Место и роль России в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль конкурентоспособности в современной экономике
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Научно - техническая конкурентоспособность новых товаров, модель ее формирования
Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей

Глава 2. Условия для конкурентного преимущества страны

2.1 Условия спроса
2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм

Глава 3. Место и роль России в мировой торговле
3.1 Динамика и товарная структура внешней торговли России
3.2 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле
3.3. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!.docx

— 142.03 Кб (Скачать файл)

         Политика правительства часто играет очень большую роль, облегчая или затрудняя выход фирм на мировой рынок, а также определяя вид производства, в котором они достигают успеха. Хорошей иллюстрацией этого утверждения является валютное регулирование, которое ограничивает прямые иностранные инвестиции.

        Фирмы разных стран резко различаются по тем целям, которые они стремятся достичь, а также по мотивации их работников и управленцев. Нации добиваются успеха в тех отраслях промышленности, где эти цели и мотивации совпадают с источниками конкурентоспособности. Во многих отраслях одним из способов достижения и удержания успеха является поддерживаемое инвестирование. Иначе говоря, успех - за теми отраслями, куда много вкладывают и где прилагают много усилий.

     Цели компаний. Они часто во многом зависят от структуры собственности, мотивации владельцев и держателей облигации, характера управления корпорацией и от побудительных мотивов, определяющих деятельность высшего управленческого звена. Рынки капиталов в разных странах сильно различаются по таким параметрам, как состав держателей акций, местный режим налогообложения, средняя норма прибыли. Позиции кредиторов также влияют на цели компаний. Важным различием между нациями является то, в каких размерах кредиторы владеют акциями.

     Структура собственности, условия рынка капиталов и природа корпоративного управления в стране влияют на национальное преимущество по двум направлениям. Во-первых, это вытекает из того факта, что отрасли промышленности в разной мере нуждаются в фондировании, имеют разную степень риска, различные инвестиционные перспективы и разные уровни средней прибыли.

       Национальные рынки капиталов также определяют различные цели для разных отраслей промышленности. Национальная экономика преуспевает там, где цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Некая конкретная институциональная структура может пойти на пользу в одних отраслях и мешать другим.

       Во-вторых, влияние рынков капитала меняется с изменением потребностей в инвестициях. Например, в тех отраслях промышленности, где частная

собственность обладает сильными позициями, страна может преуспеть, несмотря на имеющий непроизводительные цели рынок акционерного капитала.

     Индивидуальные цели. Цели людей, управляющих фирмами и работающих в них, могут усиливать или ослаблять возможность достижения успеха в конкретных отраслях. Центральный вопрос состоит в том, имеют ли они побудительные причины к развитию своего мастерства и приложению усилий, необходимых для создания и поддержания конкурентоспособности.

     Один из существенных моментов, определяющих индивидуальное поведение и усилия, - это система вознаграждения работников. Аспектом этого вопроса является система социальных ценностей, влияющая на отношение к работе, и то, в какой мере действия работников определяет размер финансовых выплат, очень различный в разных странах. Также большое значение имеет порядок налогообложения.

     Влияние национального престижа и национальных приоритетов.

На качество человеческих ресурсов, занятых в данной отрасли, на индивидуальные мотивы и даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальные приоритеты или престиж. Толчок новым усилиям часто дают сознание такого престижа или чувство важной национальной миссии. Если отрасль становится национальной гордостью или приобретает общенациональное значение, это часто ведет к росту ее конкурентоспособности.

     Важность устойчивой приверженности делу. Цели фирмы и индивидуальные цели часто проявляются через приверженность капитала и человеческих ресурсов отрасли, фирме или (для работников) профессии. Идеал экономистов - это свободные, мобильные ресурсы, которые быстро и плавно перетекают из одной отрасли в другую, исходя из наиболее продуктивного их использования.

   Диверсификационная структура компании является важным моментом, указывающим на приверженность той или иной отрасли и на порядок перераспределения ресурсов. Концентрация внимания на одном виде бизнеса или на тесно связанной с этим диверсификации является признаком этой приверженности и ее причиной.

    Диверсификация родственных товаров во многих случаях способна перераспределять ресурсы внутри фирмы и отражает приверженность делу.

      Напротив, диверсификация, не связанная с основным производством, действует на национальную конкурентоспособность в противоположную сторону. Однако поддержание конкурентоспособности требует, чтобы ресурсы перетекали из одной отрасли в другую только после определенной борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Место и роль России в мировой торговли

 

3.1.  Динамика и товарная структура внешней торговли России

Благоприятная ценовая конъюнктура  на внешних рынках в 2005 году способствовала существенному росту экспорта товаров. Значительное повышение контрактных  цен практически на все основные товары российского экспорта сопровождалось увеличением физических объемов  вывоза большинства товаров на внешние  рынки. Дальнейшее повышение внутреннего  спроса на товары зарубежного производства, связанное с ростом экономики  и увеличением доходов населения, способствовало значительному росту  импорта товаров. Рост импорта был  обусловлен главным образом увеличением  физических объемов ввозимой продукции. Вместе с тем отмечалось повышение  контрактных цен на отдельные  импортируемые товары (преимущественно  на потребительские и отдельные  сырьевые товары). Условия торговли России с зарубежными странами в 2005 году по сравнению с 2004 годом улучшились за счет опережающего роста цен на экспортируемые товары.

В 2006 году высокими темпами росли  как экспорт, так импорт товаров, причем стоимость импорта росла  быстрее, так как улучшение внешнеэкономической  конъюнктуры, явившейся основным фактором быстрого роста экспорта, к концу  года замедлилось – в основном из-за того, что цены на нефть вернулись  к значениям осени 2005 года.

В то же время, импорт наращивался  в основном за счет роста физических объемов, под влиянием роста доходов  в экономике, укрепления рубля, усиления инвестиционной активности. Тогда как  рост стоимости экспорта был обусловлен большей частью ценовым фактором.

Экспорт товаров, в 2008 году составил 354,4 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим  периодом 2007 года на 16,8% (в 2006 году на 24,5 процента). Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2007 году стала  благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2007 г., продолжался до конца года. Также прирост стоимости экспорта был обеспечен за счет расширения поставок неэнергетических товаров: за счет цветных металлов, а также древесины и целлюлозно-бумажных изделий, черных металлов, продукции машиностроения и продукции химической промышленности.

Доля стран дальнего зарубежья  в общем объеме экспорта России в 2008 году уменьшилась с 85,7% до 84,8 %, стран  СНГ увеличилась соответственно с 14,3 % до 15,1 процента. Высокие темпы  роста экспорта в страны СНГ, значительно  опережают темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья (124,1% против 115,5%).

Анализ товарной структуры экспорта в январе-ноябре 2008 г. показывает, что  наибольшими темпами рос экспорт  продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного). Рост экспорта продовольствия определялся значительным увеличением экспорта важнейшего товара этой группы – пшеницы. Удельный вес основной экспортной группы – топливно-энергетических товаров снизился. Сокращение произошло за счет снижения экспорта физических объемов природного газа, что объясняется снижением его потребления в условиях теплой зимы.

Высокими темпами увеличивались  также стоимости экспорта по товарным группам – металлов и изделий  из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продукции химической промышленности – и неплохими темпами рос  экспорт машин, оборудования и транспортных средств, направляемый в основном в  страны СНГ.

Импорт товаров в 2008 году составил 223,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2006 годом на 36% (в 2006 году – на 31,3%). Доля стран дальнего зарубежья и СНГ в общем  объеме импорта России в 2008 году увеличилась  с 85,1% до 84,8%, стран СНГ уменьшилась  с 14,9% до 14,2 процента.

Основными факторами, обеспечивающими  рост импорта, являлись высокие темпы  роста российской экономики, рост доходов  населения, продолжающееся укрепление рубля. Наблюдалось увеличение физических объемов ввозимой продукции, а также  повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары.

Таким образом, в заключение можно  сделать ряд следующих важных выводов.

В течение последних двух лет (2007-2008 гг.) прослеживается тенденция к  увеличению объемов импорта в  условиях укрепления реального курса  рубля и недостаточной конкурентоспособности  российских товаров.

В структуре российского импорта  в январе-ноябре 2008 г. по сравнению  с январем-ноябрем 2007 г. увеличилась  доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и  обуви. Снизилась доля продукции  химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья, древесины  и целлюлозно-бумажных изделий, минеральных  продуктов.

Наиболее динамично развивался импорт машин, оборудования и транспортных средств, рост по данной группе товаров  был стимулирован усилением в  стране инвестиционной активности, а  также отменой импортных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации.

Сальдо торгового баланса в 2008 году составило, по оценке, 130,9 млрд. долларов США и снизилось по сравнению  с 2006 годом на 9,4 процента.

В течение всего 2008 года сохранялась  тенденция к сокращению экспорта и росту импорта, что предопределило уменьшение торгового баланса 8,4 млрд. долларов США.

Сокращение сальдо торгового баланса  произошло за счет опережающих темпов роста импорта над темпами  роста экспорта. При этом со странами дальнего зарубежья сальдо торгового  баланса снизилось на 9,2%, со странами СНГ – увеличилось на 13,9 процента.

Увеличивается количество стран, с  которыми Россия имеет отрицательный  баланс по вывозимым и ввозимым товарам. Если в 2006 году их было 20, а доля товарооборота  с этими странами в общем товарообороте  России составила 9,1%, то 2008 году их количество увеличилось до 26, а доля в общем  товарообороте России – 32,8 процента.

Развитие внешней торговли в 2007 году и в 2008 году наглядно продемонстрировало принципиальные отличия, в механизмах формирования динамики экспорта и импорта. В текущих экономических условиях, когда загрузка производственных мощностей  по выпуску основных топливно-энергетических и сырьевых товаров близка к максимальной, а спрос на внутреннем рынке продолжает расширяться, рост стоимостного объема экспорта определяется главным образом  состоянием мировой конъюнктуры  товарных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле

 

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической  модернизации производства; наличие  уникальных передовых разработок и  технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с  ВПК.

В условиях информационного  общества и усиления конкуренции, когда  значение вышеперечисленных конкурентных преимуществ снижается, особое значение в качестве конкурентного преимуществе приобретает информация. Обладая  полными и достоверными сведениями о своих клиентах и конкурентах, передовых технологиях, можно в  значительной мере оптимизировать конкурентную стратегию и повысить ее эффективность. Наличие точной и полной информации позволяет усилить классические конкурентные преимущества.[3]

Сферы развития конкурентоспособности  России. При развитии конкурентоспособности  экономическая политика государства  должна использовать следующие сферы:

- Ценовая конкурентоспособность.  Она сочетает в себе два  аспекта: уровень валютного курса  и стоимость рабочей силы. Это  – традиционные факторы, определяющие  конкурентоспособность экономики,  которые до сих пор считаются  многими исследователями единственными.  Это действительно центральная  тема для России поскольку у нас политика валютного курса до сих пор является основным инструментом экономической политики. Однако не следует забывать, что это не единственное измерение конкурентоспособности, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, экономическая теория показала, что она может использоваться в течение короткого периода для исправления временных искажений или получения временных выгод, однако не может быть инструментом экономической политики в долгосрочной перспективе. Во-вторых, она может привести к сосредоточению на макроэкономических инструментах и пренебрежению структурными реформами, необходимыми, чтобы гарантировать устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Так или иначе, ценовая конкурентоспособность является ключевым измерением общей конкурентоспособности экономики, особенно в периоды догоняющего развития;

Информация о работе Место и роль России в мировой торговле