Место и роль России в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль конкурентоспособности в современной экономике
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Научно - техническая конкурентоспособность новых товаров, модель ее формирования
Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей

Глава 2. Условия для конкурентного преимущества страны

2.1 Условия спроса
2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм

Глава 3. Место и роль России в мировой торговле
3.1 Динамика и товарная структура внешней торговли России
3.2 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле
3.3. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!.docx

— 142.03 Кб (Скачать файл)

- Производительность. Она  является одним из главных  показателей промышленности. Только  Развитая экономика способна  показывать высокую производительность  во всех ее отраслях: от сырьевых до отраслей, активно использующих результаты последних НИОКР. Повышение производительности в нашей стране возможно, в основном, благодаря грамотно разработанной и профессионально осуществляемой промышленной политики.

Следует также заметить, что в рентной экономике, построенной  на использовании природных богатств, роль инициативной политики развития или промышленной политики более  важна, чем в стандартных экономических  условиях, поскольку эта политика должна компенсировать такую патологию, которая затрагивает нерентные (несырьевые) секторы производства товаров широкого спроса. Сам по себе частный сектор не в состоянии генерировать эти дополнительные ресурсы, необходимые для диверсификации экономики. Поэтому государство должно здесь играть активную роль, понимая, что эта роль должна быть максимально простой и понятной во избежание коррупционных проблем, которые, как правило, сопровождают экономики, основанные на природной ренте. В России существует еще достаточное пространство для такой роли и для создания позитивных внешних факторов.

Для России характерно довольно необычное размещение промышленных отраслей, которые полярно специализированы в отношении добавленной стоимости: огромный выпуск сырьевой продукции, с  одной стороны, и в то же время  ряд в высшей степени наукоемких отраслей (оборонная, аэрокосмическая  промышленность). Однако по срединной  части этой шкалы промышленное производство находится на довольно низком, а  иногда на просто очень низком уровне. Это, безусловно, последствие централизованного  планирования в Советском Союзе, при котором приоритет отдавался  энергетике, металлургии и оборонной  промышленности, тогда как большинство  отраслей, ориентированных на конечное потребление, оставалось на заднем плане.

Естественной промышленной стратегией для России должно быть:

· консолидация и укрепление основных экспортных секторов (источник средств);

· поощрение, когда предоставляется  возможность, замещения экспорта в  отраслях, более всего страдающих от дефицита торгового баланса;

· создание новых экспортных направлений в видах на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом

Современная модель отношений  России и ЕС формируется в новых  международных условиях, которые  характеризуются глобальными экономическими процессами и предстоящим вступлением РФ в ВТО. Это обеспечивает России дополнительные возможности в выборе новой стратегии отношений с данной интеграционной группировкой. Сегодня сотрудничество с Европейским Союзом необходимо. Если этого не будет, то европейская интеграция, «вызывающая к жизни фундаментальные сдвиги в экономике, политике, законодательной базе и юридической практике все большего числа стран, грозит нам изоляцией».

Можно со всей определенностью  сказать, что Европейскому союзу, как  более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все  не так однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению  к гипотетическим будущим партнерам  по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных  результатов Москве можно ожидать  разве что в среднесрочной  перспективе, а отрицательных –  немедленно, тогда как ЕС сразу  же и без какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования ЗСТ с Российской Федерацией.

Освобождение на короткий период времени взаимной торговли промышленными  товарами от различных тарифных и  нетарифных ограничений даст Евросоюзу  асимметричные конкурентные преимущества. Баланс ожидаемых последствий будет  для нас, по всей вероятности, отрицательным.

Поскольку экспорт Европейского союза в Россию состоит главным  образом из машинотехнической и другой готовой продукции высоких стадий переработки, снижение тарифных и нетарифных барьеров вызовет его резкое увеличение по физическому объему и стоимости. Это усилит конкурентное давление на отечественную обрабатывающую промышленность. В итоге российский актив в товарообороте с ЕС сократится, а при особенно неблагоприятных обстоятельствах может даже обернуться дефицитом (наблюдаемое в последние годы превышение темпов прироста импорта РФ из Евросоюза по сравнению с ее экспортом и без того способствует развитию данной тенденции). Такое развитие событий нанесет тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной системе и валютным резервам России.

При оценке таможенной стоимости  товара и определении страны его  происхождения ЕС придерживается общепринятых правил Всемирной торговой организации и до сих пор не вводил в этой связи каких-то специфических регламентаций. Видимо, в будущей зоне свободной торговли Российская Федерация – Европейский союз также должны действовать соответствующие правила ВТО. Для России задача состоит в безусловном выполнении этих правил, в чем ей пока не удалось преуспеть. Было бы целесообразно использовать опыт ЕАСТ по применению единых правил определения страны происхождения товаров.

Если в процессе формирования ЗСТ между Россией и Евросоюзом в области тарифного регулирования  будут предприняты масштабные шаги по либерализации взаимной торговли, то у сторон во многих случаях не будет иного способа защиты национального  производства, рынка, занятости и  социальной стабильности, кроме как  прибегнуть к тем или иным мерам  нетарифного регулирования. Поэтому  будущее соглашение должно включать в себя обширный раздел, согласовывающий  правила применения обоими партнерами мер нетарифного регулирования  в духе последовательной либерализации  торговли между ними.

Вместе с тем шаги по открытию российского рынка сделают  возможным его освоение европейскими фирмами за счет прямых экспортных продаж продукции, произведенной в  других странах, что ослабит интерес  к инвестированию в России как  к средству проникновения на ее внутренний рынок. Но в целом формирование ЗСТ  все же окажет позитивное воздействие на приток прямых инвестиций из Европейского союза, прежде всего в отрасли обрабатывающей промышленности.

Для того чтобы обеспечить такой положительный эффект, Москве понадобятся активные переговоры с  Евросоюзом. При этом необходимо ссылаться  на то, что учреждение зоны свободной  торговли принесет ЕС выгоду с самого начала переходного периода, в то время как Россия столкнется со значительными  трудностями по структурной перестройке  ее народного хозяйства и не сразу  сможет в полной мере вкусить плоды  свободы торговли. Поэтому Москва имеет все основания ожидать  от Брюсселя соразмерных уступок  и льгот в области инвестиционного  сотрудничества, а также введения безвизового режима, упорядочения и  облегчения доступа российской рабочей  силы на основе временных контрактов на рынки труда в странах –  членах Евросоюза.

 

 

Заключение. 
 
Таким образом, в настоящее время РФ на мировом рынке представлена как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания экспорта, рационализации импорта и установления торговых партнерских отношений с другими странами на равной основе — это то, что необходимо России для утверждения в качестве достойного участника международной торговли товарами и услугами. 
Решения проблемы конкурентоспособности российского производства и экспорта лежат в плоскости серьезных хозяйственных преобразований, осуществить которые невозможно без эффективного государственного управления. 
Определенные перспективы открываются для нашей страны в случае вступления ее во Всемирную торговую организацию. Став членом ВТО, Россия получит дополнительные возможности включиться в мировое торговое содружество при полном учете национальных интересов, может иметь доступ к мировому правовому пространству. 
Одновременно Россия оказывается защищенной от применения иностранными партнерами дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов, ограничений на транзит наших товаров, дискриминационных технических барьеров, станут более благоприятными возможности включения России в международную производственную кооперацию, расширятся возможности разрешения споров и конфликтов во внешней торговле. 
На общем фоне задач во внешнеэкономической деятельности один вопрос прямо обращен к внешнеторговой сфере и определяет отношение к происходящим на мировом рынке переменам, а также к практическому выводу в этой связи: в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Батманова, Е.С., Томилов П.С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е.С. Батманова, П.С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2005.- 111с.

2. Ломакин, В.К. Мировая  экономика: Учебник/ В.К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ  – ДАНА, 2008.- 672с.

3. «Наши взгляды на  мировую экономику». Под ред. В.Е.  Рыбалкина и В.М. Кутового. - М.: Научная книга, 2007.

4. Демиденко И. А. Оценка конкурентоспособности предприятий // Проблемы и перспективы развития предприятий. СПБ., 2003.с. 370

5. Майкл Портер. Международная  конкуренция. – М.: Междунар. отношения, 2005., с.896

6.  Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: Учебник. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005. С. 89-109

7.  Экономика России. / Отв. ред. Маклярский Б. М. – М.: «Международные отношения», 2001.

8. Фомичев В. И. Международная  торговля. – М.: ИНФРА-М, 2000.

9.  Стрыгин, А.В. Мировая экономика: Учебник – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004.- 512с.

10.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. С. 61-62

11.   Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / И.С.Гладков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2003. С. 147-149, 160-163 

12. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. И.П.Фаминского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. С. 115-156

 

 

 

 

 

  


Информация о работе Место и роль России в мировой торговле