Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:00, реферат
Цель курсовой работы: раскрыть и проанализировать особенности внешней торговли в РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Дать краткую характеристику системы внешней торговли.
Проанализировать структуру экспорта и импорта товаров в РФ.
Рассмотреть особенности таможенной политики в РФ.
Проанализировать размеры поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли.
Введение 3
Глава 1. Место внешней торговли в системе международных
экономических отношений России………………………………………………………………….5
Краткая характеристика внешней торговли 5
Методы регулирования внешней торговли 7
Структура экспорта и импорта 14
Глава 2. Таможенная политика 19
2.1 Определение таможенной политики 19
2.2 Анализ размеров поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли 20
Заключение 22
Список литературы 24
Первый (1996-1997 гг.) и второй (1998-2000 гг.) этапы предусматривают не столько расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры, постепенного расширения ассортимента вывозимой продукции.
Решающим со всех точек зрения является третий этап (2001-2005 гг.), в течение которого будет обеспечена диверсификация российского экспорта, в том числе за счет широкого выхода на внешние рынки отечественных поставщиков готовой, в первую очередь наукоемкой, продукции. Доля последней в структуре экспорта страны предположительно достигнет 10-15% и приблизится к уровню промышленно развитых государств13.
Таким образом, у России, как у великой торгующей державы, ещё есть шанс. Однако для этого развитие промышленного экспорта необходимо рассматривать как задачу общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу органов федеральной и местной власти, предпринимательских союзов и общественных организаций, непосредственно экспортеров. Общими усилиями Россия сумеет занять достойное место в международном разделении труда, способствуя тем самым прогрессу всего мирового хозяйства.
Товарная структура импорта
За 2004 год объем импорта России составил 75,5 млрд. долларов, что на 5,2% выше уровня 2003 года. В его общем объеме на долю промышленно развитых стран приходилось 69% ( в 2003 г. – 61% ). Основу импорта России составляли изделия машиностроения. В 2004 году закупки машин и оборудования возросли на 5,8% и составили 34% от общего объема импортных поставок, а стоимость ввезенного оборудования достигла 9,6 млрд. долларов. Существенно возросла доля продовольствия и сырья для его производства – 29,2% против 22,2% в 2003 году. Удельный вес импортируемых химических продуктов составлял 10,7% ( в 2003 г. – 6,2%), изделий легкой промышленности 6,8% (13,2%), черных и цветных металлов и изделий из них 3,5% ( то есть на уровне 2003 г.)14.
Определенное влияние на сдерживание импорта оказывали следующие факторы:
– политика, направленная на сокращение расходов бюджета и отмена с 1 января 2002 года дотационных коэффициентов на импортируемые товары, а также льгот по уплате НДС и таможенных пошлин;
– динамика курса рубля ( ускорение падения во второй половине 2003 года );
– введение с 1 июля 2003 года нового импортного таможенного тарифа с повышенными ставками;
– повышение акцизов на отдельные виды товаров.
Приближение уровня внутренних цен к ценам мирового рынка с
учетом процесса инфляции и падения внутреннего производства при-
водит к резкому усилению конкуренции импортных товаров на отечественном рынке. В первом полугодии 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года импорт товаров возрос на 16,8 % . В это время в структуре российского импорта на две товарные группы – машины и оборудование ( 33 % ) и продовольствие ( 22 % ) – приходилось 3/5 всего импорта. Во внешней торговле России важную роль играет импорт продовольствия и прежде всего мяса, мясопродуктов и консервов, на которые приходится свыше 5 % всего российского импорта, ввезенного в первом полугодии 2004 года , напитков алкогольных и безалкогольных - 2,8 %, сахара белого - 1,3 %, масла сливочного - 1,2 %, рыбы свежей и мороженной, филе рыб - 0,5 %. В сопоставимые периоды отмечен рост закупок этих продуктов питания15.
Глава 2. Таможенная политика
2.1 Определение таможенной политики
Таможенная политика - органичная составная часть экономической и внешнеторговой политики государства16. По своему содержанию она представляет собой систему мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей.
Основными средствами осуществления таможенной политики являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговле и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установленный режим прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля и т.д.
Существует два основных вида таможенной политики - протекционизм и "свободная торговля". Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торговли" направлена на всемерное поощрения импорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин. В условиях капитализма таможенная политика оказывает прямое влияние на процессы воспроизводства в стране, норму прибыли и соответственно, темпы развития в отдельных отраслях, поскольку таможенные пошлины воздействуют на уровень внутренних цен. Она содействует нивелированию различий в национальных и международных условиях производства. В настоящее время основным договором, регулирующим таможенно-тарифную политику стран-участниц на многосторонней основе, является ГАТТ, которое содержит следующие положения: осуществление внешнеторговой политики главным образом с помощью таможенных тарифов, регулярное проведение переговоров о снижении таможенных пошлин, согласование странами-участницами списка тарифных уступок, которые затем включаются в ГАТТ и т.д. Однако роль таможенно-тарифной политики в современных международных торговых отношениях при возрастании значения нетарифных мер регулирования падает.
2.2 Анализ размеров поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли.
Для российского бюджета трудно переоценить значимость таможенных налогов и сборов. Несмотря на не значительное снижение абсолютной величины таможенных поступлений в последние месяцы 2004 г. их роль в формировании доходной части федерального бюджета выглядит весьма внушительной.
По информации ГТК РФ, в 2004 г. в федеральный бюджет было перечислено таможенных налогов и сборов (включая ввозные таможенные пошлины, НДС и акцизы, штрафы и пени в связи с нарушением таможенных правил, проценты за отсрочку таможенных платежей, стоимость конфискованных товаров) на сумму 84,3 млрд.руб., или примерно 8,7 млрд.долл. (в пересчете по среднегодовому официальному курсу ЦБ РФ). При этом доля только основных таможенных налогов (импортные пошлины, НДС и акцизы) в доходной части федерального бюджета увеличилась с 17% в 2001 г. до 21% в 2002 г. и 24% в 2003 г.; поступления от уплаты импортных пошлин возросли за указанный период с 4,0 до 9,1%.
Поступления НДС и акцизов по внешнеторговым операциям составляют значительную часть соответствующих внутренних платежей. Так, общая сумма НДС на товары, ввозимые на территорию России, составила по итогам 2004 г. порядка 26% от уплаты НДС на товары, производимые на территории России, и услуги. В то же время отношение официального импорта к ВВП страны в 2004 году не превысило 16%, что свидетельствует о более высокой собираемости налогов в сфере внешнеторговой деятельности.
По сравнению с 2003 г. в структуре таможенных налогов и сборов увеличился удельный вес НДС в связи с временным увеличением его ставки во второй половине 2004 г. с 10 до 20% по широкому кругу импортируемых продовольственных и других товаров.
Следует подчеркнуть, что достигнутый уровень зависимости доходной части федерального бюджета от различного рода таможенных платежей весьма высок и имеет мало аналогов среди зарубежных стран, за исключением группы наименее развитых государств. Для большинства промышленно развитых стран соответствующий показатель не превышает 1%, для государств со средним уровнем доходов - 9% (данные приведены за 2003 г. и включают таможенные пошлины, доходы экспортно-импортных монополий, курсовые доходы и налоги на валютные операции)17.
В таких представительных для России странах, как Китай, Республика Корея, Индонезия, Аргентина, Бразилия, Польша, Чехия, налоги на внешнюю торговлю достигали, соответственно 9, 7, 4, 5, 2, 8 и 4% всех поступлений центрального (федерального) бюджета. Полностью сопоставимые данные по России отсутствуют, однако только экспортно-импортные пошлины обеспечили в 2001 г. не менее 11% доходной части федерального бюджета.
Среди динамично развивающихся стран высокая зависимость бюджетных доходов от налогообложения внешнеторговых операций наблюдается, в частности, в Индии 24%, на Филиппинах - 29%, Таиланде - 16%, Малайзии - 12%.
Характерно, что высокий уровень бюджетной зависимости от различного рода налогов на внешнюю торговлю сформировался в России не столько из-за высоких налоговых ставок, сколько вследствие их лучшей собираемости на фоне неуклонного сокращения налогооблагаемой базы внутри страны. Так, в примере с ввозными таможенными пошлинами и среднеарифметическое, и средневзвешенное значения российского импортного тарифа находились, как правило, на уровне или даже уступали аналогичным показателям для стран, сопоставимых по размерам экономики и условиям развития.
Заключение
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
В данной работе была дана краткая характеристика внешней торговли, рассмотрены основные методы регулирования внешней торговли.
Проведён анализ структуры экспорта и импорта товаров на примере РФ, охарактеризованы особенности таможенной политики в РФ.
Проанализированы размеры поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что внешняя торговля является неотъемлемой частью финансовой политики государства, и от того как государство будет организовывать внешнею торговлю зависит благосостояние каждого россиянина.
Список литературы:
1 Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-05 гг)
2 Внешнеторговые операции по международной торговле / Леденев В.С. Москва 2003.
3 Экономика внешних связей России. /Под редакцией Булатова А.С. Москва .2002.
4 Экономика внешних связей России. /Под редакцией Булатова А.С. Москва .2002.
5 Экспорт: право и практика международной торговли. / К.Шмиттгофф./ Юрид.лит. Москва.2002.
6 Экономика внешних связей России. /Под редакцией Булатова А.С. Москва .2002.
7 См.: МЭиМО. –2004. –№8. –С.50.
8 См.: Внешняя Торговля.–2004. –№4. –С.3.
9 См.: Экономическая газета.–2004. –№40. –С.28.
10 www.rusivpex.ru- Аналитический центр по импорту и экспорту.
11 Там же
12 См.: Внешняя торговля.–2005. –№4. –С.8.
13 www.rusivpex.ru- Аналитический центр по импорту и экспорту.
14 www.rusivpex.ru- Аналитический центр по импорту и экспорту.
15 www.rusivpex.ru- Аналитический центр по импорту и экспорту.
16 Таможенный кодекс РФ.
17 www.gks.ru-Госкомстат- основные макроэкономические показатели.
Информация о работе Место внешней торговли в системе международных экономических отношений России