируемой продукции в стране его происхождения будет проводиться на основе данных, предоставленных непосредственно производителем или экспортером товара, против которого проводится расследование. При нерыночном сценарии орган, проводящий расследование, основывает свои расчеты на данных третьей рыночной страны, имеющей схожие общеэкономические показатели и показатели отрасли, производящей товар, против которого ведется расследование («суррогатный подход»). Возможно использование данных, предоставленных национальной компанией-заявителем, по чьей инициативе было начато расследование. И в том, и в другом случае данные по себестоимости фактически будут искажаться в пользу заявителя и в ущерб интересам производителей страны с нерыночной экономикой, чей товар стал предметом разбирательства.

В отношении советских и российских товаров основными торговыми  партнерами долгое время применялся именно нерыночный подход и только в 2002 году удалось добиться признания  рыночного характера российской экономики в США, ЕС. В настоящее время большинство наших торговых партнеров не ставят под сомнение рыночность российской экономики. Однако остается еще ряд стран, пытающихся получить за это какие-либо уступки. Позиция Минэкономразвития России, и работа, проводимая в рамках этого подхода, заключается в том, что признание рыночности российской экономики должно являться односторонним шагом, так как устраняет лишь дискриминационный фактор во взаимных отношениях, а не «предметом для размена».

1.2. Компенсационные меры

Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии

Субсидии в ВТО подразделяются на 3 основных категории:

  • запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые должны быть устранены страной-членом ВТО к моменту присоединения (для развивающихся и наименее развитых стран есть более льготный переходный период) являющиеся специфическими;
  • специфические («наказуемые») субсидии, предоставляемые одному или группе предприятий, отрасли или группе отраслей, определенному региону. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т.к. создают преференциальный режим для предприятия/отрасли/региона;
  • субсидии, носящие «горизонтальный» характер, т.е. доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т.к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка.

За исключением запрещенных  субсидий, прочие виды субсидирования, как и демпинг, не являются запрещенной  практикой. Но, учитывая степень их возможного «искажающего» воздействия  на конкуренцию, могут стать предметом компенсационного расследования.

В соответствии с международными правилами  компенсационные меры применяются  в случае импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке  или экспорте которого в иностранном  государстве использовались специфические субсидии, что причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики.

Эти меры также устанавливаются на срок не более 5 лет, с возможность последующего продления по результатам пересмотра.

При проведении компенсационных расследований  рыночный статус определяет весь ход  расследования. Поскольку при отсутствии рыночных механизмов ценообразования (например, когда все цены внутри страны и на экспорт устанавливаются государством) невозможно (а) выделить и рассчитать размер предоставляемой таким образом субсидии и (б) провести сопоставление стоимости субсидируемого товара с аналогичным товаром, чья цена установлена свободным рынком.

1.3. Специальные защитные меры

Специальные защитные меры стоят несколько особняком в ряду мер защиты внутреннего рынка, так как в отличие от антидемпинговых или компенсационных мер не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара.

В соответствии с международными нормами  специальные защитные меры применяются  в случае, когда импорт какого-либо товара резко увеличивается за последние годы и это причиняет серьезный ущерб (или создает угрозу серьезного ущерба) отечественным производителям этого товара. При этом увеличение импорта происходит из всех стран, осуществляющих поставки данного товара.

В случае введения специальной защитной меры отечественным производителям, неожиданно столкнувшимся со значительными объемами конкурирующих иностранных товаров, государством дается некоторое время для адаптации к работе в условиях иностранной конкуренции.

Специальные защитные меры могут вводиться сроком на 4 года (с максимальным продлением до 8 лет) и должны быть отменены, как только обстоятельства, лежащие в их основе, прекратят оказывать свое негативное влияние.

Более подробно процедура применения мер защиты внутреннего рынка  будет описана в части «Российское законодательство в области мер защиты внутреннего рынка» данного информационного материала.

2. Краткая история по правилам и практике в части мер защиты внутреннего рынка в мире

Применение в международной  практике мер защиты внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер) имеет достаточно долгую историю. Впервые законодательство, регулирующее применение антидемпинговых мер, появилось в Канаде в 1904 году. Вскоре после этого Австралия (1906) и США (1916) также начали применять антидемпинговые меры на основании собственного законодательства. В то время необходимость применения таких мер увязывалась с экспортным потенциалом Германии, который реализовывался зачастую в виде демпинга и антитрестовской компанией. К 40 годам прошлого века применение различного рода мер защиты внутреннего рынка стало оказывать серьезное влияние на мировую торговлю, из-за этого появилась реальная необходимость, во-первых, снизить уровень барьеров на пути импорта, во-вторых, выработать общие правила и принципы применения мер защиты внутреннего рынка. В результате в 1947 году было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в котором впервые, хотя и в достаточно обобщенной форме устанавливались правила применения мер защиты внутреннего рынка. Дальнейшие переговоры в рамках ГАТТ привели сначала к подписанию отдельных соглашений в данной области, которые не носили обязательный характер для стран-членов ВТО. В дальнейшем, после образования в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО) соглашения ВТО уже на более детализированном уровне с обязательным применением установили правила применения мер защиты внутреннего рынка и способы разрешения торговых споров.

Правовую базу применения мер защиты внутреннего рынка составляют следующие положения ВТО:

  • Антидемпинговые меры: статья VI ГАТТ-47, Соглашение о применении статьи VI ГАТТ-47
  • Компенсационные меры: статья VI, XVI ГАТТ-47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам
  • Специальные защитные меры: статья XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о защитных мерах.

Нормы, содержащиеся в этих соглашениях, как правило, инкорпорированы в  национальное законодательство стран-членов ВТО.

Эти нормы описывают базовые  понятия, правила и процедурные  аспекты проведения расследований, связанных с применением мер защиты внутреннего рынка.

Описание международной практики применения мер защиты внутреннего  рынка наглядно свидетельствует  о популярности этих инструментов у  производителей, чьи интересы были затронуты импортом конкурирующих  товаров (см. приложение 1 к настоящим информационным материалам).

Как уже отмечалось с начала 20 века (в основном в 50-х годах) во многих странах-членах ВТО появилось законодательство применения мер защиты внутреннего  рынка,  а к  2001 году количество стран, в которых существовало антидемпинговое законодательство, достигло 93.

Антидемпинговые меры являются самыми распространенными и популярными  в мировой торговле – согласно статистике ВТО с 1995 по 2003 г. страны-члены  провели 2284 расследования, завершившиеся в 1402 случаях установлением мер.

При этом в применении антидемпинговых  мер лидерство постепенно переходит  от развитых (ЕС, США, Канада) к развивающимся  странам. Прилагаемая таблица в  разбивке по товарным группам содержит сведения об антидемпинговых мерах, введенных странами в период с 1995 по 2005 годы. Индия, Аргентина, ЮАР, Китай имеют опыт применения антидемпинговых мер сопоставимый с США и ЕС.

В настоящее время, практика применения мер защиты внутреннего рынка  распространена практически во всех странах мира, что не может не отражаться на условиях доступа российских товаров на внешние рынки.

В отношении российских товаров  в мире действует около 100 различного рода мер в таких странах, как  ЕС, США, Индия, Китай, Австралия, Индонезия, Бразилия, ЮАР и т.д. Ежегодный ущерб от действия этих мер оценивается в 2,5 млрд. долл. В первую очередь, страдают такие ориентированные на экспорт отрасли, как металлургическая и химическая. При этом особо следует отметить, что некоторые меры в отношении российского экспорта действуют уже более 10 лет подряд, зачастую полностью вытесняя российские товары с экспортного рынка.

Информация о работе Меры защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры)