Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 11:43, контрольная работа
Цель данной работы – изучить развитие транспорта в Республике Беларусь, его роль в расширении потенциала национальной экономики, а также анализ процесса приватизации транспортных предприятий.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Транспорт как отрасль общественного производства………………………..…4
2.Состояние транспорта в Республике Беларусь…………………..………………9
3.Развитие транспорта на современном этапе…...……….……………........……14
Заключение……………...……………………………………………………….….24
Список использованных источников…...…………………………………………25
содержание
Введение…………………………………………………………
1.Транспорт как отрасль общественного производства………………………..…4
2.Состояние транспорта
в Республике Беларусь…………………..
3.Развитие транспорта на современном этапе…...……….……………........……14
Заключение……………...………………………………
Список использованных источников…...…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что транспорт относится к четвёртой сфере материального производства. «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности сущёствует ещё четвёртая сфера материального производства, которая в своём развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это транспортная промышленность, всё равно, перевозит ли она людей или товары» .
Транспорт подразделяется на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (ЛЭП). В нашей стране развиты все виды транспорта.
Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.
Современный транспортный комплекс Республики Беларусь подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, а будучи особой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.
Все вышесказанное и определило актуальность темы работы.
Цель данной работы – изучить развитие транспорта в Республике Беларусь, его роль в расширении потенциала национальной экономики, а также анализ процесса приватизации транспортных предприятий.
1.1.Транспорт как отрасль общественного производства
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, он обеспечивает потребности населения в перевозках [10, с.54].
Транспорт, являясь по образному выражению, «кровеносной системой экономики», сталкивается с трудностями, характерными для общества в целом, состояние которого сегодня может характеризоваться как «пещерный» капитализм. При этом большинство банкиров, промышленников и предпринимателей, подобно пещерным жителям, заботятся лишь о ежедневной добыче, не задумываясь о перспективах, привлечении инвестиций и т.п.
В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определенному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный.
Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользования. Общее пользование — это использование всех видов транспорта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта — населением. К ведомственному относят промышленный транспорт, обслуживающий конкретное предприятие и находящийся на балансе этого предприятия. В нынешних рыночных условиях после ликвидации производственных министерств понятия общего и не общего транспорта оказались не строго разграниченными. Личное пользование — это применение какого-либо транспортного средства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).
На всех этапах развития
экономики транспорт
Основной особенностью
транспорта является
Отсюда и его специфическая роль в обеспечении (опосредованно) роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфортных условиях.
Транспорт одновременно
выступает и в роли
Темпы развития транспорта
должны несколько опережать
Недоучет роли транспорта
в экономике приводит к
Транспорт участвует
в производственном процессе
любого предприятия, перевозя сырье,
полуфабрикаты, готовую продукцию,
что является обязательным
Однако роль транспорта
не сводится лишь к
Транспорт — очень
трудоемкая отрасль, в которой
занято более 10 % работающих граждан
страны. Транспортная отрасль
На транспорте одновременно находится примерно 27 — 30 млнт различных грузов.
Затраты на перевозку
продукции и погрузочно-
Одним из показателей
уровня развития страны
Существуют причинно-следственные связи между уровнем развития транспорта и структурой общества. Так, появление железнодорожного транспорта связало города и страны, облегчив освоение новых территорий для проживания населения и производства продукции. Рост городов, в свою очередь, обусловил развитие городского транспорта и создание новых видов транспорта для качественного обслуживания городского населения.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной промышленности, где они могут достигать 50%. Полные же транспортные издержки в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны.
В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.
Транспорт способствует
монолитности государства, позволяет
маневрировать ресурсами, оперативно
разрешать чрезвычайные
Культурное значение транспорта состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения. Сам транспорт также стал элементом культуры:
- создаются музеи по всем или отдельным видам транспорта;
- проводятся выставки достижений транспортной промышленности;
-организуются общества по распространению идей и достижений на транспорте.
Туризм, являясь элементом
культуры, задействует все виды
транспорта. Так, на морском транспорте
существует сеть круизных
Особая роль в туризме, а главное в экскурсионном обслуживании, отводится автомобильному транспорту.
Социологическое значение транспорта состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. времени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. При недостатках в работе транспорта, обслуживающего население, транспортная усталость может снижать производительность труда на 12 %.
Неоценимо научное
значение транспорта. Потребность
в совершенствовании
Транспорт имеет большое значение для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.
2.Состояние транспорта в Республике Беларусь
Рассматривая экспортную деятельность Республики Беларусь, следует прежде всего понять, почему это так важно для белорусской экономики. Анализируя структуру ВВП Беларуси, можно увидеть, что экспорт занимает в ней довольно большую часть. Т.е. мы говорим об экспортоориентированной экономике.
Предпосылками для этого выступают следующие:
Во-первых, историческая предпосылка. Республика Беларусь в составе СССР была своего рода сборочным цехом Союза. После развала СССР экономические связи были нарушены. Также это означало, что Республика Беларусь должна экспортировать уже в страны СНГ со своими барьерами продукцию своей промышленности. Вообщем, на фоне уже не дешевых ресурсов и тарифных ограничений стран-импортеров это означало крах белорусской экономики.
Во-вторых, Россия косвенно стимулировала белорусский экспорт за счет давальческого сырья и доступа на свой рынок белорусским товарам.
Этот фактор имеет ключевое значение, объясняющий рост экспорта и Беларуси в переходный период.
Транспортный комплекс Республики Беларусь включает в себя следующие виды транспорта:
• автомобильный,
• железнодорожный,
• водный,
• воздушный.
Сеть автомобильных дорог имеет протяженность 85,7 тыс. км, в том числе 74 тыс. км – дороги с твердым покрытием.
Республика Беларусь располагает всеми современными, кроме морского, видами транспорта, а ее транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в основном отвечают внутренним потребностям страны, но нуждаются в совершенствовании.
Информация о работе Место и роль транспорта в народно-хозяйственном комплексе страны РБ