Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:24, реферат
Либерализация тарифной защиты в международной торговле вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты меры защиты внутреннего рынка. В рамках ВТО страна-член не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее «связан» на уровне, определенном при присоединении этой страны к ВТО (выше зафиксированного уровня за некоторыми исключениями страна-член ВТО не имеют право повышать ставки таможенных пошлин).
В отношении советских и
В отношении тогда еще СССР единственное компенсационное расследование, проводившееся в США (сер. 1980-х гг.), завершилось безрезультатно и с определением, что в отношении стран с нерыночной экономикой невозможно провести компенсационное расследовании в силу указанных причин. Однако сейчас, после признания рыночного статуса, такие страны как США, ЕС и пр. имеют юридическую возможность и экономические механизмы для их проведения. Но на сегодняшний день такие расследования в отношении российской продукции не проводятся.
Ограничение российского экспорта
в других странах негативно влияет
на конкурентоспособность
В России вопросы применения защитных
мер регулируются Федеральным законом
от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных
защитных, антидемпинговых и
Дополнительным подзаконным
Федеральный закон определяет условия применения мер защиты внутреннего рынка и достаточно подробно регламентирует процедуру их введения и пересмотра.
В соответствии с Федеральным законом меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результате расследования, в ходе которого орган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для применения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (в Минэкономразвития России – Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности).
Федеральный закон определяет следующие основные условия применения мер защиты внутреннего рынка:
В соответствии с Федеральным законом расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, может быть начато по заявлению российских производителей, производящих не менее 50% от объема производства данного товара в России. Антидемпинговое или компенсационное расследование может быть начато и по заявлению российских производителей, производящих менее 50% от объемов производства товара в России. Однако в таком случае их доля в объеме производства должна быть не менее 25%, и на долю производителей, поддерживающих начало расследование должно приходиться не менее 50% от объемов производства производителей, которые высказали свое отношение к началу расследования. Федеральный закон предусматривает возможность органу расследования начать расследование по собственной инициативе, если в его распоряжении есть все необходимые для этого доказательства. Однако таких случаев в российской практике пока не было, в том числе, в связи с тем, что органу расследования самостоятельно практически невозможно получить все данные, необходимые для начала расследования.
Заявление производителей должно содержать доказательства наличия условий для начала расследования. Эти условия, как и другие требования к началу заявления, достаточно подробно изложены в статьях 25 и 26 Федерального закона.
Федеральный закон предусматривает
возможность введения в качестве
специальных защитных мер специальных
пошлин или квот на импорт товаров.
По итогам антидемпинговых и
В Федеральном законе установлены сроки проведения расследований – специальное защитное расследование должно быть завершено в течение 9 месяцев, а антидемпинговое и компенсационное – в течение 12 месяцев с возможным продлением на 6 месяцев. Однако возможно введение предварительных мер в тех случаях, когда промедление с введением меры может привести к крайне негативным последствиям для российских предприятий. Предварительная специальная пошлина может быть введена сразу после начала расследования, а антидемпинговая или компенсационная предварительная пошлина – через два месяца после начала расследования.
Специальные защитные меры могут предоставить защиту российским производителям в течение 4 лет с возможностью последующего их продления (максимально до 8 лет, в реальности 3+3 из-за необходимости предоставления компенсаций Европейскому союзу по двустороннему соглашению). Под их действие подпадает импорт товара из всех стран, за исключением развивающихся и наименее развитых (при соблюдении определенных условий).
Срок действия антидемпинговых и компенсационных мер равен 5 годам и может быть продлен на последующий 5-летный период. Их действие распространяется в отношении импорта только из тех стран, из которых он осуществлялся либо по демпинговым ценам, либо с использованием субсидирования со стороны государства.
Пошлина, которая применяется при введении мер защиты внутреннего рынка, взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее ставки.
Решение о введении мер защиты внутреннего
рынка принимается
Практика. Меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли в России.
Существует ряд причин, обуславливающих
«выгодность» мер защиты внутреннего
рынка для российских производителей
по сравнению с другими
Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются российскими производителями для защиты от импорта (см. приложение 1 к настоящим методическим рекомендациям). С момента принятия в России законодательства о мерах защиты внутреннего рынка в 1998 году принято уже 15 мер защиты внутреннего рынка (9 – специальных защитных, 4 – антидемпинговых и 2 компенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года введены 7 мер, т.е. практически половина от общего количества введенных мер. Кроме этого в ходе расследований было применено 7 предварительных мер, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей.
Большинство из введенных в России мер защиты внутреннего рынка – это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных) действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.
Однако применение антидемпинговых и компенсационных мер тоже активизируется. Причинами перехода от специальных защитных мер к антидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер (а) их срок ограничен, (б) доказательства ущерба – серьезнее, (в) антидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вытеснению импорта, (г) в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредвиденных обстоятельств и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем уровень вводимых антидемпинговых пошлин составляет 15-20%, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50%. Кроме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения антидемпинговых и компенсационных мер, существенно ниже чем, чем для целей специальных защитных мер. Для целей специальных защитных мер ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба2.
Товарный охват применяемых в России мер достаточно широк – меры защиты внутреннего рынка применялись в таких секторах как машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность, черная металлургия. При этом мерами защиты внутреннего рынка пользуются как и гиганты российской промышленности – металлурги, так и сравнительно небольшие с точки зрения объемов продаж производители – к примеру производители дрожжей пекарных. С учетом этого вполне очевиден вывод, что, несмотря на то, что участие в процедурах введения мер защиты внутреннего рынка требует от российских производителей определенных усилий, такое участие посильно и для небольших компаний.
Актуальность использования
Справится с иностранной конкуренцией, которая зачастую носит несправедливый характер, российским производителям помогают меры защиты внутреннего рынка, которые являются крайне эффективным инструментом и находят все большее применение в России.
мер защиты внутреннего рынка
в мировой практике (по статистике ВТО)
Антидемпинговые меры. (по состоянию на 1 января 2006 года)
В течение 2005 года в мире было начато 191 антидемпинговое расследование. Максимальное количество расследований было начато Индией (25), странами-членами ЕС (24), Китаем (24) и ЮАР (23).
Таблица 1. Инициирование антидемпинговых расследований
Год |
1980 |
1981 |
1982 |
1983 |
1984 |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
Ад . расследования |
76 |
64 |
183 |
189 |
153 |
195 |
160 |
125 |
132 |
101 |
152 |
222 |
300 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Ад . расследования |
242 |
215 |
157 |
225 |
243 |
256 |
354 |
292 |
364 |
312 |
232 |
213 |
191 |
Ад. меры |
н.д. |
н.д. |
119 |
92 |
125 |
170 |
184 |
232 |
166 |
216 |
221 |
151 |
131 |
% ад.мер к ад раслю |
- |
- |
76 |
41 |
51 |
66 |
52 |
79 |
46 |
69 |
95 |
71 |
68 |