Меры защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:24, реферат

Описание работы

Либерализация тарифной защиты в международной торговле вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты меры защиты внутреннего рынка. В рамках ВТО страна-член не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее «связан» на уровне, определенном при присоединении этой страны к ВТО (выше зафиксированного уровня за некоторыми исключениями страна-член ВТО не имеют право повышать ставки таможенных пошлин).

Файлы: 1 файл

material 6 (1).doc

— 332.18 Кб (Скачать файл)

В отношении советских и российских товаров основными торговыми  партнерами долгое время применялся именно нерыночный подход (описанный  выше) и только в 2002 г. удалось добиться признания рыночного характера российской экономики в США, ЕС. В настоящее время большинство наших торговых партнеров не ставят под сомнение рыночность российской экономики. Однако остается еще ряд стран, пытающихся получить за это какие-либо уступки. Наша позиция, и работа, проводимая в рамках этого подхода, заключается в том, что признание рыночности российской экономики должно являться односторонним шагом, так как устраняет лишь дискриминационный фактор во взаимных отношениях, а не «предметом для размена».

В отношении тогда еще СССР единственное компенсационное расследование, проводившееся  в США (сер. 1980-х гг.), завершилось  безрезультатно и с определением, что в отношении стран с  нерыночной экономикой невозможно провести компенсационное расследовании в силу указанных причин. Однако сейчас, после признания рыночного статуса, такие страны как США, ЕС и пр. имеют юридическую возможность и экономические механизмы для их проведения. Но на сегодняшний день такие расследования в отношении российской продукции не проводятся.

Ограничение российского экспорта в других странах негативно влияет на конкурентоспособность российских производителей на национальном рынке, что делает применение инструментов защиты внутреннего рынка еще  более  актуальными.

3. Российское законодательство и практика в части  мер защиты внутреннего рынка

В России вопросы применения защитных мер регулируются Федеральным законом  от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров», который разрабатывался исходя из требований ВТО (далее – Федеральный закон) и заменил первый законодательный акт в этой области – Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. №63-ФЗ «Об экономических интересах Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Дополнительным подзаконным актом  в области расчета размера  субсидии является постановление Правительства  Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».

Федеральный закон определяет условия применения мер защиты внутреннего рынка и достаточно подробно регламентирует процедуру их введения и пересмотра.

В соответствии с Федеральным законом  меры защиты внутреннего рынка могут  быть введены только в результате расследования, в ходе которого орган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для применения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (в Минэкономразвития России – Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности).

Федеральный закон определяет следующие  основные условия применения мер  защиты внутреннего рынка:

  • наличие резкого роста импорта (для специальных защитных мер) и наличие демпингового импорта (для антидемпинговых мер) или субсидируемого импорта (для компенсационных мер);
  • нанесения таким импортом серьезного ущерба/угрозы серьезного ущерба отрасли российской экономики (для специальных защитных мер) или материального ущерба/угрозы материального ущерба российским производителям/замедления создания отрасли российской экономики (для антидемпинговых и компенсационных мер);
  • наличия причинно-следственной связи между таким вышеназванными импортом и вышеназванными типами ущерба отрасли российской экономики.

В соответствии с Федеральным законом  расследование, по итогам которого могут  быть введены меры защиты внутреннего  рынка, может быть начато по заявлению  российских производителей, производящих не менее 50% от объема производства данного товара в России. Антидемпинговое или компенсационное расследование может быть начато и по заявлению российских производителей, производящих менее 50% от объемов производства товара в России. Однако в таком случае их доля в объеме производства должна быть не менее 25%, и на долю производителей, поддерживающих начало расследование должно приходиться не менее 50% от объемов производства производителей, которые высказали свое отношение к началу расследования. Федеральный закон предусматривает возможность органу расследования начать расследование по собственной инициативе, если в его распоряжении есть все необходимые для этого доказательства. Однако таких случаев в российской практике пока не было, в том числе, в связи с тем, что органу расследования самостоятельно практически невозможно получить все данные, необходимые для начала расследования.

Заявление производителей должно содержать  доказательства наличия условий  для начала расследования. Эти условия, как и другие требования к началу заявления, достаточно подробно изложены в статьях 25 и 26 Федерального закона.

Федеральный закон предусматривает  возможность введения в качестве специальных защитных мер специальных  пошлин или квот на импорт товаров. По итогам антидемпинговых и компенсационных  расследований могут быть введены соответственно антидемпинговые или компенсационные пошлины или приняты обязательства.

В Федеральном законе установлены  сроки проведения расследований  – специальное защитное расследование  должно быть завершено в течение 9 месяцев, а антидемпинговое и компенсационное – в течение 12 месяцев с возможным продлением на 6 месяцев. Однако возможно введение предварительных мер в тех случаях, когда промедление с введением меры может привести к крайне негативным последствиям для российских предприятий. Предварительная специальная пошлина может быть введена сразу после начала расследования, а антидемпинговая или компенсационная предварительная пошлина – через два месяца после начала расследования.

Специальные защитные меры могут предоставить защиту российским производителям в течение 4 лет с возможностью последующего их продления (максимально до 8 лет, в реальности 3+3 из-за необходимости предоставления компенсаций Европейскому союзу по двустороннему соглашению). Под их действие подпадает импорт товара из всех стран, за исключением развивающихся и наименее развитых (при соблюдении определенных условий).

Срок действия антидемпинговых  и компенсационных мер равен 5 годам и может быть продлен  на последующий 5-летный период. Их действие распространяется в отношении импорта только из тех стран, из которых он осуществлялся либо по демпинговым ценам, либо с использованием субсидирования со стороны государства.

Пошлина, которая применяется при  введении мер защиты внутреннего  рынка, взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее ставки.

Решение о введении мер защиты внутреннего  рынка принимается Правительством Российской Федерации.

Практика. Меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли в России.

Существует ряд причин, обуславливающих  «выгодность» мер защиты внутреннего  рынка для российских производителей по сравнению с другими инструментами  регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка – это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту. Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отношении которых действует беспошлинный режим свободной торговли.

Меры защиты внутреннего рынка  все активнее используются российскими  производителями для защиты от импорта (см. приложение 1 к настоящим методическим рекомендациям). С момента принятия в России законодательства о мерах  защиты внутреннего рынка в 1998 году принято уже 15 мер защиты внутреннего рынка (9 – специальных защитных, 4 – антидемпинговых и 2 компенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года введены 7 мер, т.е. практически половина от общего количества введенных мер. Кроме этого в ходе расследований было применено 7 предварительных мер, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей.

Большинство из введенных в России мер защиты внутреннего рынка  – это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных) действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.

Однако применение антидемпинговых  и компенсационных мер тоже активизируется. Причинами перехода от специальных  защитных мер к антидемпинговым  и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер (а) их срок ограничен, (б) доказательства ущерба – серьезнее, (в) антидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вытеснению импорта, (г) в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредвиденных обстоятельств и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем уровень вводимых антидемпинговых пошлин составляет 15-20%, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50%. Кроме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения антидемпинговых и компенсационных мер, существенно ниже чем, чем для целей специальных защитных мер. Для целей специальных защитных мер ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба2.

Товарный охват применяемых  в России мер достаточно широк  – меры защиты внутреннего рынка  применялись в таких секторах как машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность, черная металлургия. При этом мерами защиты внутреннего рынка пользуются как и гиганты российской промышленности – металлурги, так и сравнительно небольшие с точки зрения объемов продаж производители – к примеру производители дрожжей пекарных. С учетом этого вполне очевиден вывод, что, несмотря на то, что участие в процедурах введения мер защиты внутреннего рынка требует от российских производителей определенных усилий, такое участие посильно и для небольших компаний.

4. Актуальность использования мер защиты внутреннего рынка в России

Актуальность использования мер  защиты внутреннего рынка в России  повышается с ходом интеграции российской экономики в мировую торговую систему, которая, в том числе, приводит к частичному открытию российского рынка для иностранных товаров и, соответственно, росту конкуренции с их стороны. Примером является отмена действия импортных таможенных пошлин в отношении товаров из стран СНГ. В результате установления режима свободной торговли в части применения таможенных пошлин между Россией и странами СНГ, на российский рынок стали поставляться различные товары из этих стран по таким ценам и в таком количестве, что российские предприятия, производящие аналогичную продукцию, были не в состоянии конкурировать с импортом из стран СНГ и вынуждены были нести убытки, сокращать продажи на российском рынке, замораживать программы инвестирования в свое производство, налаживать выпуск другой продукции.

Справится с иностранной конкуренцией, которая зачастую носит несправедливый характер, российским производителям помогают меры защиты внутреннего рынка, которые являются крайне эффективным инструментом и находят все большее применение в России.

 

Приложение 1

мер защиты внутреннего рынка

в мировой практике (по статистике ВТО)

Антидемпинговые меры. (по состоянию на 1 января 2006 года)

В течение 2005 года в мире было начато 191 антидемпинговое  расследование. Максимальное количество расследований было начато Индией (25), странами-членами ЕС (24), Китаем (24) и ЮАР (23).

Таблица 1. Инициирование антидемпинговых  расследований

Год

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

Ад . расследования

76

64

183

189

153

195

160

125

132

101

152

222

300

 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Ад . расследования

242

215

157

225

243

256

354

292

364

312

232

213

191

Ад. меры

н.д.

н.д.

119

92

125

170

184

232

166

216

221

151

131

%  ад.мер к ад раслю

-

-

76

41

51

66

52

79

46

69

95

71

68

Информация о работе Меры защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры)