Место и роль России в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение степени вовлеченности экономики России в мировую экономику
Задачи исследования:
· изучение наиболее перспективных и приоритетных отраслей экономики России;
· выявление влияния на мировую экономику конкурентоспособных отраслей, предприятий и компаний;
· анализ и динамика развития отдельных отраслей российской экономики;
· прогноз развития российской экономики и ее дальнейшая интеграция в мировую экономику.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОССИЯ КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…..5
1.1. ВВП и национальное богатство России……………………………5
Природно-ресурсная база России
1.2. Отраслевая структура экономики России…………………………12
Подробней и точнее рассмотреть
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ……………………..17
2.1. Внешнеэкономические связи России, их характеристика и перспективы развития………………………………………………………….17
2.2. Инновационная деятельность российской экономики……………29
2.3. Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России…………………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Потенциал и место России в мировой экономике, курсовая.docx

— 143.64 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация, вступая в ВТО, получает дополнительную возможность усилить свою интегрированность в мирохозяйственные связи. Без присоединения к ВТО Россия не сможет успешно продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды.

Проанонсированное руководством страны вступление России в ВТО в 2011 г. обусловливает необходимость оценки последствий присоединения и выработки краткосрочных и долгосрочных подготовительных мер. Вместе с тем, как показывает практика, расчет политических, экономических и иных последствий присоединения России к ВТО объективно сложен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна в мире не имеет точного и полного экономического анализа всех потерь и выгод своего участия в ВТО. Имеющиеся формулы расчета ориентируются на теории сравнительных конкурентных преимуществ.17

Плюсы от вступления России в ВТО:18

  1. Россия сможет принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов;
  2. Россия получит лучшие условия доступа российской продукции на иностранные рынки;
  3. Вступление в ВТО создаст более благоприятный климат для инвестиций в Россию и расширит возможности для российских инвесторов;
  4. Будут созданы условия для устранения дискриминации российских товаров и услуг на внешних рынках. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к системе разрешения споров ВТО и возможности принудительного исполнения решений;
  5. ВТО предоставляет возможность получения РФ компенсаций за ущерб, нанесенный в случае дальнейшего расширения Таможенного союза ЕС.

Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ.

Отрицательные моменты от вступления России в ВТО:19

  1. Россия будет лишена (ограничена) возможности принятия самостоятельных экономических решений, что может нанести непоправимый ущерб целым отраслям промышленности; не сможет автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО;
  2. России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, то есть установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5—7 лет до определенной величины. Необходимо будет принять обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий;
  3. Банковская и страховая сфера деятельности России не выдержит конкуренции с ведущими иностранными компаниями. Россия не сможет включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке, применять максимальные или минимальные обязательные цены, предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю, ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам;
  4. Россия не сможет дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая налогообложение и предложение к продаже, рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.; дискриминировать товары, услуги и их поставщиков из одних стран по сравнению с товарами, услугами и их поставщиками из других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе); увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор); дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой; применять экспортные субсидии в любых формах;
  5. Россия не сможет ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям; ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениями; применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер; применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;
  6. России предстоит внести изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО. В частности, речь идет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений.

Таким образом, последствия  присоединения России к ВТО противоречивы и далеко не однозначны. Вместе с тем, по мнению автора, соотношение плюсов и минусов с учетом их удельного веса дает достаточные основания для целесообразности и необходимости такого шага.

Вступление в ВТО приведет к определенным изменениям внешней среды. Прежде всего, это усиление конкуренции на внутреннем рынке за счет выполнения требований ВТО, таких как снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т. д., что приведет к облегчению проникновения на внутренний рынок импортных товаров и услуг и значительному увеличению их потока. Кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования торговли должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия. Все это обязывает предприятия России принять комплекс мер по повышению качества своей продукции и внедрению инноваций, обновлению технологий и повышению квалификации персонала, организации сертификации, изменению организационного поведения и т. д.

 

2.2. Инновационная деятельность российской экономики

 

Переход экономики России в новое качественное состояние  предопределяет значимость активизации  инновационной деятельности, что  в свою очередь требует фундаментальных  изменений в структуре общественного  производства, образовании и составе  рабочей силы. Кроме того, необходима смена вектора развития, базирующегося  на использовании преимущественно природных ресурсов, к развитию на основе знаний и информации. С учетом этого необходимо существенно преобразовать отечественные институциональные условия ведения бизнеса, сформировать благоприятный инновационный климат, осуществить прорыв в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий, как в области воспроизводства знаний, так и в отраслях, использующих нововведения.

Инновационную активность в  российской экономике, согласно исследованиям, определяют три отрасли: металлургическая, химическая и машиностроение (на их долю приходится до 70 % инновационно активных предприятий).20

Если рассмотреть потоки иностранных инвестиции, то становится очевидным, что на долю «инновационных» отраслей приходится незначительная часть иностранного финансирования. Из всего объема производственных инвестиции наибольшая доля была направлена на развитие ТЭК, наименьшая - в машиностроение и металлообработку. В целом, иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности по-прежнему не имеют широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности.

При этом структура притока  иностранного капитала характеризуется относительно небольшой долей прямых инвестиции при одновременном увеличении доли прочих (ссуд и займов).

Относительно инновационной  деятельности предприятий необходимо отметить тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. В целом по промышленности ее доля снизилась в последние годы до 8 %. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно активных предприятий в промышленности осуществляет нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходится на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоёмкостью.

Большая часть финансирования технологических инноваций осуществляется за счет собственных средств предприятия (более 80 %), остальное финансируется за счет государства (2 – 3 %) и прочих источников (кредиты банков, иностранные инвестиции). Учитывая современное состояние капитальной базы большинства предприятий, можно предположить, что «инновационная» деятельность предприятий преимущественно связана не с внедрением принципиально новой продукции, а с «улучшением» существующего капитала (его ремонт, замена недорогими и соответственно низко эффективными аналогами и т.д.).

Основным получателем  бюджетных средств выступают машиностроительные предприятия – 77% от общего объема ассигнований федерального бюджета на инновации. Средства внебюджетных фондов также сконцентрированы преимущественно в машиностроении – 68%. В последние годы четко прослеживается тенденция увеличения расходов федерального бюджета на оборону: в реальном выражении эти расходы в 2006г. увеличились практически на 1/3 по сравнению с 2005г.

Для развития отечественной  инновационной системы огромное значение имеет законодательная  база. Например, закон о коммерческой тайне, юридически закрепивший режим  «ноу-хау» и имеющий принципиальное значение для капитализации интеллектуальной собственности. Согласно закону интеллектуальная собственность охраняется в режиме коммерческой тайны. По сравнению с патентованием режим коммерческой тайны предпочтителен в тех случаях, когда неясна коммерциализации изобретения, идеи. Таким образом, все незапатентованные разработки и научные исследования, переведенные в разряд «ноу-хау», охраняются указанным законом. Особенно данное положение актуально для различного рода государственных учреждений, в которых в течение долгих лет изобретения и разработки, не представляющие собой «государственную тайну», бесконтрольно продавались сотрудниками «на сторону».

В настоящее время существуют различные точки зрения по вопросу  наличия национальной инновационной  системы в России, уровне ее развития и степени эффективности. По мнению Черемина С.Е. несмотря на очевидные проблемы инновационного развития России, тем не менее, можно выделить ряд объективных предпосылок, позволяющих говорить о существование НИС или, по крайней мере, о положительной динамике ее формирования. Среди таких предпосылок, прежде всего, государственная инициатива по созданию НИС.21 В утвержденных Президентом РФ «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи предусмотрено формирование национальной инновационной системы.22

Вместе с тем трудно не согласиться с утверждением о  низком уровне эффективности системы и ее составляющих, наличия ряда серьезных ограничений и проблем дальнейшего ее развития, что подтверждается следующими данными: доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (ОЭСР –33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции – чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2,1 раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт – более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором.

Очевидно, что на пути преодоления  разрыва между потенциальными возможностями  и конечными результатами инновационного развития России важная роль принадлежит  формированию адекватного институционального профиля НИС, где основная роль отводится  государству. При этом государство  выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, во-вторых, организатора развития национального  инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятора институциональной  основы.23

В целях развития эффективной  политики НИС, имеет смысл разработка, как инновационной политики, так и научно-технической. Однако если первая направлена на использование наработанного научно-технического потенциала, широкого внедрения новых знаний и технологических решений, то вторая – имеет своей главной задачей создание научно-технических заделов на перспективу (поддержка развития образования, науки, создание новых технических разработок, технологий). При этом, как одна, так и другая политика выступает составной частью экономической политики государства, и имеют общую стратегическую цель – устойчивые темпы роста и конкурентоспособность отечественной экономики. Кроме, указанных видов, значительное влияние на развитие НИС оказывает промышленная политика, регулирующая взаимоотношения государства с промышленными предприятиями государственного и частного секторов. Она охватывает все аспекты деятельности предприятий, в том числе и те которые не относятся к освоению научно-технических нововведений.

Роль государства в  регулировании российской инновационной  системы определяется решением следующих  проблем: создание конкурентной среды  для долговременного развития хозяйствующих  субъектов; организация процесса производства знаний; корректировка с использованием передового зарубежного опыта институциональных  инструментов, обеспечивающих инновационное  взаимодействие между наукой, бизнесом и государством; поддержание баланса  между конкуренцией и кооперацией  предприятий, а также государственных  структур при создании и продвижении  инноваций; содействие трансферу технологий и информации от научной среды к бизнесу; развитие процессов имитации и адаптации иностранных технологий; оптимизация механизма финансирования инновационного процесса (разработка новых форм кредитования крупных инновационных проектов, предоставление государственных гарантий по привлеченным в инновационную сферу кредитам, консолидация государственных и частнопредпринимательских финансов); содействие формированию международных и региональных технологических стратегических альянсов и т.д.

В современной мировой  практике существует значительное число  различных показателей, оценивающих  уровень развития инновационной  системы, ее потенциал. Представляется, что формирование системы показателей  оценки эффективности НИС исходит  из национальных особенностей ее формирования и приоритетов развития, а также  должна включать оценку всех стадий инновационного цикла и связанных с ними процессов. Как правило, такая система содержит агрегированные и частные показатели. Очевидно, наиболее подходящими показателями для объективной оценки эффективности  инновационной системы являются соотношения изменения затрат и  результатов. Вместе с этим, интенсивное  развитие макросистемы является лишь одним из возможных вариантов, и, кроме того, эффективность также  может описываться и качественными  показателями (состояние законодательной  среды, уровень развитости инфраструктуры и т.д.).

Показатели оценки эффективности  НИС являются, в том числе, отражением тех условий, в которых она формируется и развивается. В большинстве случаев характеристики эффективной НИС включают: устойчивое развитие и функционирование субъектов макросистемы; приоритетность инновационного типа развития; четкое определение задач НИС; наличие результативной государственной политики в области развития инновационной деятельности; ограниченное число приоритетных (критических) направлений научно-технического развития; возможность образовательного сектора обеспечить потребность в специалистах соответствующей квалификации в области инновационной деятельности; способность финансовой системы страны обеспечивать необходимыми ресурсами инновационную деятельность; готовность промышленного сектора воспринимать новшества и инновации мирового уровня и реагировать на изменения конкурентной среды; высокий уровень информационного обеспечения инновационной деятельности.

Информация о работе Место и роль России в мировой экономике