Место и роль транспорта в народно-хозяйственном комплексе страны РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить развитие транспорта в Республике Беларусь, его роль в расширении потенциала национальной экономики, а также анализ процесса приватизации транспортных предприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Транспорт как отрасль общественного производства………………………..…4
2.Состояние транспорта в Республике Беларусь…………………..………………9
3.Развитие транспорта на современном этапе…...……….……………........……14
Заключение……………...……………………………………………………….….24
Список использованных источников…...…………………………………………25

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Транспортная система Республики Беларусь в целом постепенно приспосабливается к новым политическим и хозяйственным условиям жизни, однако многие вопросы ее эффективной работы и дальнейшего развития требуют еще своего решения.

Привлечение грузопотоков - это сложнейший процесс, включающий услуги различных видов транспорта (автотранспорт, железные дороги, трубопроводы), экспедирование, перевалку и хранение грузов на терминалах, деятельность таможенных органов, консульских учреждений республики, страховых компаний и банков, налоговую политику и торговые сборы, дорожный сервис (заправка топливом, стоянки, кемпинги, мотели), сезонное ограничение перевозок, тарифы за сопровождение и т.д. Борьба за транзитные потоки на транспортном рынке проходит предельно напряженно, и три республики - Украина, Беларусь и Литва, - расположенные на пути движения.

К сожалению, отсутствие до настоящего времени в республике четкой и ясной транзитной политики привело к резкому уменьшению транзитных поездок иностранных перевозчиков через территорию Республики Беларусь.

Объективные обстоятельства развития и перераспределения транспортных потоков в международном сообщении показывают, что нужно не просто иметь выгодное географическое положение - нужно умело его использовать и возвести проблему развития транзитных перевозок в ранг общегосударственной задачи.

Развитие транзитных перевозок как государственная задача - не просто слова. На сегодняшний день ведущие позиции в транспортном комплексе республики занимает Белорусская железная дорога. Удельный вес грузооборота дороги в 2011 году в общем грузообороте всех видов транспорта республики составил 74%. Валютные доходы от экспорта услуг достигли 241 млн. долларов США.

Основными транзитными грузами являются нефтепродукты, черные металлы, уголь, удобрения. Доля этих грузов в общем транзите колеблется и зависит от внешнеэкономических факторов, однако значимость их для транзита не снижается. Основные транзитные перевозки грузов осуществляются в направлении Литвы (включая порты) - 26,3%, Латвии (включая порты) - 22,9%, Калининградской области (включая порты) - 14,9%, Польши - 11,8%.

Для Белорусской железной дороги основная составляющая экспорта услуг - транзитные перевозки. Оказание транспортных услуг по транзиту является главным источником валютных поступлений.

В период с 2007 по 2010 год произошла реструктуризация транзитного потока через территорию республики. Сокращение транзитных перевозок иностранными перевозчиками вызвало рост транзитных перевозок, выполняемых белорусскими перевозчиками из России в страны Западной Европы и обратно через территорию республики. Их доля в транзите российских грузов в третьи страны составляет, по результатам проведенного Минтрансом России в 2009 и 2010 годах мониторинга, 14,1% и за последние 2 года возросла на 5,2%.

Основные транзитные потоки иностранных автотранспортных средств проходят по II и IX трансъевропейским транспортным коридорам. Через пограничные пункты таможенного оформления (ППТО) Козловичи и Редьки II трансъевропейского транспортного коридора и ППТО Каменный Лог, Езерище и Новая Гута IX трансевропейского транспортного коридора пропускается 54,4% всего транзитного потока автотранспортных средств.

Пограничные пункты пропуска являются ограничивающими звеньями в рамках основных транспортных коридоров. В рамках II трансевропейского транспортного коридора интенсивность движения автотранспорта находится на одном уровне и составляет 3 500-5 000 автомобилей, в сутки, и только на подъездах I к гг. Бресту, Минску, Столбцы она достигает 7 000-8 000 автомобилей в сутки. Резерв пропускной способности автомагистрали в указанном направлении составляет 30-40%. В настоящее время, например, на важнейшей для транзита польско-белорусской границе не проводится совместный таможенный контроль автотранспортных средств.

С учетом накопленного международного опыта, а также реально возникшей конкуренции на рынке транспортных услуг со стороны автоперевозчиков, названы, как наиболее приемлемые, две основные технологии комбинированных перевозок грузов:

- перевозка специализированными поездами крупнотоннажных контейнеров;

- перевозка средств автомобильного транспорта (автопоездов, полуприцепов и съемных кузовов) на специализированных платформах ускоренными маршрутными поездами.

Развитие комбинированных перевозок перспективно. Это позволит сохранить автомобильные дороги, значительно улучшить состояние окружающей среды, ликвидировать очереди в пунктах таможенного контроля, а также существенно облегчить тяжелый труд водителей.

Минтрансом совместно с Белорусской и Польскими железными дорогами (ПКП), а также с экспедиторскими организациями в настоящее время рассматривается вопрос выполнения перевозок автомашин на платформах ПКП со станции Брест до станции Жепин (ПКП) и обратно. Совместно с Российскими железными дорогами осуществлялись опытные перевозки автопоездов по маршруту Брест-Москва на платформах российского производства.

Опыт свидетельствует, что на эффективность работы белорусских перевозчиков на международном рынке транспортных услуг значительное влияние оказывает использование именно транзитной транспортной инфраструктуры Республики Беларусь перевозчиками иностранных государств. Основная доля валютных поступлений от международных автомобильных перевозок зависит от использования иностранными перевозчиками двух трансъевропейских транспортных коридоров и приходится на сервисные услуги, плату за проезд по автомобильной дороге М1/ЕЗО (50 долларов США), отчисления в виде налогов, а также на продажу иностранных разрешений.

Уменьшение поездок иностранных перевозчиков по территории Республики Беларусь привело в 2007 году к снижению для белорусских перевозчиков квоты разрешений на проезд по их территориям. Это незамедлительно сказалось на валютных поступлениях в бюджет от экспорта автотранспортных услуг. Также отмечается, что, если необходимые меры по либерализации проезда через территорию Беларуси не будут приняты и для иностранных перевозчиков в Беларуси не будут созданы нормальные условия для транзита, то белорусская сторона в 2014 году может получить от соответствующих государств квоты разрешений в десятки раз меньше потребностей белорусских перевозчиков. Значительная часть белорусских перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки, рискует потерять возможность выполнять перевозки в определенную часть Европы и оказаться без реальной работы. Ущерб от этого значительно превышает временную выгоду от введения дополнительных сборов на территории республикит). Геополитическое положение Республики Беларусь способствует развитию транспортной инфраструктуры различных видов транспорта, имеющей не только региональное, но и общеевропейское значение. Становление Республики Беларусь как суверенного государства, ее географическое расположение между странами Западной, Центральной и Восточной Европы, странами Балтии, Скандинавии, Россией, Украиной, странами Азии и Востока - все это обусловливает эффективность интеграции транспортной сети Беларуси в международную транспортную сеть, в том числе и в систему международных автомобильных сообщений, способствует привлекательности Беларуси, как транзитного государства, для международных автомобильных перевозчиков. Для белорусских международных автомобильных перевозчиков предыдущие 5-6 лет послужили школой профессионального роста, базой для выдвижения на европейский рынок транспортных услуг.

3.Развитие транспорта  на современном этапе

 

 

Интенсивный путь расширенного производства ставит перед транспортом ряд важных проблем, требующих неотложного решения:

-комплексное развитие  транспортной системы;

-создание современной  техники для погрузочно-разгрузочных  работ;

-совершенствование структуры  автомобильного транспорта (по типу  кузова и грузоподъемности);

-подготовка и повышение  квалификации работников, занятых  не только эксплуатацией новой  техники, но и техническим обслуживанием, и текущим ремонтом;

-совершенствование организации  производства и труда;

-сокращение внутрисменных  простоев транспортных средств, потерь сырья и топлива, рабочего времени;

-ускорение темпов строительства  дорог с твердым покрытием.

При этом отрасли, наиболее активно использующие транспорт, так называемые транспортоемкие, предъявляют к нему новые требования по повышению скоростей и увеличению тоннажа доставляемых грузов. Конструкция транспортных средств должна обеспечивать необходимую грузоподъемность, улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.  Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее массовым в нашей стране. В настоящее время в автомобильном транспорте занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.   Характерной особенностью развития транспортного комплекса является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень сохранности перевозимых грузов и др.

Воздействие транспорта проявляется в достаточно высокой степени корреляции между процессом моторизации перемещения населения к объектам инфраструктуры и уровнем развития и охвата населения услугами образования и здравоохранения, что в свою очередь может служить показателем уровня развития общества даже в значительно большей степени, чем просто прямой результат от предоставления определенного набора социальных благ. При инвестировании в транспортный комплекс, в частности в услуги или объекты транспортной инфраструктуры, более востребованные женщинами, время, которое они ранее затрачивали на совершение своего перемещения, неизбежно будет сокращаться, что, в свою очередь, ведет к выравниванию гендерного аспекта в социальном неравенстве [5, с.64].

К числу результатов развития транспортного комплекса следует отнести также формирование внешнеэкономической политики государства-транзитера, основанное на включении транзитной ренты как инструмента геополитики, дающего определенные возможности по оказанию давления на государства - экспортеры и импортеры при проведении внешнеэкономической деятельности, связанной с транзитом. Получение контроля над транспортной системой другого государства как один из результатов развития транспорта, во-первых, позволяет интегрировать ее в собственную транспортную систему, во-вторых, в некоторой степени способствует поглощению производительных сил с концентрацией капитала в стране-метрополии, построению единой вертикально-интегрированной экономической системы в данных государствах с центром в метрополии [2, с.88].

В большинстве развитых стран автомобильный транспорт развивался опережающими темпами по отношению к другим видам транспорта и отраслям экономики. Этому способствовали его объективные преимущества, дополненные значительным прогрессом в области дорожного строительства и конструкций автотранспортных средств, а также в связи с широким распространением систем промышленной и транспортной логистики.

Массовое применение автотранспортных средств повлекло за собой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни общества. При этом процесс автомобилизации принял, по существу, глобальный характер [7, с.89].

При перевозках грузов за рубежом особое внимание уделяется внедрению высокоэффективных транспортно-логистических технологий: по терминальной системе, мультимодальным и интермодальным перевозкам с применением крупнотоннажных универсальных и специализированных контейнеров, контрейлеров, транспортных пакетов. Темпы роста перевозок грузов по указанным технологиям значительно превышают увеличение объемов перевозок грузов без применения этих технологий. За последние 7-8 лет объемы контейнерных и контрейлерных перевозок в Германии, Франции, Японии и других странах увеличились более чем в 1,5 раза. Эта общая долгосрочная тенденция касается и Республики Беларусь [11, с.47].

Развитие рыночных отношений обусловило рост перевозок грузов в международном сообщении. Для осуществления международных перевозок грузов в Республике Беларусь установлена разрешительная система на страны: западного направления (Германия, Польша, Нидерланды, Бельгия, Венгрия, Франция и др.), северного направления (Литва, Латвия, Эстония), южного направления (Украина, Молдова, Болгария).

В 2010 г. белорусскими перевозчиками было выполнено 465,5 тыс. поездок в 38 стран: 244,5 тыс. поездок (52,5%) в 26 стран Европы, 192,7 тыс. поездок (41,4%) в 9 стран СНГ и 28,3 тыс. поездок (6,1%) в 3 страны Балтии. Однако 87,5% всех поездок приходится на 6 стран: Россию (171,6 тыс. поездок, 36,8%), Польшу (112,7 тыс. поездок, 24,2%), Германию (64,9 тыс. поездок, 14,0%), Литву (24,5 тыс. поездок, 5,8%), Украину (17,1 тыс. поездок, 3,7%) и Нидерланды (14,0 тыс. поездок, 3,0%). Увеличению объемов международных перевозок грузов белорусскими перевозчиками способствовали заключенные Республикой Беларусь с государствами Западной и Восточной Европы межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении, предоставляющие право осуществлять перевозки грузов без ограничения из указанных государств в третьи страны, если маршрут следования проходит через Республику Беларусь [16, с.79].

Информация о работе Место и роль транспорта в народно-хозяйственном комплексе страны РБ