Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:27, курсовая работа
После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы.
Введение
Глава 1. Роль конкурентоспособности в современной экономике
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Научно - техническая конкурентоспособность новых товаров, модель ее формирования
Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей
Глава 2. Условия для конкурентного преимущества страны
2.1 Условия спроса
2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм
Глава 3. Место и роль России в мировой торговле
3.1 Динамика и товарная структура внешней торговли России
3.2 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле
3.3. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом
Заключение
Список использованной литературы
Подобные прогнозы разрабатываются по важнейшим параметрам выявленных потребностей.
Процесс совершенствования продукции, ее развития в целом представляет собой последовательную смену моделей продукции одного и того же назначения. При этом, отражая объективную потребность в повышении качества продукции, уровень качества каждой последующей модели выше предыдущей.
Повышение технического уровня
техники может происходить как
за счет частичных улучшений при
сохранении исходной базовой модели
(эволюционный характер развития), так
и при переходе на принципиально
новое конструктивно-
Необходимо отметить, что эффективность модернизации исходной базовой модели снижается по мере увеличения времени ее существования. Разработка новой продукции на базе принципиально новых конструкторно-технологических решений обычно обеспечивает резкий скачок в повышении технического уровня продукции. Для обеспечения научно-технического превосходства уровень требований должен быть такой, чтобы к моменту постановки перспективного изделия на производство и далее в течение определенного времени технический уровень выпускаемой продукции соответствовал или превышал уровень изделий конкурентов.
Результаты проведенных прогнозных исследований служат базой для установления перспективных показателей качества продукции.
В условиях динамично повышающихся
характеристик продукции, вызванных
изменяющимся спросом потребителей,
требуется по-новому подходить к
организации и внутрифирменному
планированию процесса обновления продукции.
В решении этой задачи важное место
принадлежит совершенствованию
внутрифирменной нормативно-
Вопрос об установлении дифференцированных показателей технического уровня продукции и сроков введения в действие стандартов, устанавливающих различные уровни перспективных требований, является исключительно актуальным. С одной стороны, постоянно растут требования потребителей к качеству и техническому уровню изделий, а с другой — необходимо учитывать и реально имеющиеся производственные возможности предприятий-изготовителей. В этих условиях установление перспективных дифференцированных уровней качества и сроков начала выпуска продукции на основе обеспечения оптимального уровня рентабельности производства будет способствовать рациональному согласованию уровня предъявляемых к продукции требований с необходимой преемственностью производства, будет являться стимулом для технического перевооружения предприятий и совершенствования продукции.
Для установления рационального технического уровня перспективной продукции (научно-технического уровня стандарта) и срока ее выпуска (срока действия стандарта) предлагаем подход, основанный на оценке интегральных затрат на достижение высоких характеристик и интегрального результата, получаемого от реализации конкурентоспособности продукции.
Для учета экономической неравнозначности разновременных затрат и производства и результатов от использования техники в сфере потребления оценку интегрального эффекта будем производить с учетом фактора времени.
Процессы организации производства и выпуск продукции повышенного технического уровня (качества) определенной величины требуют определенных издержек.
Общая величина издержек, связанных с выпуском продукции повышенного качества может быть определена как сумма затрат двух видов:
Величина затрат, связанных
непосредственно с
Продукция с более высокими потребительскими свойствами дает возможность ее реализации по более высоким ценам, обусловленным комплексом параметров, обеспечивающих дополнительный полезный эффект у потребителя (например, за счет повышения производительности, надежности, долговечности, экономии на эксплуатационных затратах и др.).
Прибыль, получаемая товаропроизводителем от реализации какой-либо модели продукции, составит :
Pi = Di –Si;
где Di — доход от реализации модели продукции.
В свою очередь, доход от реализации модели:
Di =f(Цi –Ni), где
Ц — цена реализации модели;
Ni, — объем реализации.
Величина цены реализации может определяться исходя из экономической закономерности поведения современного потребителя, стремящегося минимизировать (при прочих равных условиях) свои расходы на приобретение и последующую эксплуатацию нового продукта:
Цпотр =Цi + Зiэкспл -> min
или
Цi = Цпотр –Зiэкспл;
где Цпотр — цена потребления лучшей продукции-конкурента;
Цi - цена реализации i-й модели;
3iэкспл — величина эксплуатационных издержек у потребителя за весь срок службы оцениваемой продукции.
Если за рассматриваемый период времени iпр будет происходить смена п моделей (модернизаций) исследуемого вида техники, то интегральный экономический эффект от реализации изделий (Рп) определяется:
Pn = P1+P2+…+Pn
Чем выше будет технический уровень изделия, тем выше затраты на обеспечение высокого качества Ui. С другой стороны, более высокий научно-технический уровень приводит к менее частой сменяемости моделей и меньшим затратам, связанным с подготовкой к производству каждой новой модели .Изменение технического уровня моделей продукции также приведет и к изменению цены реализации.
При оценке величин Р необходимо учитывать динамику нарастания объема производства, а следовательно, и применение новой техники, связанную с постепенным характером заполнения сферы использования изделий данного потребительского назначения, идущих на замену устаревающей (физически и морально) технике того же назначения. При этом следует стремиться обеспечить такое соотношение объемов производства и использования новой продукции, чтобы потребность (текущая и перспективная) в изделиях данного назначения и в продукции (работах), производимых с их помощью, удовлетворялась полностью в течение всего рассматриваемого срока освоения, производства и эксплуатации новой техники. При снижении научно-технических требований технического задания получим обратную картину.
Таким образом, варьируя числом
моделей, величиной их технического
уровня, получим ряд величин Р.
Максимальная величина интегрального
экономического эффекта будет определять
оптимальный технический
При соблюдении граничного условия Кi > Кконкурт определяются необходимые затраты и оптимальная политика смены моделей продукции, превосходящих по уровню лучшие изделия конкурентов.
При ограничении вида S < S0 определяем оптимальный уровень изделий, обеспечивающих лучшие при данных условиях экономические позиции предприятия.
Величина расчетного периода iпр (глубина прогнозирования) определяется уровнем перспективности научно-технической стратегии фирмы. Однако при этом, чем больше глубина прогнозирования, тем менее надежными становятся результаты исследования, и напротив, более короткий период прогнозирования не позволяет сформировать товарную политику фирмы в средне- и долгосрочной перспективе.
Ниже излагается подход, позволяющий оценить величину расчетного периода прогнозирования, определяющего оптимальные границы эволюционного совершенствования данного поколения продукции. Данный подход основан на исследовании закономерности поведения интегрального показателя качества.
Показатель интегрального качества продукции является функцией технических и экономических показателей. В свою очередь каждый из этих показателей является функцией времени. Естественно предположить, что под воздействием научно-технического прогресса с течением времени будет повышаться технический уровень изделий. При этом рост технического уровня можно описать логистической кривой, асимптотически приближающейся к некоторому пределу, объясняемому тем, что в конструкции изделия заложен лишь вполне определенный запас для совершенствования. Возможность повышения технического уровня целого ряда изделий за счет их совершенствования на базе традиционных конструктивно-технологических решений ограниченна. На перспективу представляется более целесообразным осуществлять повышение технического уровня изделий на базе принципиально новых конструктивных и технологических решений, дающих, как правило, резкое повышение производительности и других показателей технического уровня.
Характер изменения показателя З определяющего затраты на создание и эксплуатацию продукции, подвержены воздействию двух противоположных тенденций:
• с одной стороны, достижение научно-технического прогресса, повышение производительности труда, снижение расходов у потребителей, эксплуатирующих продукцию более высокого качества, воздействуют на снижение составляющих затрат;
• с другой стороны, достижение более высоких значений технических показателей (производительности, надежности и др.), повышение затрат на качество изделий приводят к повышению показателя суммарных затрат.
В этом случае улучшение потребительских свойств связано с ростом затрат. При этом процесс совершенствования продукции может происходить следующим образом. Сначала приращение потребительских свойств продукции идет быстрее роста затрат. Интегральный показатель качества продукции возрастает, т.е. рост затрат на создание и эксплуатацию новой продукции компенсируется большим темпом повышения ее производительности, безотказности и долговечности, экономией горючего, электроэнергии, материалов, улучшением эргономических, эстетических и других потребительских свойств продукции. Далее, когда запас совершенства конструктивных и технологических решений, воплощенных в продукции, начинает исчерпываться, восходящее развитие показателя интегрального качества приостанавливается, достигает максимума (при равенстве темпов роста полезного эффекта и затрат на его достижение) и затем начинает падать. Последнее связано с превышением темпа роста затрат над приращением потребительной стоимости продукции.
Характер повышения показателя
интегрального качества позволяет
оценить оптимальные временные
и технические границы
При достижении экстремального значения показателя технико-экономического уровня (интегрального показателя качества) нецелесообразно продолжать эволюционный характер совершенствования продукции. Следует приступать к разработке и постановке на производство продукции на принципиально новой основе, обеспечивающей значительное повышение ее технического уровня.
В случае отсутствия явного экстремума границы целесообразного совершенствования продукции (эволюционного) можно оценить исходя из условия достижения темпа изменения показателя интегрального качества определенной величины:
Df/di <Uпр
Результат такого исследования
проявляется в определении
В эффективной организации
процесса разработки конкурентоспособной
новой продукции резко
В современных условиях глобализации
национальная экономика любого государства
не может развиваться независимо
от мирового хозяйства. Дальнейшее продвижение
по пути рыночных преобразований предполагает
широкое вовлечение России в мировую
экономику. Очевидно, что в этих условиях
необходимо осваивать новые модели
экономической политики, а также
расширять механизмы и формы
сотрудничества России с иностранными
государствами. С одной стороны,
дальнейшая активизация устремлений
различных субъектов мирового хозяйства
(компаний, финансовых институтов, предпринимателей
и др.) на рынки других государств
делает проблему поиска путей и стратегий
повышения