Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:00, реферат
Цель курсовой работы: раскрыть и проанализировать особенности внешней торговли в РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Дать краткую характеристику системы внешней торговли.
Проанализировать структуру экспорта и импорта товаров в РФ.
Рассмотреть особенности таможенной политики в РФ.
Проанализировать размеры поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли.
Введение 3
Глава 1. Место внешней торговли в системе международных
экономических отношений России………………………………………………………………….5
Краткая характеристика внешней торговли 5
Методы регулирования внешней торговли 7
Структура экспорта и импорта 14
Глава 2. Таможенная политика 19
2.1 Определение таможенной политики 19
2.2 Анализ размеров поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли 20
Заключение 22
Список литературы 24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Финансовый университет при правительстве
Российской Федерации
Заочный финансово-экономический институт
РЕФЕРАТ
по дисциплине МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Вариант № 15 «Место внешней
торговли в системе международных
экономических отношений России».
Студент: Пономарь Клавдия Владимировна
Направление: Экономика
Профиль: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Курс 3 группа № _________
Личное дело № 11ФЛД10796
Преподаватель: Соболев Э.В.
г. Краснодар – 2014
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Место внешней торговли в системе международных
экономических отношений России………………………………………………………………
Глава 2. Таможенная политика 19
2.1 Определение таможенной политики 19
2.2 Анализ размеров поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли 20
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И, несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений1.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что внешняя торговля является барометром состояния экономики государства.
Цель курсовой работы: раскрыть и проанализировать особенности внешней торговли в РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Предметом данной работы является: документация и динамика
международных экономических отношений.
Объектом данной работы является: международные экономические
отношения носящие коммерческий характер.
Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира ведется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы»2.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость. Современные МЭО, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик3.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. В международную торговую систему ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.
Международная торговля велась и в эпоху рабовладения, существовала она и при феодализме, но лишь с разложением последнего и возникновением капиталистических отношений она начинает интенсивно развиваться. С созданием национальных государств на первых этапах развития капитализма и возникновением машинного производства начинается процесс зарождения специализации стран на производстве того или иного вида продукции.
Появление крупных промышленных предприятий на этапе развитого капитализма привело к массовому производству товаров, быстро перерастающему рамки национальных хозяйств. На этом этапе происходит становление процесса международного разделения труда.
Глава 1. Система внешней торговли
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров4.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В последние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инструментами (директивами), производными от финансовых инструментов, обращающихся на наличном рынке, например облигациями или акциями.
Международная торговля предстает как совокупный объем торговли всех стран мира. Однако термин «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран, совокупный объем внешней торговли стран какого-либо континента, региона, например стран Восточной Европы, и т.п.
Международная торговля характеризуется тремя основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой.
Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемы внешней торговли.
Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.
Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.
Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.
Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:
– преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
– интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;
– увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;
– на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
– повышается уровень международной специализации страны.
При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года5.
Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:
– во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;
– во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;
– в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;
— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.
Правительства всех стран мира в большей или меньшей степени осуществляют регулирование внешнеторговых операций, руководствуясь политическими, экономическими, социальными, экологическими, моральными, религиозными и другими соображениями. В интересах регулирования широко используются как экономические, действующие через механизм цен, так и административные инструменты, ограничивающие поставку или закупку товаров. Комбинируя применение этих инструментов, стремятся достичь оптимальных результатов.
Механизм регулирования ВЭД разработан на законодательном уровне применительно к внешней торговле. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы.
Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России и основаны на Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Таможенный тариф - это систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:
* фискальную, т. е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета;
* защитную, т. е. предохраняет национальную
экономику от чрезмерной
* регулирующую, т. е. оказывает влияние
на формирование структуры
В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.
Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ), основу которой составляет гармонизированная система описания и кодирования товаров - международная товарно-статистическая номенклатура. Российская ТН ВЭД пока несовершенна и требует углубленной дифференциации с учетом состояния и перспектив производства и внешней торговли.
Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает 3 уровня ставок таможенных пошлин:
* базовый - для товаров, происходящих
из стран или экономических
группировок, с которыми заключены
торговые договоры и
* максимальный - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми отсутствует режим РНБ (например, Эстония), и товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки в 2 раза превышают размер базовых ставок;
* минимальный - для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. - всего 103 страны). С 15 мая 1996 г. эти ставки составляют 75% от базовых.
Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран - Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран), и из стран СНГ - участниц Таможенного союза.
Страны СНГ в сентябре 1993 г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривал создание ассоциаций свободной торговли, затем Таможенного союза и наконец общего рынка. В настоящее время идет процесс формирования Таможенного союза - объединения стран, проводящих единую внешнеэкономическую политику, с единым таможенным тарифом в торговле с третьими странами. Уже действует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. На российско-белорусской границе отсутствует таможенный контроль, на российско-казахстанской границе этот контроль сохраняется с российской стороны для товаров из третьих стран.
Информация о работе Место внешней торговли в системе международных экономических отношений России