Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
Цели создания малых предприятий 6
Опыт функционирования малых предприятий в разных странах 9
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 10
Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности 13
Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске. 15
Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 16
3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ 19
Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и
коммерческих банков 21
4. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 22
Фонды защиты предпринимательской деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)
  • Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса  дело обстоит далеко не лучшим образом.
  • Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной  поддержки малого предпринимательства  Советом Министров – Правительством Российской Федерации принят ряд  специальных постановлений. В Постановлении  «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспорный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.

Предусматриваются поручения  ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих  положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

На Министерство экономики  Российской Федерации возложена  разработка основ политики государственной  поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной  исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 

 

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ?

 

Многочисленные публикации последнего времени - влияние эволюции новой  банковской системы на развитие в  России крупного предпринимательства. При этом как-то забывается: «в пике»  рыночных преобразований именно связка «коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболее мобильной силой системной экономической трансформации. Отправляясь от того факта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иные годы достигал 25%, а объема реализации -37%, многие ученые и специалисты видели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора ту магистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскому изобилию.

Трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно с определенной долей условности подразделить соответствующие  проблемы на четыре основные категории. Это проблемы, во-первых, организационные, связанные с юридическим оформлением  и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п.. Во-вторых, - материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др. В-третьих, финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых, - кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т. п.)

При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия  кредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные вступать в сговор с последним банкиры в свою очередь отказываются работать с малым бизнесом, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются заведомо неприемлемые условия предоставления ссуд. Иными словами, банки выталкивают «сторонних» платежеспособных заемщиков «в тень» и практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных, подчас вместе с ними разоряясь.

Все перечисленные выше группы проблем, естественно резко обостряются: 1) в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; 2) в условиях макрофинансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другом случаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны государства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных организаций.

По мнению руководителей малых  предприятий, главный камень преткновения для развития - чрезмерно высокие  налоги. Что касается наиболее желательных  конкретных видов помощи со стороны  региональных администраций и муниципальных (городских) властей, то о них можно судить по следующим итогам базового опроса: 29,2 % респондентов отдали приоритет прямой финансовой помощи (целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9- налоговому льготированию; 7,9- предоставлению гарантий по кредитам коммерческих банков; 5,9- содействию в получении необходимого оборудования по лизингу; 17,1- обеспечению безопасности бизнеса в своей личной безопасности; 17,2- привлечению их бизнеса к выполнению госзаказов; 8,0- облегчению доступа к неиспользуемым производственным помещениям; 4,2- содействию в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями; 9,0- информационной поддержке; 37,7- упрощению налогообложения; 35,7- общему снижению налоговых ставок; 6,7- отмене лицензирования; 2,9- бизнес-обучению; 6,9- защите прав собственности, улучшению работы суда и иным правообеспечивающим аспектам.

 

 

 

 

ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ  МАЛЫХ 

 

           ПРЕДПРИЯТИЙ  И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

 

 

Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса – одно из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последней банками, несомненно, является существенным условием продвижения к высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие у малых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже столичных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их рыночных стратегий, - с другой, - все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых предприятий и банковским сектором.

И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими  кредитами пользуются лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и 13,8% для кредитования оборотных средств. При этом в 1998г. такими кредитами пользовались 37,1%, в 1996г.- 45,3%, в1995г.- 57,7, а в 1994- 52,5% малых предприятий.

Печальным следует  также признать обстоятельство высокой и возрастающей роли в кредитовании малого бизнеса физических лиц и предприятий-партнеров: в настоящее время львиную долю совокупных кредитных ресурсов малый бизнес получает именно от первых и от вторых; на долю же кредитных организаций приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором полугодии 1998г. приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных малыми предприятиями.

В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг сами респонденты отмечают: 1) дороговизну этих услуг - высокий процент по ссудам; 2) длительность процедуры оформления кредитов; 3) краткосрочность последних; 4) требование залога; 5) нежелание банков работать с малыми предприятиями. Первая из перечисленных позиций - ключевая, причем уровень процента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам физических лиц (40-60 против 20-30%).

Дополнительные мотивы, по которым  малые предприятия предпочитают покупать кредитные услуги у физических лиц, - меньшие затраты времени на оформление кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога, возможность получения ссуды наличными, дружеские отношения с заимодавцами.

Факторами, ограничивающими возможности получения малыми предприятиями банковского кредита, являются особо жесткие требования к ним со стороны банков в отношении обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что у многих из этой категории заемщиков отсутствует солидная кредитная история, для них характерны повышенные производственные риски (из-за недостаточной мобильности капитала), им присуща неликвидная структура активов (в ней почти нет недвижимости, которая могла бы служить залогом для банковского кредита), и т. п..

Анализ состава использовавших банковские кредиты малых предприятий  с точки зрения их рентабельности выявляет устойчивость предрассудка наших  предпринимателей, согласно которому заимствовать средства необходимо лишь, если дела идут плохо, тогда, как при устойчивости финансового положения потребность в привлечении кредитных ресурсов отпадает. В результате относительно благополучные предприятия, способные добиться положительной рентабельности задействования банковских кредитов даже при существующих высоких ставках, весьма вяло пользуются или вообще не пользуются ссудами банков, ограничивая тем самым темпы своего роста. Напротив, кризисные предприятия, стремясь возвратить взятые ранее кредиты, в большинстве случаев получают ссуды на невыгодных для себя условиях, наращивая в результате кредиторскую задолженность и усиливая свою финансовую неустойчивость.

Отношения между малым бизнесом и банками лишены твердых оснований  взаимного доверия. Надежды на то, что между становлением коммерческих банков и развитием малых предприятий автоматически, под воздействием долгожданной свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела, возникает органическая взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако они способствовали игнорированию нашими практическими политиками необходимости специальной кропотливой и многоаспектной работы в направлении гармонизации интересов двух неотъемлемых секторов становящейся рыночной экономики.          

 

 

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И СИСТЕМА ЕГО 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ.

 

Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики.

 Думается, причины этого –  не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, отсутствии его развитой инфраструктуры. Существуют более серьезные причинные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов.

Решение назревших проблем видится  в первую очередь в коренном улучшении  управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей  предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема. 

Во всех развитых странах государство  оказывает малому и среднему предпринимательству  экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки  признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении.

Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства  можно объединить в две группы.

Первая – формирование многоуровневой комплексной системы поддержки  малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, бизнесинкубаторов, консультационных пунктов и т. п..

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества