Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
Цели создания малых предприятий 6
Опыт функционирования малых предприятий в разных странах 9
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 10
Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности 13
Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске. 15
Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 16
3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ 19
Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и
коммерческих банков 21
4. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 22
Фонды защиты предпринимательской деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР «О  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности»  от  25  декабря 1990 г  и  постановление   Совмина  РСФСР № 406  «О мерах по поддержке и  развитию  малых предприятий  в  РСФСР».   Этот  закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех,  кто склонен к предпринимательской деятельности,  создали условия для проявления  хозяйственной инициативы  и предприимчивости  на  основе  реализации  принципа  равенства всех  форм  собственности, свободного  распоряжения  имуществом  и выбора  сфер  деятельности.

Предпринимательство и предпринимательская  деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Начинать малый бизнес приходится с нуля  и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

Во-первых, экономическое положение  в стране, и, прежде всего дефицит  госбюджета, не позволяют государству  широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса.

Во- вторых, нехватка оборудования в  стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом  уровне.

В- третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их деятельности.

В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

В силу такой неблагоприятной экономической  ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства  с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами , c целью привлечения иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.

Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих.                        

В июле 1998 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям.

Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных  правовых актов, устанавливающих предельно  упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки  предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в  сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Источники финансирования программы  определены. Это федеральный бюджет, в котором на нужды малых предприятий  предусмотрены средства в размере 73 млн. рублей в год; 60 млн. рублей выделяет Государственный фонд занятости; 30 млн. рублей – Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Реализация целей Федеральной  программы в сочетании с мероприятиями  регионального и отраслевого  уровня повысит значение малого бизнеса  в народном хозяйстве, приведет к  существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой им продукции.

  

  

ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ.

 

     Малые предприятия  во всем мире играют важную  роль. В последние несколько лет  в Западной Европе, США, и Японии  большое значение приобрел малый  бизнес, где он представлен совокупностью  многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их – это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2\3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

      Малые предприятия  эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства необходимой продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Например, малые и средние фирмы  США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности – 21%, строительстве- 80%, оптовой торговле-86%, сфере обслуживания- 81 %. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

Важнейшая черта концентрации и  централизации капитала состоит  в том, что разорение мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных консервов. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

          РАЗВИТИЕ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В  РОССИИ.

 

Этапы становления малого предпринимательства.

Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие.

Рассматривая законодательные  документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в  хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

 

             Этапы развития малого предпринимательства в России.

 

п\п

Нормативный

акт

Дата принятия

Основное содержание

Последствия применения

В экономике

1

              2

       3

                      4

                     5

1

Закон СССР

«О кооперации

в СССР»

26.08.1988

Созданы привилегированные  условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать  неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной  рабочей силы с государственных  предприятий в кооперативы

 

2

 

«Положение об организации  деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию  хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)

 

6.06.1988

 

Введен упрощенный порядок  создания и регистрации малых  предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность  в осуществлении хоздеятельности  и распределении хозрасчетного  дохода

 

Началось создание в  различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий

 

3

 

Закон СССР

«О предприятии в  СССР»

 

4.06.1990

 

Объявлено о равенстве  организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности

 

Рост предприятий различных форм собственности

 

4

 

Постановление Совета Министров  СССР № 790 «О мерах по созданию и  развитию малых предприятий»

 

8.07.1990

 

Определены основные документы для государственной  регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

 

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании

 

5

 

Постановление Совета Министров  РСФСР 1991 № 406 « О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»

 

18.06.1991

 

Определены направления  государственной поддержки малого бизнеса в России

 

Развитие малого бизнеса  в стране

 

6

 

Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

 

27.12.1991

 

Определены дополнительные льготы для малых предприятий

 

Усилена государственная  поддержка малого бизнеса

 

7

 

Постановление Совета Министров- Правительства РФ №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства  в РФ» 

 

11.05.1993

 

Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства

 

Эффективность работы малого предпринимательства

 

8

 

Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»

 

12.05.1995

 

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития  МП

 

Развитие и повышение  эффективности деятельности МП

 

9

 

Федеральный Закон «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства

 

08.12.1995

 

Предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством  РФ Федеральных, региональных и местных  налогов и сборов уплатой единого  налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций

 

Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране


 

        Законодательство  о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы  деятельности малых предприятий  независимо  от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Содержание учредительных документов малых предприятий  выявило ряд  их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной или государственной) форме собственности.

В начале 1990 г. Малые предприятия  образовывались чаще отделением от государственных  предприятий-учредителей. В 1991г. Малые  предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.

Реже встречаются малые предприятия  семейного типа. Во многом это можно  объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев местные власти выступают  учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых  помещений на условиях аренды.

В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

 

  • выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
  • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
  • создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

         Таким образом,  малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных  единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Малые  предприятия могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества