Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
Малое предпринимательство как экономическая категория
Взгляды различных экономических школ на малое предпринимательство………………………………………………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………...9
Малые предприятия и их значение в экономике………………..….…...…11
Малое предпринимательство в России
Государственная политика в отношении предприятий малого бизнеса....12
Условия функционирования малых предприятий в рыночной экономике России………………………………………………………………………...15
Поддержка малого предпринимательства в Краснодарском крае………..18
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24
Приложение А. регулирование предпринимательства и рынка труда: структура факторов…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Тит. лист.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

М ИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

В ЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 к.. экон.ф-та,

 

 

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц.

 

 

Краснодар 2011

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………………….....3

  1. Малое предпринимательство как  экономическая категория
    1. Взгляды различных экономических школ на малое  предпринимательство………………………………………………………...5
    2. Сущность малого предпринимательства…………………………………...9
    3. Малые предприятия и их значение в экономике………………..….…...…11
  2. Малое предпринимательство в России
    1. Государственная политика в отношении предприятий малого бизнеса....12
    2. Условия  функционирования малых  предприятий в рыночной экономике России………………………………………………………………………...15
    3. Поддержка малого предпринимательства в Краснодарском крае………..18

Заключение………………………………………………………………………….23

Список использованных источников…………………………………………...…24

Приложение А. регулирование  предпринимательства и рынка  труда: структура факторов…………………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Малое предпринимательство  – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Изучение этой темы значительно  для развития малого предпринимательства  в России, так как оно возродилось  в нашей стране сравнительно недавно  – в конце 1987 года, когда государство  в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились, и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в отрасли недостаточны, а так же  соответствием задачам науки и практики, решаемым в настоящее время.

Целью работы является рассмотрение места и роли малых  предприятий в экономическом развитии общества.

Задачами работы являются изучение:

  1. основных теоретических понятий малого предпринимательства и его

характеристик,

  1. роль малых фирм в экономике и обществе
  2. развитие малого предпринимательства  в России.

Объект исследования является развитие малого предпринимательства.

Предмет исследования –  малое предпринимательство.

Нами были использованы абстрактно-логический, расчетно-статистические методы исследования: анализ, синтез, научной  абстракции, расчет величин.

При написании курсовой работы  были использованы публикации отечественных и зарубежных авторов. Работа выполнена с учетом  действующего Российского законодательства.

Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, в котором  дана общая постановка проблемы, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе раскрываются  теоретические аспекты малого предпринимательства. Во второй главе раскрываются особенности функционирования малых предприятий в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Малое предпринимательство как  экономическая категория
    1. Взгляды различных экономических школ на малое  предпринимательство

В мировой экономической  литературе вопросы развития и  формирования малого   бизнеса  в отраслях национального хозяйства индустриальных стран нашли достаточно широкое отражение. Вопросы сущности  и  функционирования МП исследуются как в зарубежной, так  и  в отечественной научной литературе. Основы анализа  предпринимательства  заложены в трудах таких зарубежных экономистов как А.Смит, Ж.Б.Сэй, А.Маршалл,  Й. Шумпетер. Но нам интересен социально-экономические   аспекты  малого предпринимательства в процессе становления  и  развития индустриального   общества, этот вопрос наиболее полно раскрыт в работах С. де Сисмонди, П.Прудона.

Французский мелкобуржуазный  экономист и социолог  Пьер Жозеф  Прудон (1809–1865),  так же как и  швейцарский экономист и историк  Жан-Шарль-Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) , выражал интересы мелких производителей. Однако система взглядов Прудона - прудонизм - отличается от сисмондизма.

 Во-первых,  Прудон  защищал интересы мелких  производителей во второй половине  ХIХ в., когда сложились в своей  основе капиталистические производственные  отношения, определилась классовая  структура капитализма, а мелкая  буржуазия заняла промежуточное положение, когда жизнь доказала невозможность осуществления идеалов экономического романтизма, возврата от романтизма к патриархальщине. Буржуазная революция 1848-1849 гг. опровергла практическую программу и проекты Сисмонди. Во-вторых, если Сисмонди был завершителем классической школы во Франции, то  Прудон  - одним из родоначальников анархизма и реформизма. Вся система взглядов Прудона была проникнута реформизмом, анархизмом, вульгаризмом. Это объясняется классовой позицией Прудона, природой мелкой буржуазии. Прудонизм - это отражение двойственности, противоречивости взглядов мелких собственников. В-третьих, подобно Сисмонди,  Прудон  хотел лишь подправить, улучшить капитализм. Однако  Прудон  выражал интересы мелкой буржуазии в иной период времени, в иной период времени, когда история доказала несостоятельность мелкобуржуазных утопий. Стало быть, прудонизм по своей сущности имеет более реакционную направленность [18, c.201]. В-четвертых,  Прудон, так же как Сисмонди, является представителем мелкобуржуазного социализма, но он, по словам Маркса, - наиболее “чистокровный”, стопроцентный идеолог мелкой буржуазии [14,c. 6-7].

Следует    отметить  исследования  Й. Шумпетера  и  Г. Саймона. В известной работе «Теория экономического развития». Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950)  - австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли, впервые определяет сущность предпринимательских отношений как «универсальную сущность любой экономической формации», состоящей в осуществлении «новых комбинаций». Герберт Александер Саймон (1916 -2001) - американский ученый, политических и экономических наук. Г. Саймон впервые включил психологические факторы в теорию принятия решений, тогда как классическая политэкономия не принимала в расчет эти важные аспекты человеческого поведения. В большинстве исследований прослеживается тенденция, направленная скорее на анализ организационно-экономических проблем малого предпринимательства как одного из субъектов экономических отношений. Однако в отечественной и зарубежной экономической литературе остается недостаточно изученной роль малого предпринимательства в обеспечении экономического роста [1, c.120].

 

1.2 Сущность  малого предпринимательства

Малое предпринимательство  - это самостоятельно, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства  в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (МП). Под  субъектом  малого предпринимательства  понимают  коммерческие  организации, в условном  капитале  которых доля  участия РФ, субъектов РФ, общественных  организаций,  благотворительных и иных органов не превышает 25%, доля, принадлежавшая одному или нескольким  лицам, не являющимся  субъектами  малого  предпринимательства, не превышает 25%.

Важнейшей особенностью малого предпринимательства является положение, установленное Федеральным  законом, что его субъектами могут  быть юридические и физические лица, соответствующие установленным  Федеральным законом критериям. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации)[3]. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимаются деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней  численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50 .

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия  с числом до 19 человек как «весьма  малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные» [24, c. 74-76].

Развитие  малого бизнеса  имеет множество важных преимуществ:

  • увеличение числа  собственников, а значит, формирование среднего

класса – главного  гаранта политической  стабильности в демократическом

обществе;

  • рост доли  экономически   активного населения, что  увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции  в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция   наиболее  энергичных, способных индивидуальностей, для  которых  малый бизнес  становится первичной школой самореализации;
  • создание  новых рабочих мест  с относительно низкими  капитальными затратами, особенно  в сфере  обслуживания;
  • трудоустройство  работников,  высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально  уязвимых  групп населения;
  •   ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также  эффективное их использование (например, малый бизнес  мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать  к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие).

Таким  образом, трудно переоценить значимость  развития малого бизнеса для  нашей страны.

На начало 2010 года в  России функционировали 227830 малых предприятий ( без учета микро-предприятий).

Малые предприятия сегодня  — это динамично развивающийся  любой 

рыночной, в том числе  и российской, экономики. Их высокая  эффективность связана с двумя  факторами:

  • во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;  
  • у малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.

Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, подчеркнем следующие его черты. Малые фирмы гибки и динамичны, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции. Они более приспособлены к выпуску нестандартных, уникальных изделий, хорошо учитывают дифференцированный спрос потребителей. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений. Некоторые из них, так называемые  венчурные, или рисковые, фирмы, являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки. Обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей. Чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства. Поэтому они — значительный источник новых рабочих мест. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доход бюджета.                                                                                                                                    Вместе с тем малый бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: высока «смертность» малых предприятии, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни малых предприятий разоряются и прекращают свое существование. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остается примерно половина, через три года – 7—8%, а через пять лет — только 3%. Но на месте ликвидированных фирм образуются новые. Дело в том, что вход на рынок и выход с него для малого бизнеса относительно безболезнен. Ликвидация не означает чрезмерных 

финансовых потерь, и  многие предприниматели делают по 3—4 неудачных

попытки, прежде чем найдут действительно свое дело [14, c.479 – 480].

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества