Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Введение………………………………………………………………………….....3
Малое предпринимательство как экономическая категория
Взгляды различных экономических школ на малое предпринимательство………………………………………………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………...9
Малые предприятия и их значение в экономике………………..….…...…11
Малое предпринимательство в России
Государственная политика в отношении предприятий малого бизнеса....12
Условия функционирования малых предприятий в рыночной экономике России………………………………………………………………………...15
Поддержка малого предпринимательства в Краснодарском крае………..18
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24
Приложение А. регулирование предпринимательства и рынка труда: структура факторов…………………………………………………………………………….27
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство.
Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых малые предприятия создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию
малых городов (приложение 1). В-пятых (пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна[14, c.482].
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что
малые предприятия способны
в больших масштабах
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров[16, c. 314].
Успех малого бизнеса
в этой области можно
Если проследить
путь изобретения, использованн
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
На мелких предприятиях
отмечается более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими
затратами удовлетворяют
2 Малое предпринимательство в России
2.1 Государственная политика в отношении предприятий малого бизнеса
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства [7]. Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Доля малого предпринимательства в общественном производстве России и экономически развитых стран также существенно разнится: от 50-60 % валового внутреннего продукта в развитых странах мира, до 10-11% - в России. Причем даже этот, более чем скромный показатель является ярким примером высокой эффективности малого предпринимательства - ведь предприятиями этого сектора используется немногим более 3% основных фондов промышленности [17, c.21]. Несмотря на то, что в Российской Федерации численность персонала малых предприятиях неуклонно увеличивается и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 12 миллионов человек, это менее чем 19% от общей численности занятых в российской экономике. (Необходимо отметить, что достоверной статистики по индивидуальным предпринимателям на сегодняшний день нет. Достаточно сказать, что Госкомстат России располагает данными примерно об одном миллионе предпринимателей, в то время как Министерство по налогам и сборам Российской Федерации - о 4,3 миллионах) [20, c.67]. Поддержать развитие МП возможно с помощью последовательной государственной политики в области малого бизнеса, основные положения которой сформулированы в Законе РФ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти - в Москве. Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост.
Государственная политика
играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего
бизнеса. Основной целью государственного
регулирования в этой сфере должно быть
формирование эффективных механизмов
финансовой поддержки банков, кредитующих
малые формы предпринимательской деятельности.
В соответствии с международным опытом
в России программа кредитования малого
бизнеса реализуется через двухуровневую
процедуру, включающую Банк развития (Внешэкономбанк)
и его дочерний Российский банк развития.
Последний призван предоставлять финансовые
ресурсы региональным банкам, которые
в свою очередь кредитуют субъекты малого
и среднего предпринимательства. Несмотря
на декларации государственной поддержки
малого и среднего бизнеса, финансирование
по этой программе остается незначительным.
Общий лимит на данный вид деятельности
Банка развития в 2008 г составляет всего
9 млрд. руб. (около 0,02% ВВП), а к 2012г. он должен
превысить 42 млрд. руб. (по прогнозным оценкам,
не более 0,06 % ВВП с учетом инфляции и реального
экономического роста).
Для сравнения: в Германии программы поддержки
малого бизнеса рассчитаны на 4,2 % ВВП,
а в Японии - на 13,3 % ВВП. Необходимо в несколько
раз увеличить объемы финансирования
малого и среднего бизнеса, для чего ежегодно
направлять из федерального бюджета ресурсы
на целевое финансирование через Банк
развития [21, c.83-85].
2.2 Условия функционирования малых предприятий в рыночной экономике России
В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник. Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт- Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно. Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями [22, c.97-100]..
Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере [13, c.67-73].
Из сказанного следует, что основная на сильной регулирующей роли
государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка. Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе. Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.
К концу 90-х гг. большинство стран с переходной экономикой располагали уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Этот срок оказался в целом достаточным для решения такой основополагающей задачи, как устранение монополии государственной собственности и развитие предпринимательства на базе частной и смешанной собственности. Практические результаты трансформации, прежде всего в реальном секторе, не позволяют говорить о завершенности реформ и необратимости перехода экономики к рыночным принципам функционирования. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже после акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям рыночной экономики: они экономически неэффективны, сохраняют избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру и при этом остаются монополистами на соответствующих сегментах рынка.
Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества