Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
Малое предпринимательство как экономическая категория
Взгляды различных экономических школ на малое предпринимательство………………………………………………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………...9
Малые предприятия и их значение в экономике………………..….…...…11
Малое предпринимательство в России
Государственная политика в отношении предприятий малого бизнеса....12
Условия функционирования малых предприятий в рыночной экономике России………………………………………………………………………...15
Поддержка малого предпринимательства в Краснодарском крае………..18
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24
Приложение А. регулирование предпринимательства и рынка труда: структура факторов…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Тит. лист.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Малые предприятия и их значение в экономике

Малый бизнес - важнейший  элемент рыночной экономики, без  которого не может гармонично развиваться  государство.

Во-первых, малый  бизнес обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но  и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых малые предприятия  создают  новые  рабочие места, возрождают  народные  промыслы, содействуют экономическому и возрождают    народные  промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию 

малых  городов (приложение 1). В-пятых (пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная  экономика невозможна[14, c.482].

Мелкие  и  средние  предприятия  играют заметную роль в занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских  и  научно-производственных разработках.

 О том, что   малые   предприятия  способны  в больших масштабах обеспечивать  работой незанятые трудовые ресурсы  говорит то, что в США в мелких  фирмах в 1990 году было сосредоточено  40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль  предприятий  мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть  научного потенциала сосредоточена  на крупных компаниях,  малые   и  средние фирмы по широкому кругу  продукции чаще начинают разработку  и  выпуск новых товаров[16, c. 314].

 Успех  малого  бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление  специализации в научных разработках  привело к тому, что во многих  случаях небольшие фирмы идут  по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается  значение  крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же  малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым,  значение  разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами  малого   и  среднего предпринимательства.

 Если проследить  путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми  и  материальными ресурсами [5, с. 33, 56].

Важность  малых   предприятий  еще  и  в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание,  они  вынуждены  постоянно развиваться  и  адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно  им.

На мелких  предприятиях  отмечается более высокая эффективность  труда,  малые  фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров  и  услуг на основе разработки местных источников (сырья)  и  обеспечивает при этом большую занятость.  Они  увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют Научно-технический потенциал, выполняют другие важные функции для хозяйства. На современном этапе повышение роли  предприятий   малого  бизнеса  в   экономике  Германии, США  и  других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории. [2, стр. 26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Малое предпринимательство  в России

2.1 Государственная политика в  отношении  предприятий малого бизнеса  

В экономически развитых странах число  малых и средних предприятий  превышает 80% от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточены  две трети экономически активного  населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства [7].        Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Доля малого предпринимательства в общественном производстве России и экономически развитых стран также существенно разнится: от 50-60 % валового внутреннего продукта в развитых странах мира, до 10-11% - в России. Причем даже этот, более чем скромный показатель является ярким примером высокой эффективности малого предпринимательства - ведь предприятиями этого сектора используется немногим более 3% основных фондов промышленности [17, c.21].   Несмотря на то, что в Российской Федерации численность персонала малых предприятиях неуклонно увеличивается и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 12 миллионов человек, это менее чем 19% от общей численности занятых в российской экономике. (Необходимо отметить, что достоверной статистики по индивидуальным предпринимателям на сегодняшний день нет. Достаточно сказать, что Госкомстат России располагает данными примерно об одном миллионе предпринимателей, в то время как Министерство по налогам и сборам Российской Федерации - о 4,3 миллионах) [20, c.67].     Поддержать развитие МП  возможно с помощью  последовательной  государственной политики в области   малого бизнеса, основные положения которой  сформулированы  в Законе РФ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;
  • федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  • региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  • муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства [8].

Развитие малого предпринимательства  в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и  в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти - в Москве. Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост.

Государственная политика играет решающую роль в  стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки банков, кредитующих малые формы предпринимательской деятельности. В соответствии с международным опытом в России программа кредитования малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру, включающую Банк развития (Внешэкономбанк) и его дочерний Российский банк развития. Последний призван предоставлять финансовые ресурсы региональным банкам, которые в свою очередь кредитуют субъекты малого и среднего предпринимательства. Несмотря на декларации государственной поддержки малого и среднего бизнеса, финансирование по этой программе остается незначительным. Общий лимит на данный вид деятельности Банка развития в 2008 г составляет всего 9 млрд. руб. (около 0,02% ВВП), а к 2012г. он должен превысить 42 млрд. руб. (по прогнозным оценкам, не более 0,06 % ВВП с учетом инфляции и реального экономического роста).  
   Для сравнения: в Германии программы поддержки малого бизнеса рассчитаны на 4,2 % ВВП, а в Японии - на 13,3 % ВВП. Необходимо в несколько раз увеличить объемы финансирования малого и среднего бизнеса, для чего ежегодно направлять из федерального бюджета ресурсы на целевое финансирование через Банк развития [21, c.83-85].

 

2.2 Условия  функционирования  малых  предприятий в рыночной  экономике России 

В России не возникало  взаимодействия и разграничения  функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.           Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

 Неравномерным является  также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт- Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно. Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями [22, c.97-100]..   

Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических  традиций порождали неуважение к  закону и недоверие к любой  власти. Немалую роль играет антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере [13, c.67-73].  

Из  сказанного следует, что основная на сильной  регулирующей роли

государства российская модель рыночной экономики опирается  на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.  Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.       Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.   

К концу 90-х гг. большинство  стран с переходной экономикой располагали  уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Этот срок оказался в целом достаточным для решения такой основополагающей задачи, как устранение монополии государственной собственности и развитие предпринимательства на базе частной и смешанной собственности. Практические результаты трансформации, прежде всего в реальном секторе, не позволяют говорить о завершенности реформ и необратимости перехода экономики к рыночным принципам функционирования. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже после акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям рыночной экономики: они экономически неэффективны, сохраняют избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру и при этом остаются монополистами на соответствующих сегментах рынка.  

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества