Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа
Цель работы: определение степени вовлеченности экономики России в мировую экономику
Задачи исследования:
· изучение наиболее перспективных и приоритетных отраслей экономики России;
· выявление влияния на мировую экономику конкурентоспособных отраслей, предприятий и компаний;
· анализ и динамика развития отдельных отраслей российской экономики;
· прогноз развития российской экономики и ее дальнейшая интеграция в мировую экономику.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОССИЯ КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…..5
1.1. ВВП и национальное богатство России……………………………5
Природно-ресурсная база России
1.2. Отраслевая структура экономики России…………………………12
Подробней и точнее рассмотреть
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ……………………..17
2.1. Внешнеэкономические связи России, их характеристика и перспективы развития………………………………………………………….17
2.2. Инновационная деятельность российской экономики……………29
2.3. Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России…………………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..45
новые конкурентные условия, приводящие к использованию меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях производственного цикла. Наличие в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В России в большом
объеме представлены сравнительные преимущества (дешевый труд, богатые
природные ресурсы, благоприятные геофизические и климатические факторы и т.д.), но что касается конкурентных преимуществ, то здесь наблюдается значительное отставание от развитых и многих развивающихся
государств.12
Конкурентоспособность российской
экономики сегодня основывается
на использовании сравнительных
национальных преимуществ и использовании
механизма ценовой
В настоящее время сырьевая составляющая – основа конкурентоспособности российского экспорта.
Внешнеторговая стратегия России есть составная часть внешнеэкономической политики Российского государства, основанная прежде всего на эффективном использовании ресурсного потенциала и совершенствовании правовой основы внешнеторгового сотрудничества. Ресурсный потенциал представляет возможности и преимущества России на мировом рынке по сравнению с другими странами, обусловленные наличием природных богатств.13
Так, по запасам энергетических ресурсов Россия занимает одно из первых мест в мире. По прогнозам, от мировых запасов Россия имеет нефти 13 – 15 %, природного газа – 42 %, угля – 12 %. Разведанные запасы от мировых составляют по нефти 13 %, газу – 35 %, углю – 12%.
Россия как поставщик промышленного сырья и базовых полуфабрикатов не знает себе равных и обеспечивает существенную часть глобального импортного спроса.
Наша страна занимает первое место в мире по экспорту никеля и природного газа, второе – четвертое места – по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины. Россия – крупный поставщик мирового рынка по меди, алмазам, круглому лесу. Имеющиеся запасы сырья позволяют России осуществлять поставки на внешний рынок и обеспечивать растущие внутренние потребности производства, развития производственной и социальной инфраструктуры страны.
Степень включения страны в мирохозяйственные связи зависит от обеспеченности основными видами сырьевых ресурсов. Более обеспеченная ими страна имеет меньшие потребности ввоза из-за рубежа топлива и сырья для промышленности и производства продовольствия. Отсутствие собственной сырьевой базы увеличивает зависимость воспроизводственного процесса от международного обмена энергетическими ресурсами. Сырьевая направленность экспорта России вполне закономерна, развивалась исторически, отражает её ресурсные возможности выхода на внешний рынок и конъюнктуру мирового рынка.14
Тенденции развития мирового рынка и процессов глобализации мировой экономики показывают, что потребности в ресурсах стран, их не имеющих (или имеющих недостаточно), всегда росли, продолжают и будут расти. Растёт зависимость последних от стран-поставщиков ресурсов, прежде всего энергетических. На мировом рынке развивается ситуация, обеспечивающая колеблющийся (движущийся) баланс (или некоторое равновесие) между странами-поставщиками ресурсов и странами-поставщиками потребительских (продовольственных) товаров, при некоторых обстоятельствах вызывающая кризисную ситуацию. В эти периоды мировые цены растут или снижаются, ведут к росту и снижению эффективности внешней торговли.
Отражением движущегося
баланса мирохозяйственных
Во-первых, это стремительный рост цен на важнейшие товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, основные чёрные, цветные драгоценные металлы, круглый лес, аммиак и азотные удобрения. Это не исключительное внешнеэкономическое везение или внешнеэкономическое «чудо» для нашей страны, как об этом пишут экономисты, а вполне объективная закономерность, обусловленная исторически сложившимся географическим положением России с её природными богатствами и нарастающим использованием инновационных технологий и современной техники.
Кроме того, на мировом рынке происходит снижение или умеренный рост средних импортных цен на продовольствие, товары народного потребления, массовую продукцию информационно-коммуникационных технологий, составляющие большую часть отечественного импорта и обусловленные выгодной для России конъюнктурой:
– превышением предложения над спросом;
– острой международной конкуренцией, прежде всего на мировых рынках машиностроительной продукции потребительского назначения.
По данным Росстата, около половины товарных ресурсов розничного товарооборота формируются за счёт импорта, что вызывает вероятность возможного повторения ситуации 1996 – 1998 гг., вызвавшей дефолт и свертывание многих отечественных производств.15 Основные опасения и риски связаны с тем, что импорт поглощает всё более значительную часть дополнительных доходов в экономике и по существу сдерживает развитие отечественного производства в ряде отраслей. Россия просто «проедает» значительную часть импорта. Способна ли Россия в этих условиях не допустить риска уязвимости (зависимости) от импорта товаров конечного потребления и в достаточно короткие сроки обеспечить производство, прежде всего, продовольственных товаров соответствующего качества, отвечающих менталитету питания российского народа? Что касается сокращения доли растущего импорта, прежде всего продовольствия и обеспечения в этих условиях национальной безопасности страны, на наш взгляд, наряду с существующими мерами по поддержке агропромышленного комплекса необходимо кардинально изменить политику поддержки малого бизнеса и фермеров в целях наращивания продовольствия, исторически соответствующего менталитету российского потребителя. России необходимо обеспечить внутренние потребности населения собственным продовольствием, для чего нужно освободить от налогообложения фермеров на достаточно длительный срок (не менее 10 – 15 лет) с последующим введением частичного налогообложения через каждые четыре или три года. Речь идёт о тех, кто производит, перерабатывает и реализует молоко и молочные продукты, мясо и овощи. Освобождение от налогообложения фермеров может быть введено при условии создания ими собственных снабженческо-сбытовых кооперативов, оказания помощи в их формировании, участия муниципалитетов для исключения монополизма на местных рынках населённых пунктов. Мелкому бизнесу, который организует в небольших объёмах питание для конкретных групп населения, необходимо помочь в аренде небольших помещений на льготных условиях на период от трёх до пяти лет с последующим выкупом.
Именно это обеспечит мощное и ускоренное решение проблемы обеспечения собственным продовольствием, отвечающим требованиям российского менталитета питания и национальной безопасности страны. Примером тому является Китай, где малый бизнес обслуживает менталитет питания китайского населения, фермеры не только кормят своё население, но и обеспечивают мировые потребности.
Развитие эффективной
внешнеторговой стратегии России на
современном этапе тесно
Для этого уже осуществляется проведение единой направленности межрегиональной деятельности сибирских и дальневосточных субъектов Федерации по рациональному использованию существующих конкурентных преимуществ (энергетические и сырьевые ресурсы, транспортно-логистические возможности). Возрастает число точек соприкосновения экономик регионов, где требуются согласованные действия и осуществление инвестиционных мегапроектов по созданию и развитию единой энергетической инфраструктуры, единой системы трубопроводов, добычи углеводородов и газификации, функционированию и развитию транспортных коридоров, транспортно-логистических центров, размещению крупных производств.
Во-первых, необходимо интенсивное
развитие Южного широтного экономического
пояса на базе ранее сформированных промышленных
узлов, центров, комплексов, в основном
расположенных вдоль Транссибирской магистрали.
Во-вторых, следует уделить пристальное
внимание интенсивному формированию Северного
широтного экономического пояса, который
должен опираться не только на сырьевые
ресурсы, но и транспортно-логистические
возможности при организации обслуживания
международных транспортных коридоров
и инфраструктурно-инженерных проектов.
Межрегиональный эффект ожидается от
реализации инновационных проектов путём
формирования в регионах территориально-
В частности, Хабаровский
край не только принимает непосредственное
участие, но и осуществляет координацию
деятельности по разработке и реализации
инвестиционных проектов, позволяющих
осуществить современные инновационные
подходы в формировании транспортно-промышленных
комплексов на территории края, которые
могут стать составной частью предполагаемых
интегрированных производственно-
Развитие Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла в Хабаровском крае, центра стыковки железнодорожного, автомобильного и морского транспорта, обеспечит транзитно-транспортный коридор Европа – АТР, благодаря созданию особой портовой зоны в Советской Гавани Хабаровского края, где в строительстве портовых терминалов принимают участие дальневосточные регионы.
Современное развитие регионов Сибири и Дальнего Востока может обеспечить эффективную интеграцию Российского государства в евроазиатское экономическое пространство и упрочение статуса России как мировой державы.
В отношениях между странами СНГ внешняя торговля по-прежнему занимает важнейшее место, и это экономически обоснованно. Опыт стран, входящих в Европейский союз, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными в них товарами послужило стимулом для развития экономики каждого государства. Россия, стремящаяся сохранить свое влияние на постсоветском пространстве на долгие годы, заинтересована в том, чтобы не только нынешнее, но и будущие поколения политических лидеров, бизнес-элиты, интеллигенции, рядовых граждан стран-соседей и в буквальном, и в переносном смысле разговаривали с нами на одном языке. В то же время реальность постсоветского развития свидетельствует о снижении доли стран СНГ во внешней торговле России. За последние десятилетия она сократилась с 19,4 % в 1995 г. до 13,8 % в 2009-м и увеличилась в 2010 г. до 14,6 %.16
Страны СНГ еще длительное время будут иметь весомую долю во внешнеэкономических связях России, поскольку некогда были элементами единого народно-хозяйственного комплекса. Геополитические интересы России также предполагают сохранение ее лидерства и партнерства в отношениях со странами СНГ. В пользу развития сотрудничества с ними говорит и то, что их цены, издержки, формы организации производства и прочие факторы весьма близки к российским. Более того, рынки стран СНГ имеют значительные возможности для их дополнительной производственной загрузки, кооперации, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.
В настоящее время все чаще говорится о том, что одно из приоритетных направлений развития внешней торговли России является присоединение к ВТО. Основу российского экспорта, как уже было сказано, составляют топливо и сырье, каталог товаров и услуг, в то время как ВТО стимулирует торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией. Структура российского экспорта не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду высокой изношенности производственных мощностей отечественной промышленности.
Всемирная торговая организация, являясь важнейшим институтом,
обеспечивающим организационно-правовую основу развития международной торговли, обусловливает углубление международной экономической интеграции. Для стран, не входящих в ВТО, присоединение к
ней становится эффективным инструментом их дальнейшей интеграции в мировую экономику.
В настоящее время в эту международную организацию входит большая часть стран мира (157 государств), в рамках ВТО осуществляется 96 % объема международной торговли. За всю историю существования ВТО ни одна из стран-членов, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ее состава, а не участвующие в деятельности организации страны стремятся в нее вступить. Все это уже само по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.