Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Введение………………………………………………………………………….....3
Малое предпринимательство как экономическая категория
Взгляды различных экономических школ на малое предпринимательство………………………………………………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………...9
Малые предприятия и их значение в экономике………………..….…...…11
Малое предпринимательство в России
Государственная политика в отношении предприятий малого бизнеса....12
Условия функционирования малых предприятий в рыночной экономике России………………………………………………………………………...15
Поддержка малого предпринимательства в Краснодарском крае………..18
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24
Приложение А. регулирование предпринимательства и рынка труда: структура факторов…………………………………………………………………………….27
Так, в России в конце 90-х гг. более половины промышленных предприятий, а в некоторых отраслях и еще больше были убыточными. Частные предприятия в переходной экономике образуются путем как инвестирования и капитализации доходов и сбережений физических и негосударственных юридических лиц (частные предприятия на собственной основе), так и трансформации государственной собственности (приватизированные предприятия). При этом важно, что независимо от способа учреждения предприятий функции собственности и профессионального управления полностью совпадают только в рамках мелких фирм [20, c.140-143].
Несмотря на официальное признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками (emerging markets). Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных и институциональных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность перманентной угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует автоматическому воспроизводству в них внутренних системных дисбалансов, происхождение которых различно. Достигнув границы меры, накопленное в той или иной подсистеме неравновесие вызывает к действию силы, восстанавливающие баланс. Одной из таких мощных балансирующих сил является открытая инфляция [15, c. 113]. Функционирование любого российского предприятия (особенно малых) в рыночных условиях обусловлено неопределенностью и неустойчивостью. Применявшиеся ранее концепции управления уже не оправдывают себя в новых условиях - этим и вызван интерес к методам управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий (фирм, компаний и т. п.), которые (методы) хорошо зарекомендовали себя за рубежом. В связи со сложившейся сегодня экономической ситуацией и подготовкой России к вступлению в ВТО многие российские предприятия начали переход на логистические методы управления производством, снабжением, запасами и т.д. или рассматривают возможность такого перехода в ближайшее время.
2.3 Поддержка малого
предпринимательства в
Вопросы поддержки предпринимательства приобретают сегодня особое значение для всего бизнес - сообщества, в том числе для регионов, где экономические и политические преобразования являются необходимым условием повышения общей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Малый и средний бизнес стратегически важен для России. От качества проводимых в этой сфере преобразований зависят все процессы социально-экономического развития нашей страны [7, c.4 -9].
В Краснодарском крае в сфере малого предпринимательства осуществляют свою деятельность 989 тысяч человек, что составляет около 40% населения, занятого в экономике края. По итогам 2010 года в Краснодарском крае насчитывается более 307 тысяч субъектов малого предпринимательства, юридических и физических лиц. По отношению к 2009 году произошло увеличение малых и средних форм хозяйствования на 1,5 % [6, c.27]. Только в прошлом году свой бизнес начали в крае более 6,5 тысяч малых предприятий. Немаловажно и то, что в 2010 году малые предприятия региона предоставили дополнительно 10 тысяч рабочих мест. Причем наш регион превысил плановые показатели по Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010 год в 5 раз. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года составляет более триллиона рублей.
В 2008 году 26 марта бы принят краевой закон « О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», в котором отмечаются полномочия органов государственной власти Краснодарского края по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. К полномочиям органов государственной власти Краснодарского края по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:
1) участие в осуществлении госуда
2) разработка и реализация
краевых целевых и
3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих
интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
4) финансирование научно-
5) содействие развитию
межрегионального
6) пропаганда и популяризация
предпринимательской
7) поддержка муниципальных
программ развития субъектов
малого и среднего
8) сотрудничество с
международными организациями
9) анализ финансовых,
экономических, социальных и
10) формирование инфраструктуры
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства
11) методическое обеспечение
органов местного
12) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Так же в законе отмечается необходимость государственной поддержки
субъектов малого и среднего
предпринимательства и
На данный момент в Краснодарском крае проводятся программы субсидирования малого бизнеса, существуют следующие виды субсидирования:
Так за первые три месяца 2011 года Гарантийный фонд Краснодарского края предоставил кубанским предпринимателям поручительства по банковским кредитам на сумму более 30 миллионов рублей.
Следует отметить, что благоприятному развитию малого предпринимательства на Кубани способствует:
Заключение
Проведенное нами исследование помогает нам сделать следующие выводы: малый бизнес (так называемая малая экономика) – это важный сектор полноценного рынка.
Целями создания малых предприятий малого бизнеса, являются:
На мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.
Говоря о наше стране следует отметить, что Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Для поддержания МП в нашей стране издаются законы, проводятся программы кредитования и т.д. Но для общего оздоровления экономики необходимо проведение экономических программ для развития малого предпринимательства на и региональном уровне.
Хорошим примером регионального развития малого бизнеса может быть Краснодарский край. Краснодарский край входит в десятку наиболее развитых регионов по количеству занятых в МП, в крае проводятся программы развития МП. Недавно глава Краснодарского края Ткачев А. Н. сказал о том, что малый бизнес – основа экономики Кубани.
Список использованных источников
1. Автономов, В. С. «Несвоевременные» мысли Йозефа Шумпетера . — В кн.: Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. — М.: Экономика, 1995
2. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско – торговая корпорация « Дашков и К», 2006. – 272 с.
3. Гарант – студент специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. Федеральный закон. N 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 24 июля 2007 г.
4. Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова, В.Е. Кантор Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
5. Зайцев, Н.Л. Экономика организации и управление предприятием: Учебное пособие – 2-е изд. доп., – М.: ИНФРА – М , 2008 – 458 с. - (Высшее образование)
6. Ксенофонтов, В.И. Инвестиционное обеспечение стабилизированного развития российских регионов. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2009.-168с.
7. Ксенофонтов, В.И.
Тория и методология
8. КонсультантПлюс: Высшая
школа - программа информационной
поддержки российской науки
и образования. Федеральный
9. КонсультантПлюс: Высшая школа - программа информационной поддержки российской науки и образования. Федеральный закон. N 231-ФЗ «Предприятие» от 18 декабря 2006 г.
10. КонсультантПлюс: Высшая школа - программа информационной поддержки российской науки и образования. Федеральный закон. N 175-ФЗ
«Коммерческие и некоммерческие организации» от 03 ноября 2006 г.
11. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: учебник для вузов – 2-е изд., пераб. и доп.- М:Инфра-М, 2006. – 234
12.Лутовинов , П . П . Роль малого бизнеса в развитии экономики России / П . П . Лутовинов , О . К . Гончарова , В . И . Колесников // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 19. - С. 22-26
13. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. — 220 с.
14. Микроэкономика. Теория
и российская практика: Учебник
для студентов вузов,
15. Петров, П.В. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов/ П.В.Петров. – М: ИНФРА-М, 2006. – 220c.
16. Раицкий, К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.- 1012 с.
17. Расчет социально-
Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества