Место внешней торговли в системе международных экономических отношений России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:00, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть и проанализировать особенности внешней торговли в РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Дать краткую характеристику системы внешней торговли.
Проанализировать структуру экспорта и импорта товаров в РФ.
Рассмотреть особенности таможенной политики в РФ.
Проанализировать размеры поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Место внешней торговли в системе международных
экономических отношений России………………………………………………………………….5
Краткая характеристика внешней торговли 5
Методы регулирования внешней торговли 7
Структура экспорта и импорта 14
Глава 2. Таможенная политика 19
2.1 Определение таможенной политики 19
2.2 Анализ размеров поступления в доходную часть бюджета от внешней торговли 20
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Таможенным органам необходимо представить сертификат о происхождении товара при ввозе на территорию Российской Федерации товаров из стран, на которые распространяются преференции и количественные ограничения (квоты). Критерии и особенности определения страны происхождения товаров установлены Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Сумма подлежащей уплате таможенной пошлины определяется в процентах от таможенной стоимости товара. Законодательство предусматривает 6 методов определения таможенной стоимости. Наиболее распространенным является первый метод оценки (Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе") по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счет фактуре:

ТП = ТС х П/100,

где ТП - сумма таможенной пошлины, руб.;

ТС - таможенная стоимость товара, руб.;

П - ставка таможенной пошлины, % ;

С 1 февраля 1993 г. все ввозимые на территорию России товары за определенными исключениями облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами.

Акцизы взимаются с определенной группы товаров, определяемых Правительством Российской Федерации, к которым относятся винно-водочные, табачные изделия, автомобили, изделия из меха и кожи, ювелирные украшения и др.

Ставки акцизов на отечественную и импортную продукцию различны. Акциз рассчитывается аналогично таможенной пошлине:

АС = ТС х А/100,

где АС - акцизный сбор, руб.;

ТС - таможенная стоимость товара, руб.;

А - ставка акциза, %.

Для определения НДС в базу обложения импортного товара включается сумма таможенной пошлины и акцизного сбора:

Сумма НДС = (ТС + ТП + АС) х НДС/100,

где НДС - ставка НДС, %.

Нетарифные методы регулирования. Нетарифные   методы , т. е. различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др., используются в той или иной степени всеми странами мира, хотя ГААТ, а затем и ВТО поставили задачу максимально упразднить такие меры и перейти к  регулированию   внешней   торговли  только тарифными  методами .

Нетарифные методы регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензий. Лицензированию подлежат квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установлена государством.

Количественный контроль - это контроль ввоза или вывоза товара в установленных максимальном объеме или стоимости (квоты).

Квотирование (определение квоты) применяется широко и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. Например, торговля текстилем и одеждой подлежит количественному регулированию на многосторонней основе.

В России в связи с дефицитом внутреннего рынка и различием между мировыми и внутренними ценами были введены квоты на экспорт отдельных товаров - нефти и нефтепродуктов, углеводородного сырья, цветных металлов, ракообразных, икры, деловой древесины и др. По мере приближения внутренних цен к мировым перечень квотируемых товаров постепенно уменьшался, и с 1 января 1995 г. сохраняется квотирование в отношении товаров, по которым Россия выполняет международные обязательства: уран, сталь, карбид кремния, нитрат аммония, нити и пряжа, одежда, одеяла, пледы и др.

Квоты на импорт в России пока не использовались. Однако постановление Правительства Российской Федерации "О введении защитных мер в отношении ввоза на таможенную территорию РФ спирта этилового из пищевого сырья и водки" предусматривает введение с 1 января 1997 г. запрета на ввоз указанных товаров без наличия квот и лицензий на импорт.

Распределение квот осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, позволяющих обеспечить конкуренцию между участниками ВЭД.

К специфическим товарам относятся дикие животные, растения, кости ископаемых, рога, копыта, кораллы, коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии, информация о недрах и др. Для получения лицензии на эти товары необходимо получить разрешение от соответствующих министерств и ведомств - например, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов для экспорта животных, кораллов и других аналогичных товаров; Министерства сельского хозяйства - для получения импортной лицензии для химических средств защиты и т. д.

Государственная монополия установлена на торговлю продукцией, для использования которой требуется специальное разрешение: вооружением, боеприпасами, товарами двойного назначения (ракетное топливо, уран, рентгеновское оборудование, яды, наркотические средства и др.), драгоценными металлами и камнями, результатами научных исследований в области вооружений. Лицензии на торговлю этой группы товаров выдается на основании заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации исключительно государственным унитарным предприятиям.

Контроль за качеством товаров, ввозимых на территорию России, должен соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям России. Для ряда товаров в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" введена обязательная сертификация товаров и услуг, от качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. Перечень товаров, требующих подтверждения качества и безопасности, утверждается Госстандартом совместно с ГТК. В него входят продукты питания, товары для детей, парфюмерно-косметические и туалетные средства, бытовая техника и др.

Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта могут вводиться как защитные меры, т. е. отступление от принципов свободной торговли, диктуемое необходимостью избежать экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.

В России процедура принятия таких мер предусмотрена Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер, утвержденным МВЭС 21 декабря 1995 г. Расследование производится на основании заявления объединения производителей, непосредственно производителя или федерального органа исполнительной власти по просьбе российских производителей6.

Наличие этого документа позволяет отечественным производителям защитить свои экономические интересы на российском рынке, если по окончании расследования будет определено, что импорт наносит им материальный ущерб, если очевидна неотвратимость такого ущерба или существенно задерживается развитие отечественного производства. Результатом проведенного расследования стало введение квот на импорт этилового спирта и водки с 1 января 1997 г.

По правилам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД определён перечень основных документов, необходимых для таможенного оформления:

* счет-фактура, в котором указываются  наименование (перечень) экспортируемой  или импортируемой продукции, цена  за единицу, количество и общая  стоимость;

* паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки.

* сертификат соответствия стандартам Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);

* сертификат происхождения товара  по требованию таможенных органов  в необходимых случаях;

* лицензии для лицензируемых  товаров;

* разрешение для товаров, подлежащих  контролю государственных органов;

* платежные документы, подтверждающие  уплату таможенных пошлин, налогов  и сборов за таможенное оформление.

Структура органов и механизм управления ВЭД позволяют предприятию оценить свои возможности при выходе на внешний рынок. Однако для реальных шагов необходимо провести огромную работу по маркетингу, определить свои конкурентные преимущества, оценить возможность привлечения иностранных инвесторов, размещения производства в свободной экономической или оффшорной зоне, сделать технико-экономическое обоснование проекта.

 

    1. Структура экспорта и импорта

 

          Товарная  структура экспорта

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении 
многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом структура экспорта включает в себя примерно  4 тыс. различных видов отечественной продукции.7  Однако список товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объемы, ограничивается только 10 позициями, включая прежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы. Объем экспорта за 2004 г. составил 181 млрд. долларов и увеличился на 8,4 % по сравнению с предыдущим годом. Произошли определенные изменения в географической структуре экспорта. Доля промышленно развитых стран возросла с 60 до 67 %, развивающихся стран несколько снизилась - с 14 до 12 %.8

     Увеличение объема экспорта в 2004 году по сравнению с предыду-щим годом было достигнуто за счет прироста физических объемов вывоза основных сырьевых товаров и материалов.

     В 2004 году по данным  Госкомстата РФ , на долю товливно- 
энергетических ресурсов в экспорте приходилось 44,7 % общего 
объема экспорта ( в 2003 году - 46,7 % ), на черные и цветные ме- 
таллы и изделия из них - 20,2 %  ( 16,4 % ), продукцию химической 
промышленности - 7,6 % ( 6 % ), лесоматериалы и целлюлозо- 
бумажные изделия - 4,3 % ( 4,2 % ). Удельный вес машин и оборудо- 
вания  составил всего 5,3 % ( 6,7 % ). За год их экспортные поставки сократились на 11,8 %.9

     Важным фактором, повлиявшим  на объемы экспорта, стало изме- 
нение соотношения внутренних и мировых цен на отдельные товары. 
При этом на некоторые виды продукции перерабатывающей промышленности цены внутри страны приблизились или перешагнули рубеж цен на мировых рынках.

     За первое полугодие 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года экспорт товаров возрос на 29,7%. Увеличению стоимости объема российского экспорта товаров способствовала сложившаяся с начала 2005 года благоприятная конъюнктура на мировых рынках, и прежде всего рост цен на товары, обеспечивающие России основную массу валютных поступлений. В этом же направлении воздействовал физический рост экспортных поставок10.

       На рост экспорта  также оказывала влияние так называемая политика реального курса рубля. Вместе с тем мера по установлению определенного коридора курсу рубля, направленная на его стабилизацию, привела к снижению рентабельности экспорта, незаинтересованности производителей в его продвижении. Почти по всем важнейшим топливно-сырьевым товарам произошло физическое увеличение поставок. Вместе с ростом средних экспортных цен оба этих фактора обусловили существенный стоимостной рост российского экспорта в первом полугодии 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года. Расчеты показывают, что средние экспортные цены России за сопоставимые периоды времени выросли: на нефть – примерно на 26%, нефтепродукты – на 16%, природный газ – на 7%, каменный уголь – на 3%, кокс – на 16%. В течение первого полугодия 2005 года в экспорте России значительно увеличилась доля черных и цветных металлов, причем как в физическом выражении, так и по стоимости, прежде всего под влиянием мировых цен11.

        С  одной  стороны, на фоне спада в экономике и сокращения внутреннего спроса на отечественную продукцию экспортная сфера превратилась в наиболее динамичный и крупный сектор народного хозяйства, через который реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны. С другой стороны, расширение российского экспорта происходит в крайне противоречивой и сложной обстановке: высокие в сравнении с другими национальными макроэкономическими показателями темпы прироста российского экспорта не являются таковыми, если их сопоставить с динамикой международной торговли. Так, в 2004 г. при увеличении вывоза из России примерно на 12% мировой экспорт вырос на 23%, т.е. развивался почти вдвое быстрее.12 Фактически Россия не сумела в полной мере воспользоваться расширением спроса на внешних рынках. В качестве причин этого можно назвать возросшую международную конкуренцию и дискриминацию российских экспортеров за рубежом.

       В последнее  время начинает казаться, что после длительного периода одиночного плавания на просторах мирового рынка российские экспортеры, наконец-то, почувствовали отеческую заботу государства о своей судьбе. Подобная забота, безусловно, вполне уместна и своевременна. Государство предприняло следующие важные шаги в поддержку экспортеров. Принципиальной вехой на этом пути стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, шестая глава которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и её стимулированию. 30 ноября Президент России подписал указ “О  первоочередных мерах по поддержке экспортеров”, предусматривающий возможность их финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В развитие вышеупомянутого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 г. “О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг”, конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, Правительством России утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 г., а также основные средства достижения поставленных целей.

   Сегодня, наверное, сложно с высокой степенью вероятности предсказывать будущее российского экспорта,  но есть надежда, что заинтересованное участие государства поможет экспортной отрасли в сжатые сроки обрести современное качество и сохранить обретенные им  стабильность и динамизм. С учетом всей совокупности факторов, влияющих на развитие экспорта, в Федеральной программе выделены три принципиальных этапа формирования новой, более эффективной модели участия России в международном разделении труда.

Информация о работе Место внешней торговли в системе международных экономических отношений России