Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
Малое предпринимательство как экономическая категория
Взгляды различных экономических школ на малое предпринимательство………………………………………………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………...9
Малые предприятия и их значение в экономике………………..….…...…11
Малое предпринимательство в России
Государственная политика в отношении предприятий малого бизнеса....12
Условия функционирования малых предприятий в рыночной экономике России………………………………………………………………………...15
Поддержка малого предпринимательства в Краснодарском крае………..18
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24
Приложение А. регулирование предпринимательства и рынка труда: структура факторов…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Тит. лист.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Так, в России в конце 90-х гг. более половины промышленных предприятий, а в некоторых отраслях и еще больше были убыточными.   Частные предприятия в переходной экономике образуются путем как инвестирования и капитализации доходов и сбережений физических и негосударственных юридических лиц (частные предприятия на собственной основе), так и трансформации государственной собственности (приватизированные предприятия). При этом важно, что независимо от способа учреждения предприятий функции собственности и профессионального управления полностью совпадают только в рамках мелких фирм [20, c.140-143].

Несмотря на официальное  признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической  системы с развивающимися рынками (emerging markets). Характерными особенностями  таких систем являются незавершенность структурных и институциональных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность перманентной угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует автоматическому воспроизводству в них внутренних системных дисбалансов, происхождение которых различно. Достигнув границы меры, накопленное в той или иной подсистеме неравновесие вызывает к действию силы, восстанавливающие баланс. Одной из таких мощных балансирующих сил является открытая инфляция [15, c. 113]. Функционирование любого российского предприятия (особенно малых) в рыночных условиях обусловлено неопределенностью и неустойчивостью. Применявшиеся ранее концепции управления уже не оправдывают себя в новых условиях - этим и вызван интерес к методам управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий (фирм, компаний и т. п.), которые (методы) хорошо зарекомендовали себя за рубежом. В связи со сложившейся сегодня экономической ситуацией и подготовкой России к вступлению в ВТО многие российские предприятия начали переход на логистические методы управления производством, снабжением, запасами и т.д. или рассматривают возможность такого перехода в ближайшее время.

 

 

2.3 Поддержка малого  предпринимательства в Краснодарском  крае 

Вопросы поддержки предпринимательства приобретают сегодня особое значение для всего бизнес - сообщества, в том числе для регионов, где экономические и политические преобразования являются необходимым условием повышения общей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Малый и средний бизнес стратегически важен для России. От качества проводимых в этой сфере преобразований зависят все процессы социально-экономического развития нашей страны [7, c.4 -9].

В   Краснодарском   крае  в сфере  малого   предпринимательства  осуществляют свою деятельность 989 тысяч человек, что составляет около 40%  населения, занятого в экономике  края.  По итогам  2010   года   в   Краснодарском   крае  насчитывается более 307  тысяч субъектов  малого   предпринимательства, юридических и физических лиц. По отношению к 2009  году  произошло увеличение  малых  и средних форм хозяйствования на 1,5 % [6, c.27]. Только в прошлом году  свой бизнес начали в крае  более 6,5 тысяч малых   предприятий. Немаловажно и то, что в 2010   году   малые   предприятия  региона предоставили дополнительно 10 тысяч рабочих мест. Причем наш регион превысил плановые показатели по Программе государственной поддержки  малого  и среднего предпринимательства  на   2010 год в 5 раз. Оборот субъектов  малого  и среднего предпринимательства по итогам  2010   года  составляет более триллиона рублей.

В 2008 году 26 марта бы принят краевой закон « О развитии малого и среднего предпринимательства  в Краснодарском крае», в котором  отмечаются полномочия органов государственной власти Краснодарского края по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. К полномочиям органов государственной власти Краснодарского края по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:

1) участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) разработка и реализация  краевых целевых и межмуниципальных  программ и проектов в области  развития субъектов малого и  среднего предпринимательства с  учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих

интересы субъектов  малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений  указанных организаций;

4) финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по проблемам развития малого  и среднего предпринимательства;

5) содействие развитию  межрегионального сотрудничества  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

6) пропаганда и популяризация  предпринимательской деятельности;

7) поддержка муниципальных  программ развития субъектов  малого и среднего предпринимательства;

8) сотрудничество с  международными организациями и  административно-территориальными  образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

9) анализ финансовых, экономических, социальных и иных  показателей развития малого  и среднего предпринимательства  и эффективности применения мер  по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства;

10) формирование инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства и  обеспечение ее деятельности;

11) методическое обеспечение  органов местного самоуправления  и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований Краснодарского края;

12) образование координационных  или совещательных органов в  области развития малого и  среднего предпринимательства.

Так же в законе отмечается необходимость  государственной поддержки

субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства. Таких как  поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, а также иные формы поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации [19, c.74].

На данный момент в  Краснодарском крае проводятся программы субсидирования малого бизнеса, существуют следующие виды субсидирования:

  • субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов;
  • субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства; (в настоящее время в данный вид финансовой поддержки вносятся изменения)
  • субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, полученным сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, кредитными потребительскими кооперативами граждан;
  • субсидирование части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с разработкой и внедрением систем менеджмента качества на основе требований международных и государственных стандартов [25].

Так за  первые три  месяца 2011  года  Гарантийный фонд  Краснодарского   края  предоставил кубанским предпринимателям поручительства по банковским кредитам на сумму более 30 миллионов рублей.

Следует отметить, что  благоприятному развитию малого предпринимательства  на Кубани способствует:

  • природно-климатические условия;
  • субсидирование малого бизнеса;
  • реализации долгосрочных краевых целевых программ;
  • приток инвестиций, обусловленный прохождением XXII Олимпийских Игр в Сочи 2014 году и Чемпионатом Европы по футболу 2018 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное нами исследование помогает нам сделать  следующие выводы: малый бизнес  (так называемая малая экономика) – это важный сектор полноценного рынка.

Целями создания  малых предприятий малого  бизнеса, являются:

  • активизация  структурной  перестройки экономики;
  • насыщение потребительского рынка  товарами;
  • преодоление  регионального и отраслевого монополизма;
  • расширение конкуренции;
  • создание материальной основы  для трудоустройства работников;
  • укрепление экономической базы местных органов власти;
  • развитие сёл, небольших городов;

На мелких  предприятиях  отмечается более  высокая эффективность труда,  малые  фирмы с меньшими затратами  удовлетворяют потребности в  дефицитных видах товаров  и  услуг  на основе разработки местных источников (сырья)  и  обеспечивает при этом большую занятость.  Они  увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

Говоря о  наше стране  следует отметить, что  Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий.  Для поддержания МП в нашей стране издаются законы, проводятся программы  кредитования и т.д. Но для общего оздоровления  экономики необходимо проведение экономических программ для развития малого предпринимательства на и региональном уровне.

Хорошим примером регионального развития малого бизнеса  может быть Краснодарский край. Краснодарский  край входит в десятку наиболее развитых регионов по количеству занятых в  МП, в крае проводятся программы  развития МП. Недавно глава Краснодарского края Ткачев А. Н. сказал о том, что малый бизнес – основа экономики Кубани.

 

Список использованных источников

1. Автономов, В. С. «Несвоевременные» мысли Йозефа  Шумпетера . — В кн.:  Шумпетер  Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. — М.: Экономика, 1995

2.  Баскакова, О.В.  Экономика организаций (предприятий): учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско – торговая  корпорация « Дашков и К», 2006. – 272 с.

3. Гарант – студент специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей.  Федеральный закон. N 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 24 июля 2007  г.

4. Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова, В.Е. Кантор Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

5. Зайцев, Н.Л. Экономика организации и управление  предприятием: Учебное пособие – 2-е изд. доп., – М.: ИНФРА – М , 2008 – 458 с. -  (Высшее  образование)

6. Ксенофонтов, В.И. Инвестиционное обеспечение стабилизированного развития российских регионов. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2009.-168с.

7. Ксенофонтов, В.И.  Тория и методология управления  сбалансированным развитием регионов  – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2010.- 192с.

8. КонсультантПлюс: Высшая  школа -  программа информационной  поддержки  российской науки  и образования. Федеральный закон. N 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.

9. КонсультантПлюс: Высшая школа -  программа информационной поддержки российской науки и образования. Федеральный закон. N 231-ФЗ «Предприятие» от 18 декабря  2006  г.

10. КонсультантПлюс: Высшая  школа -  программа информационной  поддержки российской науки и  образования. Федеральный закон. N 175-ФЗ 

«Коммерческие и некоммерческие организации» от 03  ноября 2006  г.

11. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: учебник для вузов – 2-е изд., пераб. и  доп.- М:Инфра-М, 2006. – 234

12.Лутовинов ,  П .  П .  Роль   малого   бизнеса   в   развитии   экономики   России  /  П .  П .  Лутовинов ,  О .  К .  Гончарова ,  В .  И .  Колесников  // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 19. - С. 22-26

13. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. — 220 с.

14. Микроэкономика. Теория  и российская  практика: Учебник  для  студентов  вузов, обучающихся   по экономическим специальностям  и направлениям /  Под редакцией  А. Г.  Грязновой  и А. Ю. Юданова.  2 изд. – М.: ИТД «КноРус», « «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 544 с.,  илл. ( Экономическая теория и российская практика)

15. Петров, П.В. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов/ П.В.Петров. – М: ИНФРА-М, 2006. – 220c.

16. Раицкий, К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.- 1012 с.

17. Расчет социально-экономических  показателей регионов России  в период мирового финансового кризиса. Подготовка кадров, методологий алгоритмическое и программно-технологическое обеспечение / В. И. Антиповхи [др.] //Препринты ИПМ им. М. В . Келдыша, 2009 №11, 48с.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества