Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа
Цель работы: определение степени вовлеченности экономики России в мировую экономику
Задачи исследования:
· изучение наиболее перспективных и приоритетных отраслей экономики России;
· выявление влияния на мировую экономику конкурентоспособных отраслей, предприятий и компаний;
· анализ и динамика развития отдельных отраслей российской экономики;
· прогноз развития российской экономики и ее дальнейшая интеграция в мировую экономику.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОССИЯ КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…..5
1.1. ВВП и национальное богатство России……………………………5
Природно-ресурсная база России
1.2. Отраслевая структура экономики России…………………………12
Подробней и точнее рассмотреть
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ……………………..17
2.1. Внешнеэкономические связи России, их характеристика и перспективы развития………………………………………………………….17
2.2. Инновационная деятельность российской экономики……………29
2.3. Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России…………………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..45
Современная международная статистика разрабатывает и совершенствует методы расчета разнообразных индексов и рейтингов, отражающих потенциал и сравнительные преимущества той или иной страны в инновационной сфере. Наиболее распространены методики Всемирного банка (программа «Знания для развития»), ВЭФ (индекс научно-технического потенциала), ежегодно публикуемые показатели Национального научного фонда, Комиссии ЕС. Несмотря на то, что используемые методики не лишены ограничений, в целом они способны оценить эффективность НИС по ряду направлений. Представляется целесообразным, при оценке результативности инновационной деятельности использовать несколько альтернативных подходов, с целью обоснования наиболее объективных результатов.
Среди множества разнообразных показателей, используемых в различных методиках оценки эффективности НИС, можно выделить совокупность основных индикаторов, которые позволяют составить общую картину уровня и условий развития инновационной системы, среди которых:
1) показатели достигнутого
уровня научно-технического
2) качественные показатели
развития рыночных институтов
и законодательства (например, уровень
бюрократизации, число предприятий
малого бизнеса в
3) образовательный уровень трудовых ресурсов: средний возраст исследователей, имеющих ученую степень; степень восприимчивости новшеств персоналом компании;
4) финансовые показатели: затраты на исследования и разработки (в % к ВВП), удельный вес затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции (%), эффективность затрат на инновационную деятельность;
5) показатели передачи и использования знаний: удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной продукции; число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения; соотношение числа патентных заявок, поданных национальными заявителями за рубежом и в стране; удельный вес страны в международной торговле технологиями; импортозависимость инновационной деятельности (отношение затрат на приобретение импортных технологий к затратам отрасли на инновации);
6) количественные и качественные
показатели экономического
Обобщая оценки результативности
инновационной системы России (отдельных
ее составляющих), проведенные в
соответствии с различными методиками,
можно сделать вывод о
Отечественными и зарубежными исследователями предлагаются различные стратегические направления развития эффективной модели отечественной НИС. Например, использование зарубежного опыта в формировании и развитии отечественной НИС. В данном случае вопрос ставится о копировании наиболее удачных моделей НИС развитых и развивающихся стран. Кроме того, рассматриваются стратегии: интеграция в глобальные инновационные цепочки; формирование инновационного суперпроекта общенационального уровня, конкурентоспособного на мировых рынках; создание кластера инновационных технологий, обеспечивающих постепенное формирование конкурентоспособного инновационного сектора. Указанные модели и стратегии в силу ограничений развития экономической системы не могут быть использованы в чистом виде в российских условиях.
Основной проблемой реализации любой программы является ее ресурсное обеспечение. Безусловно, государственная финансовая поддержка программ необходима, без нее «саморазвитие» высоких технологий не имеет перспектив. Перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране, не способствует росту экономики страны. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.
2.3. Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России
Мировой финансово-экономический кризис – кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.
Предшественником финансового кризиса 2008 года послужил ипотечный кризис в США, первые признаки которого проявились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов, а к весне 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года кризис из ипотечного начал перерастать в финансовый и затрагивать не только США. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.24
Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально-экономической ситуации практически всех стран мира, но в разной мере. В России они проявились особенно болезненно: по предварительным данным, в 2009 г. ВВП сократился на 8,5%, инвестиции в основной капитал - на 17,6%, промышленное производство - на 15,4%.
По мнению Г. Фетисова, подход российского правительства к проведению антикризисной политики претерпел значительную эволюцию. В начале 2008 г. он сводился к тому, что Россия, благодаря наличию «подушки безопасности», останется «островом стабильности». Суверенные фонды, средства которых ЦБ разместил в международные резервные активы казались огромными. Однако в программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год (от 19 июня 2009 г.) поставлены цели «поддержки граждан и недопущения разрушительных процессов в социальной сфере и в экономике страны при обеспечении одновременно с этим решения стратегических задач социально-экономического развития»25.
Благодаря мировому кризису проблема перехода от сырьевой модели развития российской экономики к инновационной превратилась из перспективной в крайне злободневную.
Данные о производстве
продукции базовых отраслей за первые
месяцы 2009 г. говорят сами за себя –
в России начался не только финансовый,
но и полномасштабный
Рис. 1 Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности
Если до ноября в 2008 г. выпуск базовых отраслей (светлые столбцы) превышал соответствующие величины 2007 г., то в ноябре-декабре 2008 г. он снизился до уровня 2006 г. В начале 2009 г. индекс выпуска базовых отраслей (темные столбцы) также значительно ниже величин за соответствующие месяцы 2008 г. Причем динамика выпуска базовых отраслей относительно соответствующего месяца предшествующего года, начиная с ноября 2008 г., выглядит весьма тревожно: от -4,2% до -15,0%.
Еще более глубокий спад пережила промышленность. Индексы прироста продукции промышленности в первые пять месяцев 2009 г. относительно соответствующих месяцев предшествующего года находились в интервале от -13,2% до -16,8%. Соответствующие величины для обрабатывающих производств составили от -18,3% до -25,2%, а для производства машин и оборудования от -6,2% до -50,3%. Можно сделать вывод, что кризис имеет явно выраженный инвестиционный «крен», как это бывает при циклических кризисах перепроизводства.
Также во время кризиса сильно возросла безработица в России: на 82,9% общая и на 58,3% - официально регистрируемая безработица.
Возникла угроза национальной
экономической безопасности – развития
финансово-экономического коллапса, т.е.
перехода экономики в режим взаимно
усиливающихся процессов
Россия оказалась
Разумеется, Россия из кризиса выберется, в частности, благодаря «плавному ослаблению рубля». Но издержки кризиса в России велики. Для остановки механизма саморазрушения экономики и финансовых рынков очень полезны меры по выкупу акций государством и бюджетному кредитованию реального сектора. Но пока их масштабы малы. Более того, либеральные фундаменталисты развернули кампанию по дискредитации этого института государственного регулирования экономики. Без всякого научного обоснования выносится вердикт о том, что выкуп акций не дал результатов. Но в конце 2008 г. объем интервенций Внешэкономбанка (ВЭБ) на фондовом рынке составил более 10% всего оборота фондовой секции ММВБ. Причем в некоторые дни ВЭБ был, по-видимому, основным покупателем, поддерживая ликвидность рынков акций ведущих российских компаний и сдерживая панические настроения инвесторов и акционеров. Обоснованные действия Президента, Правительства и Федерального Собрания России по созданию законодательных основ и административных институтов для государственной поддержки фондового рынка следует считать успешной инновацией в условиях обвала фондового рынка. И, следовательно, она должна сохраняться в арсенале мер антикризисного регулирования в случае новой волны кризиса на финансовых рынках. Поэтому можно сделать вывод, что главный рецепт лечения кризиса в России заключается в переходе от «окольных» методов государственной поддержки фондового рынка и реального сектора к непосредственным методам. При этом банки должны быть операторами по размещению государственных средств в приоритетные секторы экономики, тем более что они и так находятся под строгим контролем ЦБ.
Наконец, необходима модель
развития экономики и общества России
на основе концепции шести «И» (институты,
инфраструктура, инновации, инвестиции
и, дополнительно, интеллект и информация
как базовые ресурсы
Концепция шести «И» должна обеспечивать развитие российской экономики на основе частно-государственного партнерства и трансформации сбережений граждан и предприятий в прямые производственные инвестиции. Модель развития экономики и общества на основе концепции шести «И» призвана мобилизовать силы всего общества для достижения передового уровня эффективности и конкурентоспособности российской экономики.
Сейчас благополучие нацеленной
на экспорт энергоносителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из объективных законов развития мировой экономики является интеграция, представляющая объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, интеграция ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.
В основе объединения национальных
хозяйств в единое мировое хозяйство
лежит международное разделение
труда, представляющее собой специализацию
отдельных стран на производстве
определенных видов продукции, которыми
они обмениваются между собой. Оно
является объективной основой
Определяя место и роль
России в мировом хозяйстве, международном
разделении труда и интернационализации
хозяйственной жизни, можно отметить,
что они обусловлены уровнем
и динамикой развития национальной
экономики, степенью ее открытости и
вовлеченности в МРТ, прогрессивностью
и развитостью