Место и роль транспорта в народно-хозяйственном комплексе страны РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить развитие транспорта в Республике Беларусь, его роль в расширении потенциала национальной экономики, а также анализ процесса приватизации транспортных предприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Транспорт как отрасль общественного производства………………………..…4
2.Состояние транспорта в Республике Беларусь…………………..………………9
3.Развитие транспорта на современном этапе…...……….……………........……14
Заключение……………...……………………………………………………….….24
Список использованных источников…...…………………………………………25

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….…..3

 

1.Транспорт как отрасль общественного производства………………………..…4

 

2.Состояние транспорта  в Республике Беларусь…………………..………………9

 

3.Развитие транспорта на современном этапе…...……….……………........……14

 

Заключение……………...……………………………………………………….….24

 

Список использованных источников…...…………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Известно, что транспорт относится к четвёртой сфере материального производства. «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности сущёствует ещё четвёртая сфера материального производства, которая в своём развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это транспортная промышленность, всё равно, перевозит ли она людей или товары» .

Транспорт подразделяется на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (ЛЭП). В нашей стране развиты все виды транспорта.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

Современный транспортный комплекс Республики Беларусь подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, а будучи особой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.

Все вышесказанное и определило актуальность темы работы.

Цель данной работы – изучить развитие транспорта в Республике Беларусь, его роль в расширении потенциала национальной экономики, а также анализ процесса приватизации транспортных предприятий.

 

 

 

      1.1.Транспорт как отрасль общественного производства

 

 

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, он обеспечивает потребности населения в перевозках [10, с.54].

Транспорт, являясь по образному выражению, «кровеносной системой экономики», сталкивается с трудностями, характерными для общества в целом, состояние которого сегодня может характеризоваться как «пещерный» капитализм. При этом большинство банкиров, промышленников и предпринимателей, подобно пещерным жителям, заботятся лишь о ежедневной добыче, не задумываясь о перспективах, привлечении инвестиций и т.п.

В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определенному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный.

Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользования. Общее пользование — это использование всех видов транспорта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта — населением. К ведомственному относят промышленный транспорт, обслуживающий конкретное предприятие и находящийся на балансе этого предприятия. В нынешних рыночных условиях после ликвидации производственных министерств понятия общего и не общего транспорта оказались не строго разграниченными. Личное пользование — это применение какого-либо транспортного средства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).

 На всех этапах развития  экономики транспорт обеспечивает  потребности ее отраслей и  населения в оперативном перемещении  грузов и пассажиров. При развитии  рыночных отношений особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения, установленных заказчиком перевозок.

 Основной особенностью  транспорта является нематериальный  характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальное  функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью [12, с.59].

 Отсюда и его специфическая  роль в обеспечении (опосредованно) роста общественного продукта  и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфортных условиях.

 Транспорт одновременно  выступает и в роли потребителя  и в роли работодателя, так  как использует транспортные  средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.

 Темпы развития транспорта  должны несколько опережать потребности  в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются  самыми целесообразными видами  резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики.

 Недоучет роли транспорта  в экономике приводит к отставанию  отдельных отраслей промышленного  производства и сельского хозяйства. Так, плохие дороги или отсутствие дорог не позволяют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрицательно сказываться на их здоровье и работоспособности.

 Транспорт участвует  в производственном процессе  любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием  общественного производства. Продукт  только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех предприятиях, которые он обслуживает, т.е. в определенных случаях транспорт является составной частью технологического процесса производства данного продукта [11, с.41].

 Однако роль транспорта  не сводится лишь к перемещению  грузов или пассажиров, он активно  воздействует на весь процесс  расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги —товар—деньги», на которой строится любая экономика.

 Транспорт — очень  трудоемкая отрасль, в которой  занято более 10 % работающих граждан  страны. Транспортная отрасль потребляет 60 % мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 40 % лакокрасочных изделий и др.

 На транспорте одновременно  находится примерно 27 — 30 млнт различных  грузов.

 Затраты на перевозку  продукции и погрузочно-разгрузочные  работы могут составлять в среднем 15— 18 % от общей стоимости перевозимой продукции, но по отдельным видам грузов могут быть значительно выше (например, при перевозке нефтепродуктов они доходят до 40 %, строительных грузов — до 50 %, пищевых продуктов — до 25 %, а сельскохозяйственной продукции — до 100 % в связи с плохим качеством дорог в отдельных регионах).

 Одним из показателей  уровня развития страны является  состояние транспорта.

Существуют причинно-следственные связи между уровнем развития транспорта и структурой общества. Так, появление железнодорожного транспорта связало города и страны, облегчив освоение новых территорий для проживания населения и производства продукции. Рост городов, в свою очередь, обусловил развитие городского транспорта и создание новых видов транспорта для качественного обслуживания городского населения.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной промышленности, где они могут достигать 50%. Полные же транспортные издержки в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. 

 

Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.

 Транспорт способствует  монолитности государства, позволяет  маневрировать ресурсами, оперативно  разрешать чрезвычайные ситуации. В этом состоит политическое  значение транспорта [5, с.85].

Культурное значение транспорта состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения. Сам транспорт также стал элементом культуры:

- создаются музеи по всем или отдельным видам транспорта;

- проводятся выставки достижений транспортной промышленности;

 -организуются общества по распространению идей и достижений на транспорте.

 Туризм, являясь элементом  культуры, задействует все виды  транспорта. Так, на морском транспорте  существует сеть круизных маршрутов, которые работают во взаимодействии  с наземными видами транспорта.

 Особая роль в туризме, а главное в экскурсионном  обслуживании, отводится автомобильному  транспорту.

Социологическое значение транспорта состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. времени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. При недостатках в работе транспорта, обслуживающего население, транспортная усталость может снижать производительность труда на 12 %.

 Неоценимо научное  значение транспорта. Потребность  в совершенствовании транспорта  ставит перед наукой новые  задачи, а развитие науки, в свою  очередь, позволяет транспорту оказывать  услуги населению на более  высоком уровне при уменьшении  затрат.

Транспорт имеет большое значение для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.

 

2.Состояние транспорта  в Республике Беларусь

 

Рассматривая экспортную деятельность Республики Беларусь, следует прежде всего понять, почему это так важно для белорусской экономики. Анализируя структуру ВВП Беларуси, можно увидеть, что экспорт занимает в ней довольно большую часть. Т.е. мы говорим об экспортоориентированной экономике.

Предпосылками для этого выступают следующие:

Во-первых, историческая предпосылка. Республика Беларусь в составе СССР была своего рода сборочным цехом Союза. После развала СССР экономические связи были нарушены. Также это означало, что Республика Беларусь должна экспортировать уже в страны СНГ со своими барьерами продукцию своей промышленности. Вообщем, на фоне уже не дешевых ресурсов и тарифных ограничений стран-импортеров это означало крах белорусской экономики.

Во-вторых, Россия косвенно стимулировала белорусский экспорт за счет давальческого сырья и доступа на свой рынок белорусским товарам.

Этот фактор имеет ключевое значение, объясняющий рост экспорта и Беларуси в переходный период.

Транспортный комплекс Республики Беларусь включает в себя следующие виды транспорта:

• автомобильный,

• железнодорожный,

• водный,

• воздушный.

Сеть автомобильных дорог имеет протяженность 85,7 тыс. км, в том числе 74 тыс. км – дороги с твердым покрытием.

Республика Беларусь располагает всеми современными, кроме морского, видами транспорта, а ее транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в основном отвечают внутренним потребностям страны, но нуждаются в совершенствовании.

Информация о работе Место и роль транспорта в народно-хозяйственном комплексе страны РБ