Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 07:13, курсовая работа
Основная цель социально-экономической политики государства - повышение уровня жизни граждан. Государственные органы управления должны создать условия, позволяющие повышать доходы предприятий и работников и увеличивать поступления в бюджет. Доход работника (т.е. покупательская способность его заработной платы) должен позволить оплатить все необходимые расходы на питание, одежду, коммунальные, бытовые и другие услуги, а также на приобретение производимых в республике товаров народного потребления. Т.к. производить товары и услуги можно и нужно лишь тогда, когда у покупателей имеется возможность их приобрести, оплатить.
Введение
1 Теоретические основы инфляции
Понятие и сущность инфляции
Виды инфляции
Социально-экономические последствия инфляции
Глава 2 Методологические особенности измерения инфляции
2.1 Методы измерения инфляции
2.2 Оценка уровня инфляции в РФ
Глава3 Методы борьбы с инфляцией
3.1 Основные методы регулирования инфляции
3.2 Борьба с инфляцией в России
Заключение
Список используемых источников и литературы
Содержание
инфляция регулирование
Введение
1 Теоретические основы инфляции
Глава 2 Методологические особенности измерения инфляции
2.1 Методы измерения инфляции
2.2 Оценка уровня инфляции в РФ
Глава3 Методы борьбы с инфляцией
3.1 Основные методы регулирования инфляции
3.2 Борьба с инфляцией в России
Заключение
Список используемых источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Переход российской экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по развитию народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Инфляция является сложным
социально-экономическим
Основная цель социально-экономической политики государства - повышение уровня жизни граждан. Государственные органы управления должны создать условия, позволяющие повышать доходы предприятий и работников и увеличивать поступления в бюджет. Доход работника (т.е. покупательская способность его заработной платы) должен позволить оплатить все необходимые расходы на питание, одежду, коммунальные, бытовые и другие услуги, а также на приобретение производимых в республике товаров народного потребления. Т.к. производить товары и услуги можно и нужно лишь тогда, когда у покупателей имеется возможность их приобрести, оплатить.
Проблема ограничения
уровня инфляции, стабилизации экономики
на основе комплексной политики регулирования
доходов населения создаст допо
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ
Переход российской экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение1.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
Инфляция - это социально-экономическое явление, которое порождается диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, оно до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция это наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего, уточнения как социально-экономическое понятие.
Расстройство законов денежного обращения чаще всего объясняется действием внешних факторов. Как правило, в большинстве случаев проявления инфляции наблюдается противостояние денежной стороне факторов, находящихся в сфере производства. Нарушение ряда народнохозяйственных пропорций в сфере производства и обращения приводит к нарушению условий обмена.
Суть противоречивости и нарушении условий обмена заключается в том, что для каждого последующего покупателя одна и та же денежная величина обменивается на все меньший товарный эквивалент.
Инфляцию можно рассматривать как проявление противоречий, происходящих вследствие роста цен и обесценения денежных единиц, с одной стороны, между действительным и денежным, а, с другой – между реальным и фиктивным капиталами. Иными словами, возникающие структурные диспропорции в воспроизводстве общественного капитала приводят в конце концов к повышению цен.
В западной экономической мысли формула «инфляция – рост цен» неприемлема, потому что там инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложений.
Сказанное, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать – это одно из больных мест инфляции то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция как таковая – это, безусловно, денежный феномен, категория, обозначающая снижение покупательной способности денег. А в условиях свободного рыночного ценообразования инфляция проявляется, прежде всего, в повышении цен, в связи, с чем и говорят об их инфляционном росте.
Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос способен увеличиваться и при повышении скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства. Так бывает, например, при инфляционных ожиданиях. Во всех подобных случаях нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен2.
Начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется, прежде всего, инфляция быстро распространяется на все остальные отрасли экономики. Такой вид инфляции является традиционным и никем в принципе не оспариваемым. Он в значительной степени характеризует состояние денежной системы и динамики цен в переходной экономике, что и объясняет постановку проблемы «макроэкономической стабилизации».
Под инфляцией подразумевается устойчивый и непрерывный рост цен, выступающий всегда и везде как денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции.
Такое монетаристское определение предполагает, что центр тяжести инфляции находится в сфере обращения. С подобных позиций допустимо ограниченное вмешательство государства в воспроизводственный процесс. И следует отметить, что в отличие от этого в кейнсианских теориях под инфляцией подразумевается избыточный покупательский спрос, причины которого лежат как на стороне спроса, так и на стороне предложения.
Кейнс и его последователи
выделяли следующие причины возникновени
Монетаристы считают, что государство ограничить свое вмешательство в хозяйственную жизнь поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. В долгосрочном плане финансовая экспансия ведет лишь к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций, тогда как кредитно-денежная экспансия стимулирует лишь инфляцию, а не расширение объема производства.
Дж. Милль и А. Маршалл согласны были и с кейнсианскими и с монетаристскими причинами возникновения инфляции, но одновременно выделяли и свои. Среди факторов, вызывающих инфляцию, в первую очередь они выделяли усиление давления на цены тех или иных издержек производства, сильные монополистические элементы в рыночной структуре экономики, приводящие к монополистической практике ценообразования; дефицит определенных товаров или ресурсов, а также удорожание импорта в результате роста цен на мировом рынке или девальвации национальной валюты3.
Длительное и существенное завышение цен становится возможным в результате несовершенства рыночных отношений в одной или нескольких отраслях экономики. Если данная продукция используется при производстве других товаров, издержки последнего растут, что рано или поздно делает невыгодным продолжение выпуска этих изделий при прежнем уровне спроса и цен.
В результате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции, сокращается. А, поскольку, обществу необходимо продолжение и развитие производства, перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет увеличения денежной массы (увеличение доходов потребителей). Такой механизм называется «инфляциями издержек».
В качестве вывода можно отметить, что инфляция – это обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной зарплаты. А повышение банковской процентной ставки, увеличение платы за кредит и увеличение налогов – это основные причины ее роста4.
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция считается нормальным явлением как сильный негативный фактор, вызывающий значительные социально-экономические последствия. Против них используются различные меры антиинфляционной политики, зависящие от теоретических взглядов тех, кто эту политику проводит.
С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.
Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей5.
Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:
Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%; еще стремительнее рос индекс оптовых цен – 3400%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения6.
Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
Информация о работе Методологические особенности измерения инфляции